Основные направления развития инновационного предпринимательства и его государственного регулирования в России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(61)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(61)
Основные направления развития инновационного предпринимательства и его государственного регулирования в России
Малый и средний бизнес является неотъемлемой частью рыночной экономики. Развитие этого сектора экономики носит циклический характер: рост числа малых предприятий сменился усилением монополий, а в 70-х годах двадцатого века при поддержке государства наблюдался новый рост малого бизнеса. Однако развитие малого и среднего бизнеса не всегда зависит от уровня государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Концепция развития малого и среднего бизнеса (МСП) интересует исследователей с практической и теоретической точек зрения в разных странах мира. Одной из важнейших проблем, в том числе с точки зрения формирования системы государственной поддержки МСП, является система критериев определения этого сектора. Довольно подробный обзор критериев дан в работе Д.А. Плетнёва, Е.В. Николаевой, А. Кампа [3]. Не смотря на сближение критериев определения МСП в России и за рубежом, вклад малого и среднего бизнеса в экономику России существенно ниже, чем в развитых странах.
Небольшое инновационное предприятие при грамотной поддержке государства может повысить эффективность использования ресурсов. Уже благодаря инновационной деятельности малого и среднего бизнеса создаются не только новые рабочие места, то есть возрождается рынок труда, но и принимаются социальные и политические меры для повышения уровня жизни россиян. Малый инновационный бизнес способен актуализировать человеческий и социальный капитал через развитие определенного менталитета и стимулирование развития новых форм самореализации личности, развития личной активности, предпринимательских способностей и потенциала.
Малый бизнес изначально строится в условиях ограниченных финансовых ресурсов и финансовых рисков, такова его природа; поэтому он должен основываться на научных подходах в управлении и учитывать специфику отдельных региональных рынков [2].
Инновационная деятельность малого бизнеса представляет собой отдельную структуру бизнес-процессов, отдельный объект управления, который включает управление капиталом финансовыми, трудовыми и другими ресурсами. Без системного подхода совет становится неэффективным. В этом случае инновации должны затрагивать все стороны (интеллектуальные, социальные, экономические, психологические) малого бизнеса.
В современных реалиях инновационная и проектная деятельность показывает, что количество инновационных предложений превышает спрос на них. Во многих исследованиях ученые подчеркивают, что лишь небольшое количество идей имеют успешное, с экономической точки зрения, воплощение, другие идеи, в лучшем случае, не являются экономически выгодными, в худшем - наносят больше ущерба, чем пользы.
Только одна инновационная идея из сорока предложенных является жизнеспособной, и ее реализация влечет за собой экономические выгоды. Рынок инноваций уже позволяет выбирать наиболее эффективные предложения, но препятствием в этом направлении является низкая осведомленность и культура предпринимателей.
Успешное функционирование малого бизнеса обусловлено следующими факторами:
1) удовлетворение потребительского спроса товарами и услугами, которые экономически невыгодны для крупных компаний;
2) высокая оборачиваемость капитала;
3) использование инноваций, адаптированных к насущным потребностям региона [1].
Малый бизнес обладает большей гибкостью в реагировании на требования рынка, чем крупные предприятия; соответственно, это открывает большие возможности для инновационного развития и эффективного использования ресурсов.
Помощь в доступе к ресурсам должна предоставляться государственными органами и регулироваться на правовой основе. Для полноценного функционирования малого бизнеса необходим аккаунт:
1) доля малого бизнеса в общем количестве субъектов рыночной экономики;
2) доля роста валовой продукции малого бизнеса в росте валового внутреннего продукта;
3) сумма налоговых поступлений в бюджеты за счет малых предприятий;
4) обеспечение населения работой;
5) потребности местного населения и т. д.
Недостаточный уровень развития малого и среднего бизнеса определяется множеством факторов, одним которых является развитие системы государственной и негосударственной поддержки МСП. В России объем денежных средств, выделенных на поддержку, является низким: на поддержку одного субъекта МСП ЕС выделяется около 35 тыс. руб., в России в 2018 году было выделено 830 руб. [4]. Таким образом, поддержка МСП должна определяться национальной спецификой и быть эффективной. Проблема эффективности поддержки
МСП в настоящее время очень актуальны, и решение этой проблемы увеличит не только долю МСП в ВВП страны, но и изменит ее отраслевую структуру.
Сегодня становится очевидным, что для успешного развития сферы промышленного производства в российской экономике важно создать инновационную среду и активный рост предпринимательского сегмента, особенно сегмента инновационного предпринимательства, деятельность которого характеризуется высокая емкость когнитивных (информационных) ресурсов и способность максимизировать отдачу с помощью научно обоснованных инноваций.
Малые инновационные предприятия могут открыть новые сегменты рынка, повысить интенсивность знаний и конкурентоспособность предприятий, инициировать создание и последующее удовлетворение новых, ранее неизвестных потребностей рынка. Малые инновационные предприятия обычно занимаются разработкой и преобразованием научных идей в новые технологии и продукты. По сути, это то, что отличает их от обычных форм малых и средних предприятий. Основная сфера деятельности и распространения малого инновационного бизнеса сегодня - это новейшие быстрорастущие высокотехнологичные отрасли, такие как: электроника, информатика, фармацевтика, химия, связь, биоинженерия [5].
Малое инновационное предпринимательство обеспечивает связь между фундаментальными исследованиями и массовым производством нового инновационного продукта. Малые инновационные предприятия приносят научные открытия в сложившуюся промышленную технологию и впоследствии передают результаты крупным компаниям, которые организуют массовое производство на основе новых методов.
Фактически, сегодня в России практически нет системы, которая способствовала бы коммерциализации инновационных технологий, выводу их на рынок, что, в свою очередь, позволило бы нам перейти к информационной экономике.
В заключение отметим следующее: развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений, позволяющих сформировать важное звено в инновационной цепочке от научной идеи до инновации. В то же время развитие малого инновационного предпринимательства является фактором решения многих социально-экономических проблем российских регионов.
В свою очередь, мы подчеркиваем, что активизация развития инноваций для малого бизнеса, прежде всего, является конкурентной средой, в которой производители продукции или поставщики услуг вынуждены искать инновационные механизмы для снижения издержек производства и расширения рынков сбыта.
В результате малые инновационные предприятия, которые первыми применяют эффективные инновации, внедряют инновационные технологии и сами их разрабатывают с учетом спроса, становятся не только конкурентоспособными, но и имеют ряд преимуществ перед другими предприятиями.