Порядок защиты прав потребителей по договору розничной купли продажи
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(63)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(63)
Порядок защиты прав потребителей по договору розничной купли продажи
CONSUMER PROTECTION PROCEDURE UNDER A RETAIL SALES AGREEMENT
Nadezhda Shchipanova
Master student of SUAI, Russia, St. Petersburg
Аннотация. В статье приведена правовая оценка договора купли-продажи, исследуются основные признаки законной неустойки, порядок возмещения убытков и компенсации морального вреда, как механизмов защиты прав потребителей.
Abstract. The article provides a legal assessment of the contract of sale,
examines the main features of a legal penalty, the procedure for damages and compensation for moral harm consumer
Ключевые слова: договор купли-продажи, потребитель, неустойка, убытки, моральный вред.
Keywords: contract of sale, consumer,forfeit, damages, moral injury.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ч.1 ст. 492 ГК РФ) [1].
Таким образом, к характерным чертам договора розничной купли-продажи можно отнести специфику продавца, которым может выступать только коммерческая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность по продаже товара в розницу, и особенности товара, который приобретается только для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с ведением предпринимательской деятельности [4].
Одним из существенных условий договора розничной купли-продажи, является – цена договора. Кроме того, на отдельные виды товаров цены устанавливаются или регулируются государством (алкогольная продукция, драгоценные металлы и камни и пр.).
Срок договора является существенным условием договора лишь в случае заключения договора продажи в кредит с рассрочкой платежа, в остальном - определяется сторонами и является обычным условием договора.
В юридической литературе нередко встречаются разные точки зрения о форме заключения договора розничной купли-продажи.
Например, Т.Л. Левшина указывает: «Договор розничной купли-продажи, как правило, заключается устно, так как его исполнение происходит одновременно с совершением» [5]. С этой точкой зрения не согласен М.И. Брагинский, который утверждает, что устная форма договора розничной купли-продажи скорее является исключением из общего правила о письменной форме договора [4].
Поэтому, по нашему мнению, целесообразно конкретизировать и законодательно закрепить в ГК РФ форму договора розничной купли-продажи, как обязательную письменную форму договора, так как ни кассовый чек, ни иной документ, подтверждающий оплату покупателем товара, не соответствуют требованиям к письменной форме договора, предусмотренным статьей 160 ГК РФ, а товарный чек не подтверждает оплату товара покупателем, так как не содержит всех его условий [6]
В тоже время, отсутствие у покупателя этих документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий.
Договор розничной купли-продажи исходя из статьи 493 ГК РФ может заключаться устно, если он исполняется при самом его совершении.
Проблема защиты прав потребителей на рынке розницы товаров и услуг получила достаточную разработку, тем более, что многие годы потребитель являлся самым незащищенным субъектом на потребительском рынке.
Потребитель, как и каждый субъект гражданского права, обладает правом на защиту нарушенного права. Содержание права на защиту потребителя включает в себя:
- правоохранительные возможности, которые может предпринять потребитель в связи с нарушением его права;
- меры непосредственного воздействия на правонарушителя;
- меры, связанные с государственным принуждением, если действия потребителя оказались безрезультатными.
Право на защиту потребителя обладает и материально-правовым содержанием и дает возможность применить меры оперативного воздействия к продавцу.
Меры оперативного воздействия, применяемые к нарушителям прав потребителей, носят односторонний характер.
Потребитель в связи с нарушением своего права обращается не к компетентным органам, а к продавцу в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
Так, к мерам оперативного воздействия вследствие нарушения прав потребителей можно отнести возможность отказа от исполнения договора (ст.ст. 18, 29 Закона РФ «О защите прав потребителей») [2].
Помимо мер оперативного воздействия к способам защиты прав потребителей следует отнести государственно-принудительные меры, которые можно применить к правонарушителю с помощью компетентных государственных или иных органов.
Так, потребитель за защитой нарушенного права может обратиться в суд либо защитить свои права в административном порядке.
Наиболее действенной мерой государственно-принудительного характера защиты прав потребителей является гражданско-правовая ответственность.
По общему правилу продавец за нарушение прав потребителей несет ответственность независимо от вины.
Продавец может быть освобожден от ответственности при наличии обстоятельств непреодолимой силы или доказанности в действиях потребителя неправильной эксплуатации, хранения, транспортировки товара. Бремя доказывания в этом случае ложится на продавца.
Вопрос о выборе формы защиты своих прав встает перед покупателем с момента нарушения своих обязательств продавцом, в соответствии со ст. 14 ГК РФ, гражданин имеет право защитить свои права самостоятельно, но также он может обратиться в суд (ст. 11 ГК РФ, ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Самозащита – это ничто иное, как «совершение управомоченными лицами действий фактического порядка, направленных на охрану его личных и имущественных прав и интересов» [8]. В зависимости от нарушения права выбирается способ самозащиты, законодательством установлены конкретные способы защиты нарушенных прав, к ним относятся - возмещение убытков, взыскание неустойки и прекращение правоотношений[9].
Следует отметить, что при судебном способе защиты прав, покупатель в исковых заявлениях требует не только расторгнуть договор купли-продажи, но и взыскать убытки, неустойку и компенсировать моральный вред [7].
В рассматриваемых правоотношениях действует принцип полного возмещения убытков в случае нарушения прав потребителей, если законом не предусмотрен ограниченный размер ответственности. Как было отмечено ранее, в случаях, если за нарушение прав потребителя законом или договором предусмотрена неустойка, убытки взыскиваются сверх суммы неустойки.
Помимо взыскания убытков и неустойки за нарушение прав потребителей, Закон устанавливает возможность компенсации морального вреда. Несмотря на то, что нарушения в потребительской сфере касаются в большей степени имущественных прав потребителей, закон дает возможность восстановить последствия, связанные с физическими и нравственными страданиями потерпевшего.
Помимо взыскания убытков и неустойки за нарушение прав потребителей, ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителя» устанавливает возможность компенсации морального вреда.
Проблема кроется в определении размера морального вреда. Из разъяснений Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17 следует, что «размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда…
Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости» [3].
Понятно, что учитываются наиболее значимые обстоятельства, указывающие на нравственные или психические страдания потерпевшего. Вместе с тем, компенсация морального вреда часто носит чисто символический характер, особенно в тех случаях, когда в его обоснование истец не может предоставить ничего, кроме собственных заявлений [11].
Расчет морального вреда, действительно, дело непростое, тем не менее, решить проблему необходимо. Поэтому необходимо дополнить ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» следующим содержанием: «Установить фиксированное минимальное значение компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя в размере ½ от стоимости приобретенного товара (полученной услуги)».
Не исключено, что такая позиция повысит эффективность развития системы защиты прав потребителей, поскольку, исходя из исторических примеров, потребитель во все времена признавался более слабой стороной в данных отношениях.