Статья:

Дидактическая игра как средство развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(6)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Аксёнова Л.С., Кобзарева И.И. Дидактическая игра как средство развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/6/21642 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Дидактическая игра как средство развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста

Аксёнова Людмила Сергеевна
студент, филиал СГПИ, РФ, г. Буденновск
Кобзарева Инна Ивановна
канд. психол. наук, доц., филиал СГПИ, РФ, г. Буденновск

 

Формирование интеллектуальных возможностей у дошкольников – актуальная проблема нынешнего времени. Дети с высокоразвитым интеллектом усваивают знания быстрее, они увереннее в себе, быстрее приспосабливаются к новым условиям, лучше готовы к учебе.

Дидактическая игра оказывает значительное влияние на развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста. В ней распределены действия каждого ребенка, намечены пути достижения результата. Правила учат детей регулировать, контролировать свое поведение, воспитывать выдержку.

Проблемой дидактических игр давно интересовались психологи и педагоги. Слово «игра» имеет не строгое научное понятие. Возможно, потому, много ученых старались искать что-то общее между многообразными действиями, обозначаемыми словом «игра», у нас до сих пор нет четких границ этого вида деятельности и разъяснения имеющихся форм игры.

В мировой психологии над проблемой детского мышления работали: Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и другие.

Мышление - высший познавательный процесс. По мнению А. Н. Леонтьева мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует [4, с. 44–45].

По мнению В. В. Давыдова, мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях [2, c. 78–79].

По мнению Ж.Пиаже, мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера [1].

У. М. Гелассер проследил результаты рассмотрения игры за первую половину XX века. Обобщив теории рассмотрения игры разными учеными, он сделал вывод: из-за неточного определения игры большинство учений опирались на эмпирические наблюдения, чем на теоретическую работу.

Мышление не существует само по себе, оно неотделимо от других психических процессов, таких как восприятие, внимание, воображение, память, речь. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

У старших дошкольников можно выделить несколько мыслительных операций: наглядно-образное, логическое. К 6–7 годам созревают лобные области, в них происходят мозговые процессы, определяющие проявления сложнейших интеллектуальных действий, связанных с логическим мышлением;

Обучение напрямую оказывает влияние на развитие мыслительных операций старших дошкольников. Более эффективное развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста происходит в игровой деятельности.

Дидактическая игра является средством разностороннего развития личности ребенка. Большие возможности дидактическая игра имеет в образовательных областях: физическая культура, безопасность, труд, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.

Динамичность детского мышления, которая улучшается в дидактической игре, – главная предпосылка сознательного обновления к приобретению прочных знаний, установления разумных отношений в коллективе.

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что дидактическая игра как метод развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста может более благоприятно повлиять на способность детей к анализу и синтезу, а также сравнению, обобщению – формированию у дошкольников способности самостоятельно делать обобщение. С целью выявления воздействия дидактической игры на развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование [3].

Наше экспериментальное исследование проводилось на базе научной лаборатории «Антропологические основы личностного развития ребенка» по направлению психолого-педагогические основы личностного развития ребенка Филиал СГПИ в г. Буденновске.

В эксперименте принимало участие 20 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Для сравнения результатов мы выделили 2 группы: контрольную и экспериментальную.

После проведения эксперимента мы разделили детей на группы по выявлению уровня мыслительных операций. Экспериментальную группу составляют дети с низким и средним уровнем мыслительных операций. Контрольная группа будет состоять из детей с высоким уровнем мыслительных операций. Обе группы детей, принявшие участие в нашем эксперименте, контрольная и экспериментальная, идентичны по возрасту детей.

Для объективности проведения качественного анализа полученных результатов мы выбрали уровневую систему оценки развития уровня мыслительных операций у детей: высокий, средний и низкий уровень.

Высокий уровень составляют дети, с интересом принимающие все задания, самостоятельно их выполняют, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки. Они заинтересованы в результате своей деятельности. Дети правильно решают задачу за время менее 1 до 1, 5 минуты, называют лишние предметы на всех картинках и правильно объясняют, почему они являются лишними. Могут найти последовательность событий и составлять логический рассказ.

Средний уровень составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно, во многих случаях, они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

Низкий уровень составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать неадекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в развитии их мыслительных операций.

В ходе исследования нами использованы три методики:

1)  Методика Р.С. Немова «Что здесь лишнее».

2)  Методика Н.А. Бернштейна, задание «Последовательность событий».

3)  Методика «Четвертый лишний».

На основании первичного мониторинга детей выявлено, что 16 из них имеют средний, низкий и очень низкий уровень развития мыслительных операций, а всего 4 ребенка имеют высокий и очень высокий уровень.

После того как экспериментальная группа была сформирована нами продолжен эксперимент, работы продолжилась с детьми экспериментальной группы. С детьми занимались по программе развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Программа, включает себя игры и упражнения по развитию логического мышления старших дошкольников. Эти игры и упражнения направлены на мыслительные операции.

После намеченного плана работы формирующего этапа эксперимента нами был проведен контрольный этап эксперимента, для выявления эффективности используемой системы мероприятий по повышению уровня развития мыслительных операций. Работы дошкольников анализировались по тем же критериям, что и в констатирующем этапе эксперимента. Цель занятия контрольного этапа эксперимента: выявить эффективность программы развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры, и провести сравнительный анализ работ учащихся контрольной и экспериментальной групп.

По результатам проведенного эксперимента нами выявлено, что проведенная работа по определению уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста показала положительный результат, данный результат достигнут, благодаря внедрению комплекса дидактических игр. Результаты методической работы могут быть применены на практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

 

Список литературы:
1. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. Логико-психологический анализ – М.: Наука, 2011. – 203с.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. Т.3 / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 2013. – 423 с.
3. Ермолаева М.В. Психология развития. – 3-е изд., стереотип. – М.: МПСИ,2016. – 376 с.
4. Коломинский Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. пособие / Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько. – 2-е изд. перераб. и доп. – Мн.: Ужверсггэцкае, 2009. – 324с.