Статья:

Анализ социально-экономического развития муниципальных образований Московской области

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(59)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Степанюк Д.В. Анализ социально-экономического развития муниципальных образований Московской области // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 8(59). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/59/48133 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ социально-экономического развития муниципальных образований Московской области

Степанюк Денис Викторович
магистрант, Российского государственного социального университета, РФ, г. Москва

 

Разработка стратегии социально-экономического развития муниципального образования обусловлена необходимостью качественного роста уровня жизни населения.

В целях обеспечения методической помощи органам местного самоуправления на правительственном уровне разработаны методические рекомендации по формированию концепций и стратегий развития.

Весть процесс разделен на несколько этапов, первым их которых является анализ текущего положения региона, призванный осуществить предварительный контроль наличия всех необходимых составляющих для последующей эффективной реализации разработанный стратегий.

Остановимся подробнее на данном этапе, поскольку практика последнего десятилетия показала, что именно на данном этапе закладываются предпосылки будущих провалом стратегий развития отдельных муниципальных образований.

Нормативными актами рекомендуется использовать SWOT-анализ как основной метод проведения анализа существующего уровня развития муниципального образования.

Однако, на наш взгляд, данный метод необходимо использовать в совокупности с другими методами анализа, к которым можно отнести:

– PEST-анализ, который оценивает внешнюю среду, которая влияет на муниципальное образование в разрезе политических, экономических, социальных и технологических факторов;

– социально-экономический профиль территории или региона, представляющий собой анализ социально-экономических данных и отчетов муниципального образования [5];

– оценка хозяйственного потенциала и ресурсной базы муниципального образования;

– оценка кадрового состава администрации муниципального образования, опыт эффективно планирования и разработки мероприятий по развитию и предоставлению услуг местному сообществу [4].

Анализ внешней среды позволит сформировать две группы основных факторов. Оказывающее непосредственное сильное воздействие на эффективность мер регулирования развитием а именно контролируемые (то есть поддающиеся изменению) и не контролируемые (которые невозможно изменить самостоятельно).

Анализ социально-экономического профиля муниципалитета состоит из оценки и количественной характеристики следующих параметров []:

  • географическое месторасположение муниципального образования (местоположение, поверхность, границы, территориальная разделение, топография и т. д.).
  • состояние окружающей среды и имеющихся природных ресурсов;
  • состояние рынка трудовых ресурсов (включая рынок труда, занятость, образование).
  • состояние и структура хозяйственного комплекса муниципального образования;
  • развитие инновационных организаций и производств, ресурсы и возможности;
  • развитие связи и информационных технологий;
  • состояние транспортной инфраструктуры;
  • водные ресурсы;
  • состояние энергетического комплекса территории;
  • уровень развития социальной инфраструктуры: образование и здравоохранение (положение, тенденции и потребности);
  • административный потенциал местного самоуправления для обеспечения качественных социальных услуг и эффективной реализации стратегии (включая бюджетные ресурсы и управление бюджетом).

Оценка административного потенциала муниципального образования также очень важна, поскольку успешность муниципальное развития будет частично зависеть от качества муниципальных услуг и административного потенциала по эффективной реализации стратегии.

Административный потенциал администрации муниципального образования можно оценить по таким параметрам как реализуемость (эффективность) разработанных ранее планов, опыт реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства, организационная эффективность, опыт реализации инвестиционных проектов и привлечения инвестиций и другие.

Процесс формирование главных направлений развития стратегического направления в муниципальных образованиях Московской области представляется возможным с учетом устоявшихся условий и текущего достигнутого уровня развития социальной сферы и экономики (рис.1 и таблица 1).

Объем ВРП региона за 2017 год составил 3,6 трлн. рублей. Структура ВРП Московской области по долям имеет следующий вид:

  1. Оптовая и розничная торговля ­ – 25,8%.
  2. Промышленность – 24,4%.
  3. Операции с недвижимым имуществом ­ 18,1%.
  4. Транспорт и связь – 8,1%.
  5. Здравоохранение – 7,1%.
  6. Строительство – 5,9%.
  7. Сельское хозяйство – 1,8%.

Данные анализа показывают, что Московская область является промышленным регионом, основными источниками роста которого являются развитие промышленного производства и оптово-розничная торговля.

Таблица 1

Основные показатели социально-экономического развития Московской области

Показатели

Единицы измерений

2014

2015

2016

2017

2018 (январь-октябрь)

Индекс промышленного производства

% к пред. году

102,0

97,6

101,3

102,4

109,7

Инвестиции в основной капитал (все источники финансирования)

млрд. рублей

644,8

623,9

634,7

699,9

492,0

Строительство

млрд. рублей

314,3

320,7

328,4

345,4

290,4

Среднемесячная заработная плата

рублей

38598

40643

42656

58944

49324,5

Денежные доходы в расчете на душу населения

рублей

34947,7

37701,8

40539,1

41184,0

41939,7

Оборот розничной торговли

млрд. рублей

1582,4

1725,3

1901,4

2118,2

1879,8

Объем платных услуг населению

млрд. рублей

427,6

452,1

468,0

462,1

397,9

 

Рисунок 1 – Динамика основных показателей экономического развития Московской области, %

 

Данные рисунка 1 свидетельствуют о непрерывном устойчивом развитии экономики региона. Так, индекс промышленного производства за 10 месяцев 2018 года составил 109,7% к величине за аналогичный период прошлый период, денежные расходы на душу населения также опередили за 10 месяцев 2018 года показатель 2017 года. Динамика за 2015-2017 года носит устойчивый характер несмотря на наличие кризисных явлений в экономике государства, оказавших значительное влияние на показатели социально-экономического развития других регионов страны.

Отметим значительный рост среднемесячной заработной платы в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Рост составил 138,2%, опередив темпы прироста по остальным показателям в 3-15 раз.

Исключением является объем платных услуг населению, который в 2016 году демонстрировал замедление темпов роста, а в 2017 году показал сокращение объемов на 1,3%. В 2018 году за 10 месяцев показатель составил 86,1% к уровню прошлого года.

Социально-экономическая ситуация в Московской области по итогам 2017 года характеризуется как стабильная. Положительными моментами, оказавшими влияние на развитие экономики региона, является уверенный рост промышленного производства, возрастающая активность на потребительском рынке товаров и услуг.

По результатам проведенного анализа социально-экономической системы Московской области, следует отметить сильные стороны:

  • достаточно выгодное положение с точки зрения географии;
  • хорошо развитое производство в промышленной сфере;
  • высокая активность со стороны инвестиций;
  • наличие достаточно квалифицированной рабочей силы;
  •  хороший уровень развития научно-производственного комплекса;
  • огромный культурно-исторический потенциал.

Слабые стороны развития:

  • недостаточная стабильность федерального законодательства, которое существенно затрудняет разработку планов и программ на средний и долгий срок;
  • напряженная демографическая ситуация;
  • большой уровень демографической нагрузки, возлагаемый на население трудоспособного возраста;
  • высокий уровень маятниковой трудовой миграции населения;
  • высокий уровень износа потенциала производства;
  • полное несоответствие определенных темпов развития структуры производства и инфраструктуры поддержания;
  • отсутствие источников сырья;
  • отсутствие земель являющихся свободными, представляющиеся пригодными для жилищной застройки, прав относящихся к распоряжению земельными участками, которые являются собственностью государства Российской Федерации и не применяемы по целевому непосредственному назначению;
  • высокая степень разделения образований муниципального вида Московской области по уровню социального и экономического развития.

Вероятные возможности развития:

  • высокая привлекательность для инвестиций;
  • наличие потенциала развития инновационного характера;
  • наличие определенных возможностей для развития бизнеса в сфере туризма;
  • особая привлекательность для мигрантов;
  • наличие свободных рынков с целью организации и дальнейшего ведения бизнеса (финансовый рынок (в том числе рынок потребительских кредитов), рынок фондов и логистика);
  • наличие определенных возможностей для осуществления государственно-частного партнерства.

Факторы, которые оказывают негативное воздействие на текущее социально-экономическое положение:

  • возможные последствия отрицательного характера решений, которые были приняты на федеральном уровне (изменения в отдельных положениях законодательства России, прямые последствия которых могут постепенно привести к снижению налоговых поступлений и сборов в объединенный бюджет Московской области);
  • отсутствие устойчивой мотивации к трудовой деятельности (доля средств затраченных на оплату труда составляет около 18-19 процентов от общего объема затрат реализованных в производстве и на реализацию товаров и услуг; фонд оплаты труда составляет примерно 32,8% от регионального валового продукта);
  • увеличение различий в экономическом и социальном развитии образований муниципалитетов в Московской области.

На текущий момент в рамках стратегического управления разработано более 20 государственных программ и более 200 муниципальных программ развития различных сфер муниципальных районов и городских округов.

Данные программы призваны обеспечить узконаправленное развитие таких отраслей социальной сферы как здравоохранение, образование, культура, а также транспортной инфраструктуры и объектов коммунально-инженерной инфраструктуры.

 

Список литературы:
1. Приказ Минэкономразвития России от 23.03.2017 № 132 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons.../e2a7dc65b5742f224b8aa5ca26a813ee33bd1b5b/ 
2. Кириллова А.М., Сергеева Н.В. Основные проблемы развития сельских поселений Чувашской Республики // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2015. № 1 (33). С. 66-70Лапыгин Ю.Н., Тулинова Д.В. Стратегия как документ стратегического планирования в муниципальном образовании // Ученые записки. 2018. № 1 (25). С. 53-60.
3. Лапыгин Д.Ю. Управленческие решения: учеб. пособие. — М.: Эксмо. 2009. — 448 с. 
4. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю., Балахина А.А., Тулинова. Д.В. Стратегическое планирование в регионе. Владимир, 2017.
5. Лапыгин Ю.Н., Тулинова Д.В. Бюджетный прогноз муниципального образования в структуре документов стратегического планирования // Вопросы управления. 2018. № 1 (50). С. 38-42.
6. Лапыгин Ю.Н., Тулинова Д.В. Методы разработки стратегий муниципальных образований // Управленческое консультирование. 2018. № 1 (109). С. 92-104.
7. Лапыгин Ю.Н., Тулинова Д.В. Формирование прогноза развития муниципального образования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 1. С. 26-31.
8. Сергеев Д.В., Сергеева Н.В. Основные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности (на примере Чувашской Республики) // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2017. № 8. С. 240-246.
9. Тулинова Д.В. Показатели стратегического развития муниципальных образований // Ученые записки. 2018. № 1 (25). С. 114-116.