Статья:

РАЗВИТИЕ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ ДО 2030 ГОДА С ПРОГНОЗОМ ДО 2035 ГОДА

Конференция: CXCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Бондарев А.Н. РАЗВИТИЕ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ ДО 2030 ГОДА С ПРОГНОЗОМ ДО 2035 ГОДА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXCVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(197). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/6(197).pdf (дата обращения: 26.05.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ ДО 2030 ГОДА С ПРОГНОЗОМ ДО 2035 ГОДА

Бондарев Алексей Николаевич
студент, Алтайский Государственный Университет, РФ, г. Барнаул

 

DEVELOPMENT OF PASSENGER TRANSPORT IN THE ALTAI TERRITORY AS PART OF THE IMPLEMENTATION OF THE TRANSPORT STRATEGY UNTIL 2030 WITH A FORECAST UNTIL 2035

 

Bondarev Alexey Nikolaevich

Student, Altai State University, Russia, Barnaul

 

Аннотация. В статье раскрывается проблемы функционирования пассажирского транспорта Алтайского края, формы взаимодействия различных уровней власти (федеральной, региональной и местного самоуправления) при решении проблем транспортного обслуживания, влияние бюджетных инвестиций на функционирование транспортной инфраструктуры Алтайского края, правовые и экономические особенности функционирования транспортных предприятий, варианты и сложности решения данных видов проблем. В целях совершенствования функционирования маршрутной транспортной сети региона предложены рекомендации, подведены предварительные итоги.

Abstract. The article reveals the problems of functioning of passenger transport in the Altai Territory, forms of interaction of various levels of government (federal, regional and local self-government) in solving problems of transport services, the impact of budget investments on the functioning of the transport infrastructure of the Altai Territory, legal and economic features of the functioning of transport enterprises, options and difficulties of solving these types of problems. In order to improve the functioning of the route transport network of the region, recommendations are proposed, preliminary results are summed up.

 

Ключевые слова: маршрутная транспортная сеть, внутри муниципальные перевозки, муниципальные дотации, автотранспортное предприятие.

Keywords: intra-municipal transportation, route transport network, municipal subsidies, motor transport enterprise.

 

Транспортная стратегии Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.  подготовлена в соответствии с национальными целями и задачами развития России, и максимально учитывает экономические интересы и ожидания всех субъектов рынка транспортных услуг. Стратегия так же обеспечивает интересы граждан Российской Федерации проживающих в городах и селах удаленных от административных центров, а так же учитывает интересы труднодоступных районов страны.

Обновленная транспортная стратегия строиться вокруг современных запросов человека, в интересах высокого качества жизни граждан, открывает дополнительные возможности для развития бизнеса, в том числе малого и среднего. Согласно транспортной стратегии каждый гражданин России, где бы он ни жил, должен быть обеспечен надежным, безопасным транспортным сообщением. Это требование прямо закреплено в Конституции Российской Федерации.

В новой транспортной стратегии России определены принципы развития опорной сети транспортного комплекса, принципы развития транспортных услуг. Документом предусматривается ускоренная цифровизация транспортного комплекса и внедрение прорывных технологических решений. В период до 2035 г. в отрасль планируется направить более 60 трлн. руб. Совокупный эффект для экономики страны от данных инвестиций составит порядка 160 трлн. руб. [1].

Региональные власти в рамках обновленной транспортной стратегии рассчитывают привлечь федеральное финансирование для обновления подвижного состава общественного транспорта, а так же реализации высоко технологичных проектов в области транспорта.  Данная проблема характерна и для Алтайского края, как и для большинства регионов страны.

Так в рамках реализации транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом до 2035 г., в конце 2021 г. правительство Алтайского края за счет средств регионального бюджета закупило 130 автобусов «ГАЗ» и 63 автобуса «ПАЗ» на общую сумму 500 млн руб. Техника предназначалась для 55 муниципалитетов, оформивших заявки в Минтрансе Алтайского края. Результатом этого приобретения техники стало открытие 89 новых пассажирских муниципальных маршрутов в районах Алтайского края в 2022 г. При этом в двух районах Алтайского края – Шипуновском и Змеиногорском - были образованы новые муниципальные автотранспортные предприятия. Так по данным Минтранса Алтайского края на начало ноября 2022 г. эксплуатация приобретенных по данной программе автобусов организована на 182 маршрутах края, 89 из которых новые маршруты. Данные автобусные маршруты были открыты в 2022 г, обеспечив транспортную доступность 322 населенных пунктов Алтайского края. По данным направлениям за первое полугодие 2022 г. оценочно перевезено порядка 680 тыс. чел.[2].

Над созданием муниципального транспортного предприятия всерьез задумались и власти города Барнаула. На начальном этапе оно должно появиться на базе МУП "Горэлектротранс", которое в настоящее время осуществляет трамвайное и троллейбусное сообщение. Администрация города планирует закупить в 2023 г.первые 18 низкопольных автобусов повышенной вместимости, для осуществления муниципальных перевозок на маршрутах города. По предварительным подсчетам, на покупку автобусов городу понадобится около 300 млн. руб. В дальнейшем по мере увеличения численности подвижного состава  планируется выделить автобусные пассажирские перевозки в отдельный вид экономической деятельности, с созданием самостоятельного пассажирского автотранспортного предприятия.

В 2022 г. в краевой столице было проведено комплексное исследование маршрутной сети  города, итоги которого легли в основу новой транспортной схемы движения пассажирского транспорта. Данную схему движения планируют "синхронизировать" с обновленным генеральным планом города Барнаула [3].

В рамках исследования эксперты проанализировали интенсивность движения общественного транспорта в городе Барнауле, количество перевезенных пассажиров, тарифы и методы контроля.

Победителем конкурных процедур  на разработку комплексной схемы транспортного обслуживания населения города Барнаула стала Московская компания "Центр экономики инфраструктуры" (ЦЭИ). Стоимость выполнения работ составила 18,4 млн. руб.

Согласно заключенному контракту эксперты провели анализ транспортной системы города Барнаула. Специалисты провели детальный анализ интенсивности движения общественного транспорта, количества перевезенных пассажиров, тарифов и методов контроля. На основе данных операторов сотовой связи был проведен анализ перемещения население между районами города.

Итогом работы явилось построение комплексной схемы транспортного обслуживания населения города Барнаула. Специалисты разработали математическую модель транспортной системы, предложили способы оптимизации сети маршрутов общественного транспорта и повышения скорости движения потока.

Кроме того, впервые за долгое время в Барнауле за счет краевого бюджета закупят 10 новых трамваев. На закупку  техники выделено 716,4 млн. руб. Контракт заключен с компанией "Автотехкомплект". Согласно контракта транспорт должен поступить в Барнаул до 31 марта 2023 г. Такая закупка за счет краевых средств осуществляется впервые за долгое время, и это, безусловно знаковое событие для города Барнаула.

Так же власти города Барнаула проводят активную политику по стимулированию частных перевозчиков работающих на маршрутах города к обновлению подвижного состава.

В рамках этой политики мэрия намерена заключать с перевозчиками города Барнаула долгосрочные контракты на транспортное обслуживание населения по регулируемым маршрутам, сроком 7-10 лет. Это позволит перевозчикам обновлять подвижной состав, в том числе за счет средств коммерческих кредитов и иных источников доходов. Пассажироперевозчики в свою очередь пообещали регулярно обновлять подвижной состав, если с мэрией города будет заключен такой долгосрочный контракт. Предполагается, что увеличение сроков контрактов позволит обеспечить перевозчикам долгосрочное планирование своей финансово-хозяйственной деятельности, в первую очередь по обновлению автобусов, привлекая дополнительные заемные средства.

Кроме того важным аспектом реализации обновленной транспортной стратегии  Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом до 2035 г. стало повышение транспортной доступности населения, и создание единой тарифной зоны транспорта общего пользования в городе Барнауле.

Единая тарифная зона предполагает, что с 1 января 2023 г. стоимость проезда в городе Барнауле и его пригороде станет одинаковой. Так жители города неоднократно обращались к властям с  просьбой уравнять цены на городских и пригородных маршрутах, чтобы сделать пользование пригородными маршрутами удобнее. Кроме того, механизм образования цены на пригородных маршрутах не всегда понятен, так как   не всегда итоговая стоимость поездки зависит от протяженности маршрута.

На основании расчетов, произведенных комитетом по транспорту города Барнаула совместно с МУП "Центртранс", дополнительные расходы бюджета города по увеличению стоимости муниципальных контрактов пассажироперевозчиков в этом случае составят ориентировочно 59 млн. руб.

Устранение тарифных различных для многих пассажиров станет примером снижения стоимости проезда. Общее значение, к которому приведут цены на проезд в городе Барнауле составит 30 руб. Это меньше, чем действовавшие раньше тарифы на пригородных маршрутах.

Немаловажным фактором привлечения горожан к пользованию общественным транспортом явилась организация выделенных полос для общественного транспорта на некоторых особо оживленных участках города Барнаула.

Выделенные полосы организованны для избегания появления автомобильных заторов. Выделенная полоса – это сегмент дороги, по которому может перемещаться только общественный транспорт. Количество автомобилей на такой линии, серьезно сокращается, что делает движение значительно легче и быстрее, а соответственно уменьшает время проведенное пассажиром в пути следования. Данные организационные мероприятия значительно повысят привлекательность общественного транспорта города как средства передвижения.

Еще одним аспектом доступности общественного транспорта для разных слоев населения города Барнаула в рамках реализации обновленной транспортной стратегии стало появление в Барнауле единого проездного для учащихся. Причем действует он как на электротранспорте, так и в автобусах.

В настоящее время в городе запустили два вида единых проездных: школьный и студенческий. Нужно отметить, что получить проездной могут лишь студенты младше 24 лет, обучающиеся на очной форме обучения, и только в вузах, расположенных в Барнауле. Стоимость  такого проездного составила 600 руб., стоимость проездного билета школьника сформировалась в размере 400 руб. В итоге средняя стоимость проезда для школьников и студентов по  проездным билетам составила  от 9 до 15 руб., что несомненно повысило транспортную доступность для слабо защищенных слоев населения.

18 мая 2022 г. в рамках реализации программы цифровизации транспортного комплекса города Барнаула, состоялся круглый стол "Цифровые решения транспортной инфраструктуры". Участники круглого стола обсудили вопросы по созданию интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в Барнаульской агломерации. Организатором встречи выступила компания "Ростелеком", исполнитель работ по подготовке технической документации к данному проекту.

Цель создания ИТС в Барнаульской агломерации — повысить уровень безопасности дорожного движения и качество транспортного обслуживания, улучшить планирование и управление, а также снизить вредное воздействие транспортного комплекса на окружающую среду.

В 2020 г.  Алтайский край стал одним из первых субъектов РФ, который получил федеральные субсидии на реализацию данного проекта  ИТС. Далее "Ростелеком" подготовил техническую документацию по данному проекту. В 2021 г. на первом этапе работ, в Барнауле были созданы центр обработки данных и центр управления дорожным движением. Общий объем средств заложенных на реализацию данной программы ориентировочно составит 220 млн. руб.

Все выше перечисленные мероприятия будут реализованы в рамках обновленной транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом до 2035 г., и несомненно позволят улучшить доступность и качество транспортного обслуживания пассажиров на территории Алтайского края.

 

Список литературы:
1. Правительство Российской Федерации,  Распоряжение от 27 ноября 2021 г. № 3363-р МОСКВА. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.
2. Руководство Министерства транспорта вручило главам районов новые автобусы // Министерство транспорта Алтайского края. URL:  https://mintrans.alregn.ru/news/rukovodstvo-ministerstva-transporta-vruchilo-glavam-raionov-novye-avtobusy.
3. Кочеткова Е. Н. Когда и как в Барнауле планируют запустить муниципальные автобус // Толк URL: https://tolknews.ru/obsestvo/136413-skolko-avtobusov-zakupyat-dlya-munitsipalnogo-predpriyatiya-barnaula.