Статья:

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Конференция: XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика предпринимательства

Выходные данные
Евсюкова Т.Г. НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XC междунар. науч.-практ. конф. — № 1(90). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Обсуждение статей состоится 28.01.2025
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Евсюкова Тамара Генадиевна
канд. экон. наук, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва

 

TAX INCENTIVES FOR THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN AGRICULTURE

 

Tamara Evsyukova

Candidate of Economic Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос развития человеческого капитала в сельском хозяйстве. Одним из основных фактором, влияющим на развитие человеческого капитала является доход, получаемый индивидуумом в результате своей деятельности. Налогообложение данного дохода с учетом отраслевой специфики служит эффективным инструментом для стимулирования развития человеческого капитала.

Abstract. The article examines the topical issue of human capital development in agriculture. The income received by an individual as a result of his or her activities is one of the main factors influencing the development of human capital. Taxation of this income, taking into account industry specifics, serves as an effective tool for stimulating the development of human capital.

 

Ключевые слова: человеческий капитал; налогообложение физических лиц; заработная плата; НДФЛ.

Keywords: human capital; taxation of individuals; wages; personal income tax.

 

Достижение параметров продовольственной безопасности России является стратегической целью развития национальной экономики. Достижение данной цели возможно с помощью социально-экономических механизмов. Развитие человеческого капитала в сельском хозяйстве может стать основным направлением в реализации намеченных планов. Важнейшим фактором, сдерживающим развитие человеческого капитала в Российской Федерации, является неравномерность ее территориального развития. В свою очередь различия в развитии человеческого капитала обусловлены экономико-географическим положением регионов, высокой дифференциацией доходов населения и расходов бюджетов, направляемых на социальные цели.

В постиндустриальных обществах возрастающую роль играет экономика, основанная на приоритете человеческого капитала. В отечественной литературе проблеме повышения качества человеческого капитала в различных аспектах в последнее время уделяется много внимания. Важнейшим элементом национального богатства, определяющим конкурентные преимущества экономики, является человеческий капитал. Люди, обладающие образованием, квалификацией и опытом, представляют собой ценный производственный ресурс, который при эффективном использовании может стать основой экономического роста любой страны.

Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, к росту доходов, в том числе, к росту заработков работника, следовательно, происходит воспроизводство в кумулятивное накопление доходов с помощью человеческих способностей, что и превращает их в особую форму капитала. Человеческий капитал включает общие и специальные знания, приобретенные способности, навыки, опыт, а также умение их применить в нужное время и в нужном месте [2].

Очевидно, основным финансовым источником восстановления трудоспособности человека выступает его доход, на располагаемый размер которого уровень налогообложения оказывает существенное влияние.

Центральным вопросом налогообложения выступает уровень изъятий, который общество налогоплательщиков считает приемлемым для финансирования государственных функций. Оценка величины налогового пресса, характеризующего уровень изъятий, дает ориентир для принятия решений в области экономической политики государства. Однако наиболее общие показатели налоговой нагрузки, публикуемые Министерством финансов РФ, не в полной мере раскрывают влияние действующей системы налогообложения на экономический выбор налогоплательщиков.

Сегодня при оценке человеческого капитала в аграрном секторе можно отметить его низкий уровень не только в сравнении с другими отраслями экономики, но и в разрезе городских и сельских территорий [2]. Так, по результатам Всероссийской переписи населения 2020 года можно увидеть значительный перекос по уровню образования между сельским и городским населением. В городской местности профессиональное образование, в том числе высшее имеют более 72 % жителей, тогда как в сельской местности на их долю приходится лишь 30 % [3]. Кроме того, среди населения сельской местности, принявшего участие в переписи, число жителей, не имеющих образования вовсе, в пять раз больше, чем среди городского населения. Средний возраст рабочей силы сельских территорий составляет более 48 лет, тогда как городское население в среднем не превышает 47 лет. Среди занятого населения, работающего за пределами своего населенного пункта и вынужденного выезжать ежедневно или несколько раз в неделю практически 77 % приходится на сельских жителей.

За последние 10 лет уровень заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) возрос более чем в 3 раза. В среднем по России данный показатель в 2013 году составлял 16 582 руб., в 2023 году 54 634 руб. При этом наибольший размер заработной платы отмечается в Дальневосточном Федеральном округе и составляет 71 162 руб., а наиболее низкий – в Приволжском Федеральном округе, что на 10,2% ниже, чем в среднем по России.

Последние годы в сельском хозяйстве наблюдается повышение налоговой напряженности, в связи с отменой льготных тарифов по страховым взносам, действующим для сельхозтоваропроизводителей, а также спецификой направлений растениеводства и животноводства, где уровень автоматизации технологических процессов ниже по сравнению, например, с отраслями обрабатывающей промышленности – пищевых производств. В целом налоговая нагрузка в сельском хозяйстве не высокая.

Социальные налоги, формально замененные в последнее время на социальные взносы, фактически представляют собой налоги на труд, поскольку уплачиваются работодателем, который не может рассчитывать на встречное обязательство государства, в то время как бенефициарами выступают наемные работники. Следует учесть, однако, что сложившаяся коммерческая практика демонстрирует неявное переложение социальных платежей на доход работника, заработная плата которого уменьшается на сумму уплачиваемых взносов.

Снижение тарифов на страховые взносы для работников сельского хозяйство могли бы являться стимулированием к увеличению заработной платы, а также высвобождения средств работодателей за счет снижения фискальной нагрузки и направления высвобожденных средств на инвестиции в образование и получение новых навыков сотрудниками, а как следствие развитие человеческого капитала [4].

Что касается страховых взносов, для хозяйствующих субъектов, входящих в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), предусмотрен пониженный тариф по части страховых взносов, превышающих минимальный размер оплаты труда (МРОТ): 10% на взносы на пенсионное страхование (вместо 22%), 5% на медицинское страхование (вместо 5,1%) и освобождение от страховых взносов на случай временной нетрудоспособности (вместо 2,9%) [1]. В 2023 г. МРОТ составил 16242 руб. в месяц. В 2023 г. среднемесячная заработная плата работников в сельском хозяйстве в целом по России составила 54634 руб. Таким образом, страховые взносы при заработной плате одного сотрудника 54634руб. будут начислены на 5758 руб. 80 коп. меньше для хозяйствующих субъектов, входящих в реестр МСП.

Например, малые предприятия Белгородской, Воронежской и Тамбовской областей, занимающиеся растениеводством и животноводством, охотой и предоставляющие услуги в этих областях, находящиеся на общем режиме налогообложения могли бы использовать налоговую льготу по уплате страховых взносов, так как средняя заработная плата по всем категориям предприятий за 2023г. превышала МРОТ более чем в 2 раза.

Это дает возможность заключить, что создание благоприятных условий налогового администрирования позволит создать лучшие условия ведения бизнеса и развития человеческого капитала.

 

Список литературы:
1. Данные по формам статистической налоговой отчетности: официальный сайт ФНС России. – URL https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения 25.11.2024).
2. Евсюкова Т.Г. Фискальный фактор развития человеческого капитала в сельскохозяйственном производстве // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2024. – №8. – С. 176-182- DOI 10.33938/248-176 
3. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 г.: в 11 томах: официальное издание / Федеральная служба государственной статистики. – Москва: ИИЦ «Статистика России», 2022. – Т.1: Численность и размещение населения. – 901 с.
4. Родионова, О.А. Развитие специальных налоговых режимов для малых форм хозяйствования в условиях цифровизации / О.А. Родионова, Т.Г. Евсюкова // Никоновские чтения. – 2022. – № 27. – С. 166-170.