Тенденции развития экспортного маркетинга в условиях кризиса
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(6)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(6)
Тенденции развития экспортного маркетинга в условиях кризиса
В своей статье автор рассматривает современные тенденции развития экспортного маркетинга в условиях воздействия внешних факторов, с учетом кризисных последствий. В статье проанализирована необходимость внедрения экспортного маркетинга и степень ее влияния на деятельность экспортно – ориентированных компаний.
Мировой кризис, коснувшийся, в том числе, и Россию, принес большие финансовые потери, спровоцированные введением санкций в отношении нашей страны, следствием которых стали сложные политические взаимоотношения между странами. Данная ситуация привела к губительным последствиям: сократился уровень иностранных инвестиций; увеличилась инфляция; сократился уровень дохода населения; многие отрасли российской экономики ухудшили свое положение. Сокращение уровня инвестиционной активности отразился на крупном, среднем и мелком бизнесе. Особенно, ситуация, связанная с сокращением инвестиционной активности, повлияла на компании, занимающиеся экспортной деятельностью, что усугубляется осложнением внешнеэкономической конъюнктуры. Однако, не смотря на сложившуюся непростую ситуацию в стране, всегда можно найти верный путь для дальнейшего развития, анализируя влияние внешний и внутренних факторов на деятельность современных компаний.
В настоящее время, влияние маркетинга на развитие предприятия, в постоянно изменчивых условиях экономики, очень велико. Маркетинг, являясь наукой, постоянно совершенствующейся и подстраивающейся под влияние как внешних, так и внутренних факторов, находит пути решения той или иной проблемы, стоящей на пути развития как предприятий, так и всей страны.
В современных условиях перенасыщения рынка различными товарами, российские предприятия все чаще пытаются перенять опыт ведущих западных компаний, с целью применения новых методов и приемов внедрения своей продукции на мировой рынок, все больше повышая свой интерес к использованию экспортного маркетинга на предприятиях. Экспортный маркетинг представляет собой планирование и организацию изучения рынков на территории иностранных государств с целью эффективного продвижения отечественной продукции с учетом условий сбыта, деловых обычаев, национальных традиций, валюты, социально – культурной среды, другими словами, происходит попытка расширения национальных рынков сбыта.
Не смотря на увеличение риска в кризисный период, всегда можно найти способ для получения взрывной прибыли. В связи с этим уровень конкуренции между российскими предприятиями становиться все больше, не смотря на сложную сложившуюся экономическую ситуацию в России. Очень непросто в условиях экономического спада спрогнозировать дальнейшие действия компании для того, чтобы выгодно инвестировать свои ресурсы, сохраняя и приумножая их. Необходимо найти верную стратегию, которая даст резкий толчок, пока остальные компании нищают, идя на поводу у кризиса. В данной ситуации, российским предприятиям необходимо активно использовать в своей деятельности экспортный маркетинг, который позволит России выйти на новый международный уровень в области торговли, а также позволит воспитать новое поколение высококвалифицированных, профессиональных работников, качественно выполняющих свою работу на международной арене, представляя интерес не только своего предприятия, но и всей страны.
Современные маркетологи должны освоить особенности выстраивания маркетинговой деятельности российских предприятий на международном рынке с целью сохранения или увеличения доли рынка с помощью повышения качества товаров и услуг, расширения ассортимента; верного выбора канала распределения; использования новейших способов привлечения интереса внимания потребителя; успешного выстраивания длительных и надежных отношений с международными партнерами. Ресурсный потенциал России огромен, но даже данное преимущество, по сравнению с западными странами, ничтожно, учитывая факт неэффективного управления. Одной из успешных и значимых секторов экономики России является АПК, который показал хороший скачок за 2015–2016 гг. Возросло производство в ряде сельскохозяйственных отраслей, увеличилось число фермерских предприятий, обладающих благоприятным уровнем ресурсного потенциала для дальнейшего развития. Однако, не смотря на информацию из различных проверенных источников, уверяющих, что кризисная ситуация, сложившаяся в стране идет на нет, нельзя закрыть глаза на реальные экономические показатели, говорящие об обратном. По-прежнему развитие отрицательных процессов главенствует над положительными результатами, вследствие чего, общее экономическое состояние страны оставляет желать лучшего.
Также необходимо учитывать сложившиеся на сегодняшний день политические недопонимания между странами, повлекшие за собой большие экономические потери. Главенствующим путем выхода из, сложившейся ситуации нестабильности является не только эффективное государственное регулирование, но и верное управление процессами ведения деятельности каждого предприятия, а также внедрение современных методов и подходов к управлению. И одним из таких методов является экспортный маркетинг, позволяющий не только успешно доставить продукцию фирмам других стран, но и наладить надежные долгосрочные отношения с иностранными партнерами.
Экспортный маркетинг не имеет явные отличия по своим принципам и методам от маркетинга классического, главенствующая его особенность заключается в необходимости глубинного понимания социально-экономических, национально-культурных и законодательных условий, сложившихся в разных странах. Данные условия имеют прямое влияние на тенденции развития экспортного маркетинга в условиях кризиса. Основной тенденцией является тенденция мгновенного реагирования на изменения внешней среды в развитии экспортной деятельности современных ТНК. В кризисный период ТНК осуществляет свою деятельность в условиях нестабильности и непредсказуемости внешних факторов влияния, следовательно, моментальное реагирование и подстраивание к данным условиям позволит предотвратить нежелательные последствия перемен.
Вторая тенденция заключается в направлении расширения сфер влияния на новых зарубежных рынках. Современные компании, в настоящее время, сталкиваются с глобальной проблемой ежедневного увеличения конкуренции на рынке. Удержать уже завоеванные позиции на рынке становиться все сложнее и не выгоднее для предприятий. Выходом из данной ситуации является ориентация на новые рынки, так как национальные рынки всегда ограничены (численность покупателей, их доходами, объемами, выпуска продукции), а также активно ищут самые разные пути надежного, долгосрочного сотрудничества.
Еще одной тенденцией является нацеленность компаний – экспортеров на полное удовлетворение потребностей зарубежных потребителей. На сегодняшний день, известен факт о неэффективности позиции компании завоевания большей доли на международном рынке. Компании важно направить всю свою деятельность на как можно более полное удовлетворение клиентов, так как именно от уровня удовлетворенности потребителя напрямую зависит финансовая эффективность предприятия.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что, не смотря на непростую сложившуюся экономическую и политическую ситуацию в стране, всегда можно найти верные рычаги управления деятельностью компании, позволяющие повернуть всю ситуацию с пользой для предприятия. Главное помнить, что даже в кризис потребитель желает одного – полного и качественного удовлетворения своих потребностей.