Статья:

Проблемы и перспективы внедрения дисциплины "Основы религиозной культуры и светской этики" в условиях интенсивных межрелигиозных контактов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(57)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Кузнецова А.А. Проблемы и перспективы внедрения дисциплины "Основы религиозной культуры и светской этики" в условиях интенсивных межрелигиозных контактов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 6(57). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/57/47629 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы и перспективы внедрения дисциплины "Основы религиозной культуры и светской этики" в условиях интенсивных межрелигиозных контактов

Кузнецова Анастасия Александровна
магистрант, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTRODUCING THE DISCIPLINE "BASICS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS" IN CONDITIONS OF INTENSE INTER-RELIGIOUS CONTACTS

 

Anastasia Kuznetsova

Master's student, Elabuga Institute of Kazan (Volga) Federal University, Russia, Elabuga

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам преподавания учебных курсов, направленных на ознакомление учащихся с историей и культурой различных религиозных традиций. Целью автора является анализ проблемы и перспективы внедрения дисциплины "Основы религиозной культуры и светской этики" в условиях интенсивных межрелигиозных контактов (на материале Республики Татарстан и Удмуртской республики). На основе проведенного исследования автор выявил, что перспективой преподавания курса ОРКСЭ в Татарстане и Удмуртии может стать предоставление возможности верующим и учащимся выбирать модули обучению ОРКСЭ из всех модулей курса.

Abstract. The article is devoted to the teaching of training courses aimed at familiarizing students with the history and culture of different religious traditions. The aim of the author is to analyze the problems and prospects of introducing the discipline "Fundamentals of religious culture and secular ethics" in the conditions of intensive interreligious contacts (on the material of the Republic of Tatarstan and the Udmurt Republic). On the basis of the conducted research the author has revealed that the prospect of teaching the course of FRCSE in Tatarstan and Udmurtia can be providing an opportunity for believers and students to choose modules of ORCS training from all modules of the course.

 

Ключевые слова: Религия, религиозные традиции, межрелигиозные контакты, религиозное образование, культура.

Keywords: Religion, religious traditions, interreligious contacts, religious education, culture.

 

Сегодня в школах все более широкое распространение получает практика преподавания учебных курсов, направленных на ознакомление учащихся с историей и культурой различных религиозных традиций. Политическая, духовно-нравственная ситуация настоящего времени требует пересмотра ряда важных вопросов, связанных с религиозным воспитанием в условиях межрелигиозных контактов.

Среди исследователей проблемы введения курса ОРКСЭ можно выделить статьи таких авторов как – Н.А. Митрохин; А.Е. Кулаков; И.А. Галицкая; И.В. Метлик; М.М. Шахнович; Н.В. Шабуров; С.А. Мозговой. Цель статьи – проанализировать проблемы и перспективы внедрения дисциплины "Основы религиозной культуры и светской этики" в условиях интенсивных межрелигиозных контактов (на материале Республики Татарстан и Удмуртской республики).

В процессе исследования использованы следующие теоретические методы: анализ литературы, сравнение, типологизация, восхождения от абстрактного к конкретному, абстрагирование и конкретизация, анализ документации и результатов деятельности исследователей.

Во времена советского периода в России изучение религии осуществлялось лишь в духовных семинариях и академиях. Нормативными правовыми актами было предусмотрено, что школа отделена от церкви.

Итак, с тех пор изучение религии стало частным делом граждан и могло практиковаться только в семье. Сегодня следует отметить, что право на религиозное образование занимает важное место в системе прав человека, выступает частью свободы вероисповедания.

Право человека на религиозное образование − это возможность человека получать определенный объем информации религиозного содержания с целью формирования и (или) повышения уровня религиозной информированности. Многие страны определились с моделью религиозного образования и его присутствием в светских школах в ХХ веке [2].

После 1991 года в РФ актуализировалась проблема восприятия и осмысления места религии в обществе. Президент России Д.А. Медведев 21 июля 2009 года подписал решение о начале преподавания в общеобразовательных учебных заведениях предмета религиозного содержания. Апробация курса ОРКСЭ успешно прошла в 21 регионе России. При этом учащиеся и их родители (или законные представители) выбирали разные модули из шести предложенных в курсе ОРКСЭ:

 

Рисунок 1. Выбор модулей по религиям среди участников апробации ОРКСЭ

 

Апробация программы ОРКСЭ 2009 года позволила сделать определенные выводы про методологию изложения курса, а также учебных пособий. Так, методология отбора содержания программного материала ОРКСЭ базируется на системе научных идей и понятий современной религиоведческой, этической и исторической науки, общечеловеческих ценностях российского общества, современных психолого-педагогических требованиях к процессу обучения в основной школе. Усвоения учащимися учебного содержания, предлагаемого данной программой, обеспечивает условия вступления ключевых и отраслевых УУД обществоведческого образования в целом и религиоведческих компетенций в частности.

Наиболее предпочитаемый модуль ОПК в регионах Центрального федерального округа, однако, больше половины родителей предпочли его и в Приморском крае (62%), Псковской области (60 %). На третьем месте ежегодно находился модуль ОМРК (18-20 %). Так, например, можно сравнить данные о выборе учащимися модулей в 2012 году, когда проходила апробация курса и в 2016 − 2017 учебном году в таблице 1 [4]:

Таблица 1.

Выбор модулей в 2012-2013 и 2016-2017гг.

 

Визуально эти данные можно представить следующим образом:

 

Рисунок 2. Соотношение выбора модулей ОРКСЭ по РФ в 2012-2013 и 2016-2017 гг.

 

Содержание курсов согласно главной линии Государственного стандарта отрасли предусматривает многоаспектность изложения − изучение различных измерений религии (морально-этического, социального, культурного и т.д.), а также изучение религий с точки зрения различных субъектов (верующих конкретной религии, верующих другой религии, неверующих). Особое внимание уделено морально-этическим нормам повседневной жизни, взаимосвязи материальной и духовной жизни, взаимовлиянию и диалогу культур на основе различных религий мира.

Учебники по курсам духовно-нравственной направленности должны соответствовать нескольким требованиям [5]. Конечно, прежде всего, это касается понятийного аппарата - автор, а в дальнейшем - и учитель, который будет использовать такой учебник, должен четко осознавать место религии и этих уроков в общеобразовательной школьной и общественной перспективе. Именно поэтому более важно использовать базовую методологию академического религиоведения, которая позволяет избежать межконфессиональных конфликтов, ведь не претендует на безоговорочную априорную истину. Выявление характерных черт христианства или любой другой основной религией для конкретной территории, подчеркивания их ценности для личности и общества должно происходить в атмосфере толерантности и терпимости к другим религиям. Итак, поликонфессиональность российского общества задает одну из важных тем для дискуссий относительно направленности и содержания религиозного воспитания.

Факторами, мешающими межконфессиональному диалогу, его ожиданиям конструктивности можно считать [1]: политизация религиозной сферы, которая противопоставляет конфессии; некорректное вмешательство государственно-политических факторов в религиозно-церковные процессы; отягощенность позиций ряда конфессий бременем взаимного недоверия и предвзятости; скрытые конкурентные отношения между конфессиями в борьбе за сферы влияния, в том числе в образовательном пространстве.

Так, в качестве практического опыта решения вопроса религиозного образования в поликонфессиональном обществе можно взять пример Республики Татарстан и Удмуртской республики. В многоконфессиональных регионах вопрос преподавания ОРКСЭ решается за счет выбора, так сказать, «общих» модулей курса – «Основы мировых религий» или «Основы светской этики».

Педагогический эксперимент преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в Татарстане начался с 2012 года [3]. Тогда в казанских школах учащихся
4-го класса стали учить новой дисциплине. Официальное заявление об этом было сделано в Академии наук РТ. На ежегодной городской конференции глава Управления образования Казани Ильсур Хадиуллин сообщил, что в управлении рассматривалась проблема организации курсов, лекций для педагогов и учителей по предоставленному предмету, так как курс «Основы религиозных культур и светской этики» был сразу введен как обязательный в программу основного общего образования. При этом принцип светскости образования был важным моментом обучения учеников, что потребовало большой и кропотливой подготовительной работы со стороны руководства республики. Татарстан − интересен тем, что отмечая высокую степень религиозности и то, что регион в основном состоит из представителей исламской религиозной традиции, в 2012-2013 учебном году: 61,3% родителей в Татарстане высказались за изучение «Основ мировых религиозных культур», 38,7% выбрали «Основы светской этики» [3].

 

Рисунок 3. Выбор модулей ОРКСЭ в Татарстане за 2012-2013 гг.

 

Местная власть, отделы образования и школьные учреждения негласно настаивают на таком выборе родителей, мотивируя тем, что стремятся избежать религиозных конфликтов и разделения детского коллектива в школах. Таким образом, в условиях возвращения в школьное обучение религиозного образования, Министерство образования и науки Татарстана стремится сохранить принцип светскости.

В Республике Удмуртия вопрос преподавания ОРКСЭ также решен с помощью принципа толерантности и управленческого фактора. На территории республики проживает до ста национальностей и разных этносов. В регионе есть представители как традиционных мировых религий (православия, ислама, иудаизма), так и почитатели древних языческих верований и культов. Реализовать практическое преподавание ОРКСЭ в таких условиях было крайне сложно, однако местная власть с такой задачей справилась. С самого начала своей апробации предмет ОРКСЭ сохранял либо светский, либо общий универсальный характер, когда для изучения в школах ученики выбирали модуль «ОМР». «Основы иудейской культуры» и «Основы буддийской культуры» практически никто не выбирал, а «Основы исламской культуры» и «Основы православной культуры» с 2010 года выбирают все меньше и меньше. Родители отдают предпочтение модулю «Основы мировых религиозных культур», в рамках которого изучаются все четыре «традиционные» религиозные культуры, как это видно на следующем рисунке:

 

Рисунок 4. Выбор модулей ОРКСЭ в Удмуртии за 2012-2013 гг.

 

Таким образом, для РФ сегодня необходимо не просто обеспечить возможность введение религиозного компонента в систему общего образования, а четко определить его место и задачи, для чего надо принимать во внимание как теоретико-методологические наработки, так и практические способы решения спорных ситуаций в многонациональных регионах и субъектах страны. Перспективой преподавания курса ОРКСЭ в Татарстане и Удмуртии может стать предоставление возможности верующим и учащимся выбирать модули обучению ОРКСЭ из всех модулей курса.

 

Список литературы:
1. Запорожченко А. В., Давыдова К. Д. Курс «Основы религиозных культур и светской этики»: проблемы и перспективы // Сибирский педагогический журнал. 2013. – №1. – URL: https: // cyberleninka.ru / article / n/kurs-osnovy-religioznyh-kultur-i-svetskoy-etiki-problemy-i-perspektiv
2. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе: Теория и международный опыт в отечественной перспективе. − СПб., 2005. – 150 с.
3. Министерство образования и науки республики Татарстан. Официальный сайт: http://mon.tatarstan.ru/
4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. − М.: Центр поддержки куль-турно-исторических традиций, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_
5. Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Сост. А.Н. Иоффе, Е.А. Мишина, Г.А. Обернихина и др. М., 2010.