Статья:

Основные направления развития инновационного предпринимательства и его государственного регулирования в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(61)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Сердюк М.О. Основные направления развития инновационного предпринимательства и его государственного регулирования в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 10(61). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/61/48718 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные направления развития инновационного предпринимательства и его государственного регулирования в России

Сердюк Михаил Олегович
магистрант, Российская таможенная академия Ростовский филиал, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Малый и средний бизнес является неотъемлемой частью рыночной экономики. Развитие этого сектора экономики носит циклический характер: рост числа малых предприятий сменился усилением монополий, а в 70-х годах двадцатого века при поддержке государства наблюдался новый рост малого бизнеса. Однако развитие малого и среднего бизнеса не всегда зависит от уровня государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Концепция развития малого и среднего бизнеса (МСП) интересует исследователей с практической и теоретической точек зрения в разных странах мира. Одной из важнейших проблем, в том числе с точки зрения формирования системы государственной поддержки МСП, является система критериев определения этого сектора. Довольно подробный обзор критериев дан в работе Д.А. Плетнёва, Е.В. Николаевой, А. Кампа [3]. Не смотря на сближение критериев определения МСП в России и за рубежом, вклад малого и среднего бизнеса в экономику России существенно ниже, чем в развитых странах.

Небольшое инновационное предприятие при грамотной поддержке государства может повысить эффективность использования ресурсов. Уже благодаря инновационной деятельности малого и среднего бизнеса создаются не только новые рабочие места, то есть возрождается рынок труда, но и принимаются социальные и политические меры для повышения уровня жизни россиян. Малый инновационный бизнес способен актуализировать человеческий и социальный капитал через развитие определенного менталитета и стимулирование развития новых форм самореализации личности, развития личной активности, предпринимательских способностей и потенциала.

Малый бизнес изначально строится в условиях ограниченных финансовых ресурсов и финансовых рисков, такова его природа; поэтому он должен основываться на научных подходах в управлении и учитывать специфику отдельных региональных рынков [2].

Инновационная деятельность малого бизнеса представляет собой отдельную структуру бизнес-процессов, отдельный объект управления, который включает управление капиталом финансовыми, трудовыми и другими ресурсами. Без системного подхода совет становится неэффективным. В этом случае инновации должны затрагивать все стороны (интеллектуальные, социальные, экономические, психологические) малого бизнеса.

В современных реалиях инновационная и проектная деятельность показывает, что количество инновационных предложений превышает спрос на них. Во многих исследованиях ученые подчеркивают, что лишь небольшое количество идей имеют успешное, с экономической точки зрения, воплощение, другие идеи, в лучшем случае, не являются экономически выгодными, в худшем - наносят больше ущерба, чем пользы.

Только одна инновационная идея из сорока предложенных является жизнеспособной, и ее реализация влечет за собой экономические выгоды. Рынок инноваций уже позволяет выбирать наиболее эффективные предложения, но препятствием в этом направлении является низкая осведомленность и культура предпринимателей.

Успешное функционирование малого бизнеса обусловлено следующими факторами:

1) удовлетворение потребительского спроса товарами и услугами, которые экономически невыгодны для крупных компаний;

2) высокая оборачиваемость капитала;

3) использование инноваций, адаптированных к насущным потребностям региона [1].

Малый бизнес обладает большей гибкостью в реагировании на требования рынка, чем крупные предприятия; соответственно, это открывает большие возможности для инновационного развития и эффективного использования ресурсов.

Помощь в доступе к ресурсам должна предоставляться государственными органами и регулироваться на правовой основе. Для полноценного функционирования малого бизнеса необходим аккаунт:

1) доля малого бизнеса в общем количестве субъектов рыночной экономики;

2) доля роста валовой продукции малого бизнеса в росте валового внутреннего продукта;

3) сумма налоговых поступлений в бюджеты за счет малых предприятий;

4) обеспечение населения работой;

5) потребности местного населения и т. д.

Недостаточный уровень развития малого и среднего бизнеса определяется множеством факторов, одним которых является развитие системы государственной и негосударственной поддержки МСП. В России объем денежных средств, выделенных на поддержку, является низким: на поддержку одного субъекта МСП ЕС выделяется около 35 тыс. руб., в России в 2018 году было выделено 830 руб. [4]. Таким образом, поддержка МСП должна определяться национальной спецификой и быть эффективной. Проблема эффективности поддержки

МСП в настоящее время очень актуальны, и решение этой проблемы увеличит не только долю МСП в ВВП страны, но и изменит ее отраслевую структуру.

Сегодня становится очевидным, что для успешного развития сферы промышленного производства в российской экономике важно создать инновационную среду и активный рост предпринимательского сегмента, особенно сегмента инновационного предпринимательства, деятельность которого характеризуется высокая емкость когнитивных (информационных) ресурсов и способность максимизировать отдачу с помощью научно обоснованных инноваций.

Малые инновационные предприятия могут открыть новые сегменты рынка, повысить интенсивность знаний и конкурентоспособность предприятий, инициировать создание и последующее удовлетворение новых, ранее неизвестных потребностей рынка. Малые инновационные предприятия обычно занимаются разработкой и преобразованием научных идей в новые технологии и продукты. По сути, это то, что отличает их от обычных форм малых и средних предприятий. Основная сфера деятельности и распространения малого инновационного бизнеса сегодня - это новейшие быстрорастущие высокотехнологичные отрасли, такие как: электроника, информатика, фармацевтика, химия, связь, биоинженерия [5].

Малое инновационное предпринимательство обеспечивает связь между фундаментальными исследованиями и массовым производством нового инновационного продукта. Малые инновационные предприятия приносят научные открытия в сложившуюся промышленную технологию и впоследствии передают результаты крупным компаниям, которые организуют массовое производство на основе новых методов.

Фактически, сегодня в России практически нет системы, которая способствовала бы коммерциализации инновационных технологий, выводу их на рынок, что, в свою очередь, позволило бы нам перейти к информационной экономике.

В заключение отметим следующее: развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений, позволяющих сформировать важное звено в инновационной цепочке от научной идеи до инновации. В то же время развитие малого инновационного предпринимательства является фактором решения многих социально-экономических проблем российских регионов.

В свою очередь, мы подчеркиваем, что активизация развития инноваций для малого бизнеса, прежде всего, является конкурентной средой, в которой производители продукции или поставщики услуг вынуждены искать инновационные механизмы для снижения издержек производства и расширения рынков сбыта.

В результате малые инновационные предприятия, которые первыми применяют эффективные инновации, внедряют инновационные технологии и сами их разрабатывают с учетом спроса, становятся не только конкурентоспособными, но и имеют ряд преимуществ перед другими предприятиями.

 

Список литературы:
1. Бурлаков В.В., Дзюрдзя О.А. Венчурный инвестор. Его цели, задачи и значение для ма-лого инновационного предпринимательства. Регулирование инновационных и интегра-ционных процессов в российской экономике: проблемы, механизмы, перспективы: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2014. – С.6-10.
2. Горностаева А.Н. Теория и практика инновационного управления российскими про-мышленными предприятиями: монография. – Брянск: Изд-во БГТУ, 2014. – 189 с.
3. Плетнёв Д.А., Николаева Е.В., Кампа А. Сравнительный анализ критериев отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в разных странах // Стратегии бизнеса. – 2015. – № 9 (17). – С. 30-36.
4. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир: исследование Института экономики роста им. Столыпина П.А. – Режим доступа: URL: http://stolypin.institute/novosti/sektor-malogo-i-srednegopredprinimatelstva-rossiya-i-mir/. – Да-та доступа: 24.02.2019.
5. Юлдашева С.Н. Малый бизнес как фактор развития экономики // Молодой ученый. – 2016. – №13. – С. 559–561.