Е-Навигация и ее перспективы в современном судоходстве
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(61)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(61)
Е-Навигация и ее перспективы в современном судоходстве
В современном мире в условиях повсеместного перевода навигационного оборудования на цифровую основу механизмы внедрения новых технологий входят в противоречие с технологическим прогрессом, не отвечая требованиям и замедляя развитие судоходной индустрии. Сказывается долгий процесс проектирования новых судов и эксплуатации старых, высокая степень регулирования в вопросе безопасности как со стороны национальных организаций, так и со стороны международных. С точки зрения коммуникаций сильно мешает неразвитая и дорогостоящая техника, основанная на спутниковой связи. Именно необходимость улучшения сложившейся обстановки стала причиной создания под эгидой ИМО концепции е-Навигации, которую можно считать одним из наиболее перспективных путей развития информационных технологий в сфере морского транспорта.
Е-Навигация определяется как гармонизированный процесс сбора, интегрирования, обмена, представления и анализа информации, полученной на борту судна или с помощью береговых систем, посредством электронных средств для улучшения и совершенствования переходов судна от порта до порта, а также сервисов, контролирующих безопасность мореплавания, морской инфраструктуры и защиту окружающей среды.
Ожидается, что в скором времени стандарты, разработанные для е-Навигации, станут обязательными для исполнения на всех судах торгового флота. Например, без соответствующего сертификата о соответствии концепции судно не сможет покинуть порт или войти в него, пересечь территориальные воды страны.
Современные суда используют большое количество цифрового оборудования: автоматическая идентификационная система (АИС – AIS), электронная картографическая навигационно-информационная система (ЭКНИС – ECDIS), радиолокационная станция (РЛС – RADAR), средство автоматической радиолокационной прокладки (САРП – ARPA), глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ – GMDSS) и прочие электронные инструменты.
Однако, эффективное использование информации, полученной от вышеперечисленных устройств и систем возможно только при комплексном использовании береговых и судовых средств связи, работающих по единым стандартам. Таким образом, главной задачей е-Навигации становится развитие системы, которая сможет должным образом организовать данные с судна в одном месте с целью обеспечения безопасности в море, облегчения судовождения и повышения эффективности мер по защите окружающей среды [3].
Человеческий фактор в навигации определяется как одна из главных причин инцидентов в море. Хотя количество происшествий значительно снизилось в последнее время, предстоит ещё многое сделать, чтобы уменьшить количество ошибок, связанных с человеческой небрежностью. Вызывает беспокойство, что даже с огромным количеством современного и сложного навигационного оборудования продолжают случаться инциденты в области навигации [5].
Именно поэтому требуется система, помогающая собирать информацию, интегрировать её и обмениваться ей при помощи судовых и береговых устройств. В итоге это поможет снизить риск очередного происшествия, поможет вахтенным помощникам принимать правильное решение и улучшит условия для безопасного мореплавания.
На данный момент над этой проблемой работают несколько организаций, включая ИМО. Так, например, план по внедрению этой концепции, одобренный 94-м собранием комитета по безопасности на море, содержит в себе список задач, которые требуют выполнения для решения пяти вопросов в области е-Навигации [4]:
- улучшенное, гармоничное и удобное для использования устройство мостика;
- создание средств для автоматизированной и стандартизированной отчетности;
- повышенная надежность, устойчивость и целостность оборудования мостика и информации, связанной с навигацией на море;
- интеграция и представление доступной информации, полученной при помощи оборудования связи, на графических дисплеях;
- улучшенная коммуникация с системами управления движения судов.
Ожидается, что поставленные задачи будут выполнены в течение периода с 2015 года по 2019 год и предоставят судоходной индустрии возможность работать с обработанной и интегрированной в судовые системы информацией с целью разработки оборудования и услуг нового уровня, отвечающих принципам и задачам е-Навигации.
Среди текущих зарубежных проектов по разработке стандартов е-Навигации можно выделить следующие [2, 3]:
- проект «Mona Lisa 2» под руководством Шведской морской администрации, сфокусированный на разработке принципов эффективного управления морским транспортом, безопасности и поисково-спасательных операциях;
- проект «Управление движением транспорта – подтверждение концепции», являющийся продолжением «Mona Lisa» и предусматривающий создание площадок для тестирования е-Навигации в Балтийском, Средиземном и Северном морях;
- английский проект системы e-Loran, реализующий методы для обеспечения надежности координатно-временного обеспечения нужд навигации;
- в США программа по развитию е-Навигации (e-Navigation Strategic Action Plan) включает в себя как создание специальной инфраструктуры для нужд концепции, так и развитие речного судоходства и его интеграцию с морским транспортом, что представляет большой интерес для России и ее условий.
В России на данный момент реализуется ряд проектов по развитию и выводу е-Навигации на рынок. При поддержке Министерства транспорта создается и продвигается система ГЛОНАСС, этот же проект подразумевает создание в зоны для тестирования нововведений в Финском заливе. Также запланированы мероприятия по созданию необходимой инфраструктуры в пределах тестовой площадки: поставка новых компьютеров, установка систем электронной картографии, модернизация телекоммуникационных сетей и прочее [3].
Можно сделать вывод, что положительными последствиями введения е-Навигации в современном судоходстве станут стандартизация навигационного оборудования на берегу и на судне, возможность обучать специалистов для работы в море и на берегу по единым утвержденным стандартам и правилам, снижение влияния человеческого фактора на принятие решений, повышение эффективности анализа данных с судна и с берега за счет их быстрого получения и наличия универсальной методики их обработки [1].
Инновационные решения в области навигации, обозначенные в программе Международной морской организации и развивающиеся с большой скоростью во многих странах на национальном уровне, должны так же адекватно восприниматься в России и внедряться наиболее эффективным образом во все сферы судоходства.