Статья:

Формирование коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Жимбеева Р.Б., Ханхабаева Т.С. Формирование коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 13(64). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/64/49476 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста

Жимбеева Роза Борисовна
студент Бурятский Государственный Университет имени Доржи Банзарова", РФ, г. Улан-Удэ
Ханхабаева Татьяна Сергеевна
преподаватель, Бурятский Государственный Университет имени Доржи Банзарова", РФ, г. Улан-Удэ

 

Развитие навыков  общения среди сверстников в дошкольном возрасте сравнительно молодое, но быстро развивающееся направление  возрастной психологии. Л.С. Выготский, Ж. Пиаже в 30-х гг. двадцатого века обратили внимание на общение между сверстниками, как к важному квази-социальному и психологическому фактору развития ребенка, который способствует разрушению эгоцентризма.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры, когда дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Игровая деятельность является ведущей в этом возрасте и оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. На важность формирования общения в дошкольном возрасте через игру в особенности, указывают многочисленные исследования Е. В. Бондаревской, Т. А. Репиной, Е. О. Смирновой.

Таким образом, анализ проблемы исследования показывает наличие некоторых противоречий между актуальностью процесса социализации дошкольника и уровнем сформированности коммуникативных навыков у детей, а также, с одной стороны, мы имеем высокий уровень признания потенциала игровой деятельности, но, с другой стороны, практика развития является несовершенной и требует дальнейшей разработки.

В нашем исследовании целью являлось формирование коммуникативных навыков у дошкольников среднего возраста в условиях ДОУ, для чего мы разработали развивающую программу, которая проходит апробацию в МАДОУ «Детский сад «Жаргал»» Кижингинского района Республики Бурятия. В нашей программе реализуются следующие психолого – педагогические условия:

  • улучшение межличностных отношений и общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста;
  • повышение компетентности родителей в вопросах формирования коммуникативных навыков у дошкольников среднего возраста.

Данная программа представлена в виде четырех блоков занятий, каждый имеет свои цели и задачи. В программе используются такие методы как: игровое упражнение, сюжетно – ролевая игра, игра – фантазирование, игра – драматизация.

1 блок «В мире эмоций» направлен на формирование эмоциональной стабильности, регуляции собственного поведения, положительной самооценки.

2 блок «Я и другие» развивает навыки общения со сверстниками.

3 блок «Игротерапия общения с детьми» развивает навыки общения со сверстниками в процессе игры.

4 блок «Ребенок и родители» нужен для актуализации проблем детско – родительских отношений.

Эксперимент состоял из трех этапов:

  • Исследование существующих педагогических условий, психологической обстановки в группе, уровня развития коммуникативных навыков у детей 1 средней группы;
  • Разработка и апробация развивающей программы по формированию коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности;
  • Подтверждение эффективности игровой деятельности как средства развития коммуникативных умений и снятия стресса у дошкольников.

На первом этапе были изучены степени сформированности навыков коммуникативного взаимодействия, сформированности действий в процессе организации совместной деятельности и направленность на сотрудничество. Для этого был выбран метод наблюдений по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой, который дает возможность получить результат в естественных для детей условиях.

В качестве ситуаций наблюдения детям была выбрана сюжетно-ролевая игра «День рождения в лесу». Эта игра позволяет включить в сюжет различные роли, выявить коммуникативные умения в общении со сверстниками и со взрослыми. В ходе игры дети получают задания, которые помогут выявить навыки детей в выполнении слаженной коллективной работы, не вступая в конфликт.

Из полученных данных мы увидели, что по показателю инициативности: низкий уровень имеют 34%, что может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти к ним подход; средний – 55%, высокий уровень – 11% детей. Из 46 учащихся средней группы, 15% дошкольников имеют низкий уровень знаний норм и правил поведения, средний - 70%, высокий уровень – 25%. Показатель чувствительности к воздействию сверстника: низкий - 17%, средний - 48%, высокий - 35%. Позитивный эмоциональный фон наблюдается у 65% детей, нейтрально-деловой у 24%, а негативный фон у 11% детей.

 

Рисунок 1. Сравнительный анализ общего уровня сформированности навыков

 

Как мы видим из диаграммы 1, большая часть детей из исследуемой группы имеет средний уровень развития коммуникативных навыков (61%). Высоким уровнем развития обладают меньшая часть - 24%, а лишь малая часть группы обладает низким уровнем (15%). В целом картина выглядит удовлетворительной и соответствующей возрасту дошкольников (4 года). Также у детей преобладает позитивный эмоциональный фон (65%), о чем свидетельствует диаграмма, представленная внизу.

 

Рисунок 2. Преобладающий эмоциональный фон в %

 

Таким образом, с помощью данной  методики были выявлены основные показатели, которые будут формироваться и развиваться в ходе исследования. Эти же параметры будут сравниваться в исходной диагностике детей.

Таблица 1. 

Результаты после завершения развивающей программы

Методика

Этап исследования

Констатирующий

Контрольный

Метод наблюдений по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой

Низкий

23%

1%

Средний

60%

23%

Высокий

22%

76%

 

Из полученных результатов можно увидеть, что после проведения развивающей работы и контрольного этапа диагностирования, произошла динамика в сторону повышения уровня коммуникативных навыков детей, в особенности тех дошкольников, которые продемонстрировали на этапе констатирующей диагностики низкие показатели. Также, в процессе контрольного этапа диагностирования осуществлялось наблюдение за игрой дошкольников по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой. Дети стали проявлять большую инициативность, активность в совместной со сверстником деятельности, старались согласовывать свои действия с действиями другого из-за чего возникало меньше конфликтов в процессе игровой деятельности.

По результатам второго диагностического среза очевидна положительная динамика в коммуникативной сфере детей:

- повысилось качество коммуникации, что выражается в осознанных коммуникативных действиях, в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника;

- повысился уровень инициативности детей в совместной деятельности;

- значительно повысился уровень сформированности действий по организации и осуществления сотрудничества;

- произошли изменения в использовании детьми в общении невербальных средств;

- повысился уровень контекстного общения со взрослыми;

- улучшилось понимание своих эмоции и эмоции других людей;

Таким образом, данная программа может быть использована практическими психологами и педагогами в системе дошкольного образования в процессе психолого – педагогического сопровождения детей, развития коммуникативных навыков у дошкольников среднего возраста.

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 1997. – 96 с. 
2. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. – Москва, 2014. – 111 с.
3. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. – Изд. 9-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 251 с.
4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – Москва, 2009. – 320 с. – (Мастера психологии).
5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – Москва : Педагогика пресс, 1999. – 528 с.
6. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – Москва, 2012. 
7. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. – Москва : Академия, 2012. 
8. Сопова М. Н. Детская игровая коммуникация в современном мире / М. Н. Сопова // Детский сад: теория и практика. – 2017. – № 6 (78). – С. 92-105.
9. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – Москва : Гуманит. Издат. центр «Владос», 1999. – 360 с.