Статья:

Склонность к киберкоммуникативной зависимости у студентов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Гладкова А.А. Склонность к киберкоммуникативной зависимости у студентов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 37(130). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/80225 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Склонность к киберкоммуникативной зависимости у студентов

Гладкова Анастасия Андреевна
магистрант, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара

 

В настоящее время компьютерные технологии стали неотъемлемой составляющей жизни людей. Персональный компьютер и Интернет появились почти в каждом доме и у каждого человека, как и в России, так и за рубежом. По данным Всероссийского омнибуса GfK, на 2019 год Интернетом пользуется 75,4% взрослого населения страны [2].

В связи с активным внедрением технологий и Интернета в жизни людей, с конца прошлого века активно изучается новый феномен – кибераддикция. Кибераддикция изучается в разных научных областях, таких как: психология, педагогика, медицина и социология.

В психологическом словаре зависимость (аддикция, англ. addiction – склонность, привычка) рассматривается, как навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера. Выделяют химическую и нехимическую (поведенческую) аддикции. Кибераддикция относится к поведенческой аддикции. Кибераддикция – это психическое расстройство, сопровождающееся проблемами со здоровьем и в коммуникативной сфере, выражающееся в непреодолимой потребности проводить время за компьютером.

На сегодняшний день Американский ученый К. Янг выделяет 5 видов кибераддикции [5]:

  1. компьютерная зависимость – навязчивое желание подключиться к интернету и неспособность вовремя отключиться.
  2. компульсивная навигация в сети – компульсивный поиск информации в удаленных базах данных;
  3. перегруженность информацией - патологическая склонность к играм, в том числе и азартным;
  4. киберсексуальная зависимость – зависимость от посещения порнографических сайтов;
  5. киберкоммуникативная зависимость – зависимость от общения в социальных сетях.

В работе мы будем понимать под киберкоммуникативной зависимостью – навязчивое желание находится online и общаться в социальных сетях, форумах, чатах и многопользовательских играх.

Теоретический анализ научной литературы позволил определить различные психологические причины формирования киберкоммуникативной зависимости: сложности в общении с противоположным полом, заниженная самооценка, застенчивость и интровертированность, чувство одиночества, свойства характера и другие.

Л.Н. Юрьева и Т.Ю. Больбот выделяют три стадии в развитии аддикции: начало взаимодействия человека в виртуальном пространстве, привыкание к новой реальности; комфортное проведение времени только в новом пространстве; полное физическое и психологическое истощение, когда все силы уходят для поддержания жизни в виртуальном мире. Ведущими механизмами формирования киберкумманикативной зависимости являются: уход от реальности и принятие роли другого [4].

Эмпирическое исследование по выявлению склонности к киберкумманикативной зависимости у студентов проводилось в ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет». В исследовании принимали участие 35 студентов в возрасте от 19 до 20 лет, студенты 2 курса филологического факультета.

Для выявления склонности к киберкумманикативной зависимости была использована диагностическая методика «Диагностический опросник на киберкоммуникативную зависимость» (А.В. Тончева).

С помощью диагностической методики были определены студенты с низким уровнем киберкоммуникативной зависимости 49% от общей выборки. Эти студенты редко используют социальные сети и предпочитают общение в реальном мире, они также не стремятся заводить новых друзей в виртуальном пространстве.

С высоким уровнем аддиктивного поведения выявлено 31% студентов от общей выборки. Эти студенты стараются перенести все общение в виртуальное пространство, стараются знакомиться и проводить все время в социальных сетях. Также у них присутствуют поведенческие компоненты зависимого поведения.

И 20% студентов от общей выборки имеют склонность к киберкоммуникативной зависимости. Они стараются знакомиться в социальных сетях, но не переносят все общение в виртуальное пространство. Также они преимущественно из социальных сетей узнают новости и информацию об окружающих и мире.

Выделим поведенческие компоненты киберкоммуникативной зависимости у студентов с высоким уровнем аддиктивного поведения.

Беспрерывно используют социальные сети 60% студентов с аддиктивным поведением. Они проводят более 2-х часов в виртуальном пространстве, общаясь с друзьями или изучая ленту новостей в социальных сетях.

Также возникает непреодолимое желание быть online в социальных сетях, так у 45,7% студентов с аддиктивным поведением присутствует постоянная потребность в выходе в сеть, которую они реализуют. А у 22,9% студентов с аддиктивным поведением возникают навязчивые мысли о выходи в виртуальное пространство, когда они находятся в режиме «offline», они размышляют и планируют, что будут делать, когда зайдут в социальную сеть.

У студентов с киберкоммуникативной зависимостью также нарушается контроль времени. Так 10% студентов с аддиктивным поведением даже не стараются сократить время, проводимое в социальных сетях. 25% студентов с аддиктивным поведением безуспешно стараются проводить меньше времени в виртуальном пространстве. А 10% студентов с аддиктивным поведением могут проспать или пропустить занятия из-за плохого самочувствия, после ночи проведенной в социальных сетях.

Также из-за киберкоммуникативной зависимости формируются новые потребности у студентов. Так у 31% студентов от общей выборки присутствует потребность постоянно следить за новостями и обновлениями в социальных сетях. 14,2% студентов от общей выборки обсуждают новости из виртуального пространства в реальном мире со своими друзьями при личных встречах. У 17% студентов от общей выборки присутствует потребность периодически менять свой статус в социальных сетях. А 17% студентов от общей выборки перенесли неологизмы такие как «пжл», «спс», «крч» из виртуального пространства в повседневное общение.

Таким образом, мы определили, что 49% студентов имеют низкий уровень киберкоммуникативной зависимости. Они предпочитают общение в реальном мире и социальные сети используют только при необходимости.

Для 51% студентов характерны высокий (31%) и средний (20%) уровни киберкоммуникативной зависимости. Они слабо контролируют время, проведенное в виртуальном пространстве, и чаще знакомятся в социальных сетях, чем в реальном мире. Также у них можно наблюдать поведенческие компоненты зависимого поведения.

 

Список литературы:
1. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. - М.: Терра-Можайск, 2000. 
2. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России // Growth from Knowledge URL: https://www.gfk.com/ru/press/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii. (дата обращения: 09.11.2020). 
3. Тончева А. В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2012. - №4. 
4. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. - Днепропетровск: Пороги, 2010. 
5. Young K. S. Treatment outcomes with Internet Addicts // CyberPsychology & Behavior. – 2007. Vol. 10, № 5.