Роль антикризисной политики в формировании конкурентоспособной экономики
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(56)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(56)
Роль антикризисной политики в формировании конкурентоспособной экономики
Конкурентоспособная экономика – экономика, в которой обеспечена здоровая конкурентная среда, где отношения между всеми субъектами экономики построены на основе здоровой конкуренции, без выделения очень развивающихся субъектов и без ущемления прав отстающих или только вступивших в рыночные отношения предприятий и организаций. Обеспечение конкурентоспособности экономики является первостепенной задачей всех стран мирового сообщества, которые выбрали себе путь развития рыночной экономики. При формировании конкурентоспособной экономики немаловажную роль играет антикризисная политика.
Антикризисная политика государства заключается в применении в экономике страны методов, которые направлены на снижение отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития. Антикризисной политикой также называется один из видов государственного управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков.
Возможность внедрения антикризисной политики на практике заключается в знании циклического характера развития социально-экономических систем, что даёт возможность предвидеть предстоящие экономические кризисы, искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций.
Антикризисная политика играет фундаментальную роль в формировании конкурентоспособной экономики, так как меры, применяемые для осуществления антикризисной политики, создают прочную базу для её формирования.
Из курса экономической теории и макроэкономики нам известно, что в экономике имеют место быть циклы, то есть спады и подъёмы, которые повторяются в течение определенного периода и имеют несколько фаз. К основным фазам экономического роста относятся: фаза кризиса, депрессии, оживления, подъёма и пика. Фазы кризиса и депрессии (дна) отражают кризисное положение в экономике. Каждое государство должно делать всё, чтобы экономика смогла плавно пройти через эти фазы без серьёзных кризисов, особенно без социальных потрясений. Итак, исходя из этого, целью антикризисной политики является преодоление системного кризиса и дальнейшее его предотвращение. Для осуществления этой цели государство выполняет ряд задач в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Перечень осуществляемых государством задач приведен в таблице 1.
Таблица 1.
Основные задачи государства при осуществлении антикризисной политики [1]
Период выполнения задач |
Перечень задач |
В краткосрочном периоде |
|
В среднесрочном периоде |
|
В долгосрочном периоде |
|
Необходимость проведения антикризисной политики заключается в том, что она направлена на предотвращение резких отрицательных и сокрушительных эффектов экономического кризиса на уровень развития государства, на финансовое и общее экономическое положение субъектов хозяйственной деятельности, стабильность платёжного баланса страны. Кроме этого, антикризисная политика будет способствовать не только основой формирования конкурентоспособной экономики, а также, правильно организованная антикризисная политика, обеспечит преодоление инвестиционного спада в период кризиса и депрессии и самое главное, предотвратит отрицательные социальные последствия кризисного периода.
Формирование правильно организованной антикризисной политики является одним из главных целей экономики всех стран с рыночной экономикой. Вопросу формирования конкурентоспособной экономики уделяется особое внимание и в Республике Узбекистан. В частности, в Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в третьем направлении – «Приоритетные направления развития и либерализации экономики» основной упор делается на создание эффективной конкурентной среды для отраслей экономики и поэтапное снижение монополии на рынках товаров и услуг, а в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» также отдельно отмечен вопрос создания здоровой конкурентной среды и благоприятного инвестиционного климата [2, 3].
При формировании конкурентоспособной экономики с непосредственным влиянием на неё антикризисной политики, необходимо также учитывать особенности участников экономических отношений, то есть субъектов экономики и региональные особенности. Так, например, внутри одной страны могут различать развитые, слаборазвитые и депрессивные регионы, а внутри одного региона могут действовать предприятия – конкуренты, которые действуют в одной и той же отрасли, но резко отличаются по уровню развития, по степени обеспеченности ресурсами и охватом определенного сегмента рынка. Для устранения этой разницы и обеспечения комплексного развития экономики, каждый регион должен выбрать себе цель для своего дальнейшего развития. Так, например, зарубежный опыт показывает, что регион в иностранных государствах ставят себе определенную цель, которая отличает его от другого региона и становится основой для конкурирования:
- стать «открытым торговым городом» и транспортным центром (Гуанчжоу, Китай);
- превратиться в «столицу информации» и «центр транспортных перевозок» (Кельн, ФРГ);
- развиваться в качестве ведущего региона в сфере внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий (город Бангалор в штате Карнатака, Индия);
- стать промышленным и финансовым центром (Сеул, Республика Корея);
- реализовать «триединую политику модернизации» (пространственно-экономическая, социальная, управленческая модернизация) и «развиваться в направлении метрополитенской агломерации» (Роттердам, Нидерланды).
Такая стратегия даёт возможность регионам той или иной страны не только конкурировать с другими регионами внутри своей страны, но также с другими регионами и субъектами экономики иностранных государств. а если при этом преуспевающие регионы будут поддерживать отстающих регионов в своем государстве, то это может способствовать комплексному развитию страны и повышению эффективности антикризисной политики государства.
Что касается условий обеспечения антикризисной политики, то здесь можно заметить, что они очень схожи с условиями формирования конкурентоспособной экономики (Таблица 2).
Таблица 2.
Сравнительная таблица условий формирования конкурентоспособной экономики и осуществления антикризисной политики [3]
Условия осуществления антикризисной политики |
Условия формирования конкурентоспособной экономики |
а) политическая и социально-экономическая стабильность; б) стабильность и определенность в законодательстве, особенно в налоговом; в) снижение темпов инфляции, поскольку инвестиции на длительный срок невозможны при высоких процентных ставках по банковским вкладам, неизбежным в периоды высокой инфляции; г) создание рыночной инфраструктуры |
|
По вышеприведенному сравнению можно заметить, что условия осуществления антикризисной политики очень схожи с условиями формирования конкурентоспособной экономики и тесно связаны друг с другом. Например, без рационального размещения производственных сил нельзя достичь эффективности и прибыльности деятельности, без обеспечения стабильности и определенности в законодательстве, особенно в налоговом законодательстве не может быть и речи о нормальном функционировании хозяйствующего субъекта. Снижение темпов инфляции для осуществления антикризисной политики является основой для формирования конкурентоспособной экономики, так как повышенные темпы инфляции приостанавливают развитие производственных субъектов. Наличие научно – технического потенциала и соответствие экономической структуры мировым требованиям создаёт прочную основу для формирования конкурентоспособной экономики, а в результате этого осуществления антикризисной политики.
В заключении необходимо отметить, что антикризисная политика в финансовой системе и процесс формирования конкурентоспособной экономики тесно взаимосвязаны друг с другом, так как они являются фундаментом развития друг для друга.
Если государством будет правильно организована антикризисная политика, то вопрос формирования конкурентоспособной экономики будет решен моментально.
Но обратный процесс также имеет место быть, так как если в экономике полностью будет сформирована конкурентоспособная экономика, то это приведет к эффективному функционированию всей экономики, к возможности спрогнозировать возможные спады или кризисы в экономике заранее и самое главное, правильно отреагировать на эти колебания, без шоковых переходов, резких спадов или сильных отрицательных социальных последствий на уровень жизни населения страны.