Статья:

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И ОБУЧАЮЩИМСЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Хромова Е.К. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И ОБУЧАЮЩИМСЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 15(194). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/194/109264 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И ОБУЧАЮЩИМСЯ

Хромова Екатерина Константиновна
магистрант, кафедра Управления и гуманитарных дисциплин, Московского Инновационного университета, РФ, г. Москва

 

CAUSES AND WAYS TO RESOLVE CONFLICTS BETWEEN A TEACHER AND A STUDENT

 

Ekaterina Khromova

Master's student, Department of Management and Humanities, Moscow Innovative University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье мы рассмотрим основные факторы, которые определяют причины конфликтов между учителем и учениками. Попробуем предположить исключение некоторых из них.

Abstract. In this article we will look at the main factors that determine the causes of conflicts between teachers and students. Let's try to suggest the exclusion of some of them.

 

Ключевые слова: конфликт; причины ; учитель.

Keywords: conflict;  causes; teacher.

 

Конфликт – это неотъемлемая часть жизни человека. Это подтверждает актуальность данной темы. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы. Конфликты между учителем и учеником, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми. Противоречия между педагогом и обучающимися всегда отрицательно сказываются не только на взаимоотношениях, но и на эмоционально-психическом состоянии каждой из конфликтующих сторон.

В последние годы отношения между учителями и учениками стали значительно сложнее и напряженнее, о чем свидетельствуют повышенный интерес различных СМИ к этой проблеме и многочисленные исследования конфликтного общения в учебно-воспитательном процессе (М.М. Рыбакова, С.М. Илюсизова, А.К. Маркова, Л.В. Симонова, Н.В. Самоукина, Б.Т. Лихачев) и др.        

По мнению учителей данные конфликты возникают в следствие:

  1. нарушения дисциплины на уроке;
  2. плохого выполнения домашнего задания;
  3. нездорового отношения между учащимися.

С точки зрения же учеников причинами конфликтов с учителями являются:

  1. оскорбление со стороны учителя, грубость, несдержанность;
  2. необъективности при оценке знаний;
  3. неинтересное введение урока;
  4. неподготовленное домашнее задание;
  5. пропуск уроков.

Причиной многих конфликтов также является неуважительное отношение учителей к своим ученикам, нежелание или неспособность увидеть в ученике союзника и партнера по совместной деятельности.

Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть:

  1. утомление учащихся;
  2. конфликты на предыдущем уроке;
  3. ответственная контрольная работа;
  4. ссора на перемене, настроение учителя;
  5. его умение или неумение организовать работу на уроке;
  6. состояние здоровья и личностные качества.

Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя, ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

Рассмотрим возможные решения конфликтов.

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные требования. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо. Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Хочу отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Конечно, такой алгоритм носит примерный характер – ведь каждый конфликт индивидуален  и требует своих средств разрешения. Но, несмотря на это, учитель должен соблюдать правила, которые приведены выше. Оттого, насколько удачно разрешен конфликт, зависит и авторитет педагога в глазах учеников, и изменение отношения ученика, с которым был конфликт, с окружающими его людьми.

Таким образом, главный способ бесконфликтного педагогического общения – формирование высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства.

 

Список литературы:
1. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. С. 373-394
2. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983. – 150с.
3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995г. - 184с.
4. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми. Учеб. пособие –М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЕК", 2001. – 192с.
5. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе.- М., 1989.