Проблемы квалификации убийства, совершенного в состоянии аффекта
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(49)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(49)
Проблемы квалификации убийства, совершенного в состоянии аффекта
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы квалификации убийства, совершенного в состоянии аффекта. Охарактеризовано понятие аффекта, его виды и причины возникновения. Проанализирована уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 107 УК РФ.
Ключевые слова: состояние аффекта, убийство, уголовная ответственность, физиологический аффект, патологический аффект, квалификация.
Одним из видов умышленного причинения смерти закон признает убийство, совершенное в состоянии аффекта. Данный вид убийства относится к привилегированным видам убийств, то есть к преступлениям, совершенным со смягчающими обстоятельствами. Квалификация преступления, предусмотренного ст.107 УК представляет некоторые проблемы, так как аффектированное убийство в некоторых случаях схоже c другими составами преступлений, в частности со статьями 105, 108 УК РФ.
Убийство в состоянии аффекта с субъективной стороны характеризуется как умышленное преступление. Условием применения норм ст. 107 УК РФ [1] выступает установление аффекта в момент совершения убийства. Ученые связывают аффект с признаками субъективной стороны, при этом одни авторы относят его к самостоятельным признакам (Б.В. Сидоров, А.Н. Попов, и др.), а другие считают частью мотива (В.И. Ткаченко) [10, с. 78].
Для примера рассмотрим следующий случай: Кудымкарским районным судом в 2014 был осужден по статье 107 УК РФ подсудимый П. Как указано в приговоре суда на протяжении длительного времени, проживая в семье, П. вел аморальный образ жизни, злоупотреблял спиртные напитки, учинял дома скандалы, выгонял из дома, унижал и оскорблял членов семьи, в том числе и сына П. В утреннее время 24 октября 2013 года подсудимый П., находясь в своей квартире на почве возникшей ссоры с отцом П., который в пьяном виде высказывал в его адрес оскорбления, угрозы убийством, бросил в него жестяной пепельницей и нанес ему удары ногой по ноге и кулаком в область груди, а так же демонстрируя нож, пытался нанести им телесные повреждения, находясь в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), умышленно, с целью причинения смерти, нанес неоднократно множественные удары руками и ногами, деревянным табуретом, молотком и металлическим совком в область грудной клетки, головы, лица и верхних конечностей отцу П., а также стягивал на его шее веревку, от получения которых последний скончался на месте преступления [2, с. 218]. Это типичный пример того, когда потерпевший был убит вследствие систематического создания им психотравмирующей ситуации для обвиняемого.
В целях правильной квалификации преступлений по статье 107 УК РФ стоит различать патологический и физиологический аффект. Патологический аффект – временное расстройство психики. В результате патологического аффекта наступает глубокое помрачение сознания, человек утрачивает способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо в таких случаях признается невменяемым. Физиологический аффект, в отличие от патологического аффекта при котором в результате сильного переживания происходит полное отключение сознания, не лишает человека способности сознавать свои действия, но значительно затрудняет самоконтроль и критическую оценку принимаемых решений.
Если человек страдает психическим заболеванием, был невменяем, квалификация по ст. 107 УК РФ невозможна. Именно поэтому для применения ст. 107 УК РФ недостаточно сослаться на провоцирующий характер поведения жертвы, крайне важно установить, что виновный действительно находился в состоянии аффекта. Так, Приговором Щербинского районного суда города Москвы от 14 июля 2015 года И., был осужден по ч.1 ст. 107 УК РФ. Возникшее у И. состояние соответствует юридически значимому эмоциональному состоянию, которое подпадает под экспертную категорию «аффект». Согласно заключению экспертизы, И. в момент совершения преступления находился в состоянии выраженного эмоционального возбуждения, возникшего у него в условиях неожиданной стрессовой ситуации с ощущением реальной угрозы его жизни, чувством перенесенного унижения, оскорбления и затронутого самолюбия группой лиц, в том числе и потерпевшим П., которое достигало степени выраженности физиологического аффекта [8, с. 13]. В данном случае при пересмотре дела суд указал на доказанность состояния физиологического аффекта на основании данных экспертизы.
Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, при квалификации ст. 107 УК РФ, по мнению Е.А. Рудко, выступает «обстановка совершения преступления, под которой понимаются конкретные условия, в которых совершается преступное деяние, развивается объективная сторона и наступает преступный результат» [6, с. 218].
Сложно представить квалификацию убийства в состоянии аффекта без выделения поведения потерпевшего. Потерпевший от аффективного преступления характеризуется, как правило, негативными личностными качествами, которые обусловливают повышение уровня виктимности его поведения в конфликтной ситуации.
Анализ уголовных дел, проведенный И.В. Горностаевой показал, что «78% потерпевших от аффектированных преступлений на работе и в быту характеризовались отрицательно, более 72% из них были хроническими алкоголиками. Более 60% потерпевших часто проявляли агрессию либо характеризовались неустойчивостью психики, раздражительностью. В момент совершения преступления 88% потерпевших находились в состоянии алкогольного опьянения, 46% были ранее судимы или привлекались к уголовной ответственности. Женская виктимность от общего числа потерпевших составила 28% и выражалась в совершении аморальных поступков (измена, неисполнение обязанностей по отношению к семье, детям) – 85 %» [3, с. 62].
Вопрос квалификации убийства в состоянии аффекта двух и более лиц на практике представляет огромную трудность, так как органы предварительного расследования чаще всего квалифицируют деяние как убийство с отягчающими обстоятельствами (ч. 2. ст. 105 УК РФ). Это вызывает множество споров только потому, что состояние аффекта сложно доказать [8, с. 12]. Так как сложно проверить в тот факт, что при убийстве двух и более лиц преступник действовал в состоянии аффекта.
В целом на основании анализа трудов ученых можно сделать следующие выводы:
Во-первых, аффект выступает как особое эмоциональное состояние, быстро протекающая реакция, имеющая уголовно-правовое значение для квалификации наказания.
Во-вторых, российское законодательство, начиная с 60-х годов ХХ века, предусматривает смягчение уголовной ответственности за преступления, совершенные в состоянии аффекта.
По нашему мнению, Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. №1 необходимо дополнить понятием и примерным перечнем видов «аморальных действий» потерпевшего влияющих на эмоциональное состояние субъекта преступления, вследствие чего преступление может быть признанным совершенным в состоянии аффекта, такие как проявление агрессии к субъекту, оскорбления, физическое воздействие на субъекта и т.д.
Так же необходимо дополнить ст. 107 УК РФ примечанием следующего содержания: «применение уголовной ответственности при совершении убийства в состоянии аффекта возможно только в случае отсутствия со стороны виновного действий по сокрытию следов преступления».
Рассмотрев проблемы, связанные с квалификацией данного состава преступления, можно прийти к выводу, о том, что отграничить убийство в состоянии аффекта от смежных составов преступления не всегда удается успешно. Связано это, прежде всего со сложностью установления состояния сильного душевного волнения в момент совершения преступления. Для того чтобы избежать неправильной квалификации деяния, необходимо тщательно исследовать обстоятельства дела, учитывать все детали совершения преступления, а также всесторонне и полно исследовать доказательства в суде.