Статья:

Философия творчества Н.А. Бердяева

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Барабанова Я.А. Философия творчества Н.А. Бердяева // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/71845 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Философия творчества Н.А. Бердяева

Барабанова Яна Александровна
студент, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск

 

Николай Александрович Бердяев является русским философом, публицистом, представителем экзистенциализма и персонализма. Главные темами для него были вопросы, которые связаны с проблемой человека, его духовной жизни, то есть это нравственный выбор людей, проблема свободы, добра и зла, развитие личности и т.д.

Но самой актуальной темой для него была тема творчества. Творчество прежде всего «есть всегда прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире», по словам Н.А. Бердяева.

«Творчество есть обнаружение любви к Богу и божественному, а не к миру сему. И потому путь творчества есть также путь преодоления «мира». Но творчество есть иное качествование духовной жизни, чем смирение и аскеза, есть обнаружение богоподобной природы человека» [2, т.1, с. 175]

Процесс творчества является для философа представлением превосходства духа над душой и природой. Оно невозможно без свободы. Творчество всегда связано с ее идеей. Философски оценивая бытие и реальность человека мыслитель изначально понимал саму обычную, стандартную жизнь как глубинную метафизическую трагедию и это ведет его  к однозначно жесткому утверждению, которое он выражает в своей книге «Смысл творчества»: «Мир есть зло, из него нужно уйти.

Свобода от мира – пафос моей книги» [1, с.11]. Отметим, что проблема свободы – один из тех путей, который напрямую выводит Бердяева к вопросу о творчестве во всех его измерениях.

Согласно позиции Бердяева, результатом творчества, вне зависимости от того, будет это социальным движением, либо новым направлением искусства, либо научной теорией, является то, что конечный его результат обретает собственную новую жизнь, без привязки к ее создателю. Человек не обладает властью над продуктами собственного творчества.

Творчество духовной культуры и хозяйственная жизнь страны не могут строится по одному образцу. Не выполнение данного условия приведет к гибели свободы. Творчество и свободу Бердяев не сопоставлял с правом человека или же его желанием. В отличие от свободы, творчество — это обязанность человека перед Богом, требование к человеку продолжить миротворение, которое было ему дано. Творчество, как обязанность, определяет жизненный уклад человека.

Откровение творчества не является откровением Бога, она должно рассматриваться как откровение человека.

Субъект творчества первичнее объекта. Но это не имеет ничего общего с эгоцентризмом, так как в процессе творчества человек забывает о самом себе, отстраняется от собственного «я», обращаясь к тому, что выше его. Творчество проявляется в культурном продукте, который всегда конечен. Противопоставление добра и зла порождает одиночество гения. Преодолеть это одиночество может лишь христианское возрождение, которое должно быть творческим.

Сам Бердяев утверждал, что он лично пережил откровение творчества, которое есть откровение человека, а не Бога.

Содержание этого откровения и стало главной темой его книги «Смысл творчества». Творчество для него есть феномен духовного опыта, «потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию».

В личном творческом опыте Бердяеву открылось, что «я», субъект творчества выше, первичнее объекта «не-я».

Но такая первичность не имеет ничего общего с эгоцентризмом, ибо в акте творчества человек забывает о себе, устремляясь к тому, что выше его.

Хотя творчество и есть «полет в бесконечность», трансцендирование, оно в итоге оформляется в культурном продукте (поэзии, музыке, живописи, философском тексте и т. д.), который всегда конечен, а потому не может вместить в себя все богатство творческого экстаза.

 

Список литературы:
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: АСТ, Астрель, 2010. 358 с. 
2. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2–х томах. Т. 1. М.: Искусство, 1994. 1052 с.