Организация учета товаров
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(50)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(50)
Организация учета товаров
OGANIZATION OF ACCOUNTING OF GOODS
Natalya Batueva
Student FSBEI of HE "Perm GATU", RF, Perm
Olga Bayanova
assistant professor, FSBEI of HE "Perm GATU", RF, Perm
Аннотация. Данная статья посвящена изучению организации учета товаров в торговом предприятии, а именно раскрыта сущность товаров как части материально-производственных запасов, их учет при поступлении и продаже, а также нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета товаров на предприятии.
Abstract. This article is devoted to the study of the organization of accounting for goods in a commercial enterprise, namely, the essence of goods is disclosed as part of inventories, their accounting upon receipt and sale, and the legal regulation of accounting for goods in an enterprise.
Ключевые слова: товары, учет товаров, материальные запасы, поступление товара, реализация товара, товарно-материальные ценности
Keywords: goods, accounting of goods, inventories, receipt of goods, sale of goods, inventory items
Актуальность темы исследования заключается в том, что правильное ведение бухгалтерского учета в торговом предприятии позволяет руководству располагать полной и достоверной экономической информацией для принятия оптимального решения. Главным объектом бухгалтерского учета в торговом предприятии является товар, отсюда, бухгалтерия организации должна обеспечить полный учет как поступающих, так и реализованных товаров.
Любая финансово-экономическая операция по деятельности фирмы находит свое отражение на счетах бухгалтерского учета. Все счета связаны между собой. Принцип их взаимодействия описан методом двойной записи. Сам план счетов представляет собой перечень, в котором номеру соответствует наименование, отражающее суть хозяйственной операции. Он утвержден Приказом №94н в редакции от 08.11.2010г.
Товар — это любой купленный или произведенный ценный предмет предназначенный для последующей продажи. Если организация производить продукцию для внутреннего использования, он не является товаром [2, с.74]. Рассмотрим основные проводки по товару и услугам в бухгалтерском учете.
Счет учета товара — 41.01, обычно он ведется как в суммовом, так и количественном варианте. Если непосредственно при покупке товара компания понесла дополнительные расходы — это расходы обычно учитываются также на счете 41.01. Существует альтернативный вариант — учет затрат обособленно, на счете 44.01.
Товары принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01), в которую включаются все понесенные затраты при приобретении ТМЦ [1, с.63]:
- оплата за товар поставщику;
- транспортные издержки;
- информационно-консультационные услуги;
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые налоги и пр.
При этом компании, которые применяют упрощенные способы бухучета, могут учитывать вышеперечисленные прямые издержки в составе затрат по обычным видам деятельности при условии отсутствия существенных остатков МПЗ (п. 13.2 ПБУ 5/01).
Товары и материалы часто объединяют в одну учетную группу и дают им обобщающее название – товарно-материальные ценности, сокращенно ТМЦ [4, с.102].
ТМЦ в готовом виде, предназначенные для дальнейшей реализации – это товары. А материалы – это ТМЦ, которые приобретают для использования в изготовлении продукции фирмы, либо для собственных нужд, влияющих на общей производственный процесс, оказание услуг или выполнение работ.
Существует несколько способов списания стоимости товаров в бухгалтерском учете, но самый распространенный и простой из них — списание по средней себестоимости единицы товара.
Его суть заключается в том, что все расходы, связанные с покупкой товара суммируются и делятся на количество его единиц в наличии. Таким образом, получается себестоимость единицы товара.
Бухгалтерский учет товаров в оптовой и розничной торговле имеет некоторые отличия.
Компании, реализующие товары оптом, учитывают их по стоимости приобретения.
Розничным же фирмам дано право выбора учета стоимости ТМЦ: либо по покупной, либо по продажной стоимости с отдельным учетом наценки и скидок (п. 13 ПБУ 5/01). Выбранный вариант учета необходимо закрепить как элемент учетной политики предприятия.
При реализации ТМЦ их оценка производится по [5, с.356]:
- Средней себестоимости.
- Себестоимости каждой единицы.
- Методом ФИФО (сначала списываются первые приобретенные товары).
При розничной продаже отпускная стоимость списывается в дебет счета 90.2 «Себестоимость продаж», а наценка сторнируется.
Реализацию товаров обязательно должны сопровождать следующие документы [3, с.74]:
- При оптовой торговле: товарная накладная по форме ТОРГ-12, счет-фактура, транспортные документы: товарно-транспортная накладная по форме Т-1 и/или транспортная накладная.
- При розничной торговле: чек ККМ, товарный чек (выдается по требованию покупателя).
Поскольку товары являются основным оборотным активом торговых компаний, четкий и организованный товарный учет для них очень важен. При этом порядок бухгалтерского учета зависит от вида деятельности, размера бизнеса, системы налогообложения и вида правоотношений, на основании которых ТМЦ передаются (принимаются) во владение, на ответственное хранение или реализацию.