Формирование коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)
Формирование коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста
Развитие навыков общения среди сверстников в дошкольном возрасте сравнительно молодое, но быстро развивающееся направление возрастной психологии. Л.С. Выготский, Ж. Пиаже в 30-х гг. двадцатого века обратили внимание на общение между сверстниками, как к важному квази-социальному и психологическому фактору развития ребенка, который способствует разрушению эгоцентризма.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры, когда дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Игровая деятельность является ведущей в этом возрасте и оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. На важность формирования общения в дошкольном возрасте через игру в особенности, указывают многочисленные исследования Е. В. Бондаревской, Т. А. Репиной, Е. О. Смирновой.
Таким образом, анализ проблемы исследования показывает наличие некоторых противоречий между актуальностью процесса социализации дошкольника и уровнем сформированности коммуникативных навыков у детей, а также, с одной стороны, мы имеем высокий уровень признания потенциала игровой деятельности, но, с другой стороны, практика развития является несовершенной и требует дальнейшей разработки.
В нашем исследовании целью являлось формирование коммуникативных навыков у дошкольников среднего возраста в условиях ДОУ, для чего мы разработали развивающую программу, которая проходит апробацию в МАДОУ «Детский сад «Жаргал»» Кижингинского района Республики Бурятия. В нашей программе реализуются следующие психолого – педагогические условия:
- улучшение межличностных отношений и общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста;
- повышение компетентности родителей в вопросах формирования коммуникативных навыков у дошкольников среднего возраста.
Данная программа представлена в виде четырех блоков занятий, каждый имеет свои цели и задачи. В программе используются такие методы как: игровое упражнение, сюжетно – ролевая игра, игра – фантазирование, игра – драматизация.
1 блок «В мире эмоций» направлен на формирование эмоциональной стабильности, регуляции собственного поведения, положительной самооценки.
2 блок «Я и другие» развивает навыки общения со сверстниками.
3 блок «Игротерапия общения с детьми» развивает навыки общения со сверстниками в процессе игры.
4 блок «Ребенок и родители» нужен для актуализации проблем детско – родительских отношений.
Эксперимент состоял из трех этапов:
- Исследование существующих педагогических условий, психологической обстановки в группе, уровня развития коммуникативных навыков у детей 1 средней группы;
- Разработка и апробация развивающей программы по формированию коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности;
- Подтверждение эффективности игровой деятельности как средства развития коммуникативных умений и снятия стресса у дошкольников.
На первом этапе были изучены степени сформированности навыков коммуникативного взаимодействия, сформированности действий в процессе организации совместной деятельности и направленность на сотрудничество. Для этого был выбран метод наблюдений по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой, который дает возможность получить результат в естественных для детей условиях.
В качестве ситуаций наблюдения детям была выбрана сюжетно-ролевая игра «День рождения в лесу». Эта игра позволяет включить в сюжет различные роли, выявить коммуникативные умения в общении со сверстниками и со взрослыми. В ходе игры дети получают задания, которые помогут выявить навыки детей в выполнении слаженной коллективной работы, не вступая в конфликт.
Из полученных данных мы увидели, что по показателю инициативности: низкий уровень имеют 34%, что может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти к ним подход; средний – 55%, высокий уровень – 11% детей. Из 46 учащихся средней группы, 15% дошкольников имеют низкий уровень знаний норм и правил поведения, средний - 70%, высокий уровень – 25%. Показатель чувствительности к воздействию сверстника: низкий - 17%, средний - 48%, высокий - 35%. Позитивный эмоциональный фон наблюдается у 65% детей, нейтрально-деловой у 24%, а негативный фон у 11% детей.
Рисунок 1. Сравнительный анализ общего уровня сформированности навыков
Как мы видим из диаграммы 1, большая часть детей из исследуемой группы имеет средний уровень развития коммуникативных навыков (61%). Высоким уровнем развития обладают меньшая часть - 24%, а лишь малая часть группы обладает низким уровнем (15%). В целом картина выглядит удовлетворительной и соответствующей возрасту дошкольников (4 года). Также у детей преобладает позитивный эмоциональный фон (65%), о чем свидетельствует диаграмма, представленная внизу.
Рисунок 2. Преобладающий эмоциональный фон в %
Таким образом, с помощью данной методики были выявлены основные показатели, которые будут формироваться и развиваться в ходе исследования. Эти же параметры будут сравниваться в исходной диагностике детей.
Таблица 1.
Результаты после завершения развивающей программы
Методика |
Этап исследования |
||
Констатирующий |
Контрольный |
||
Метод наблюдений по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой |
Низкий |
23% |
1% |
Средний |
60% |
23% |
|
Высокий |
22% |
76% |
Из полученных результатов можно увидеть, что после проведения развивающей работы и контрольного этапа диагностирования, произошла динамика в сторону повышения уровня коммуникативных навыков детей, в особенности тех дошкольников, которые продемонстрировали на этапе констатирующей диагностики низкие показатели. Также, в процессе контрольного этапа диагностирования осуществлялось наблюдение за игрой дошкольников по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой. Дети стали проявлять большую инициативность, активность в совместной со сверстником деятельности, старались согласовывать свои действия с действиями другого из-за чего возникало меньше конфликтов в процессе игровой деятельности.
По результатам второго диагностического среза очевидна положительная динамика в коммуникативной сфере детей:
- повысилось качество коммуникации, что выражается в осознанных коммуникативных действиях, в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника;
- повысился уровень инициативности детей в совместной деятельности;
- значительно повысился уровень сформированности действий по организации и осуществления сотрудничества;
- произошли изменения в использовании детьми в общении невербальных средств;
- повысился уровень контекстного общения со взрослыми;
- улучшилось понимание своих эмоции и эмоции других людей;
Таким образом, данная программа может быть использована практическими психологами и педагогами в системе дошкольного образования в процессе психолого – педагогического сопровождения детей, развития коммуникативных навыков у дошкольников среднего возраста.