Необходимость развития Международного аэропорта города Краснодар
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(69)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(69)
Необходимость развития Международного аэропорта города Краснодар
Международный аэропорт Краснодар находится на территории Краснодарского края, в административном центре – Краснодаре. Этот город также является деловым, торговым, транспортным, культурным, научным и промышленным центром края.
На территории Краснодарского края действуют 4 аэропорта: Краснодар, Сочи, Анапа и Геленджик, их суммарный пассажиропоток в 2017г. составил 10,8 млн. пассажиров, это 5,8% от объема коммерческих перевозок через все аэропорты РФ.
Аэропортами-конкурентами для объекта исследования являются: ПАО «Международный аэропорт Симферополь», ОАО «Международный Аэропорт Минеральные Воды», ОАО «Международный аэропорт Сочи», ОАО «Аэропорт Анапа», АО «Ростоваэроинвест» (Платов) и ООО «Международный аэропорт Краснодар» аэропорт Геленджик. На рисунке 1 графически изображен рейтинг этих аэропортов по пассажиропотоку.
Рисунок 1. Пассажиропоток аэропортов-конкурентов за 2017г.
Международный аэропорт Краснодара по объемам обслуженных пассажиров уступает аэропорту Сочи и Симферополя, эти аэропорты находятся на прибрежной туристической зоне, за счет этого наблюдается такая разнится в показателях.
Для определения необходимости дальнейшего развития аэропорта в городе Краснодар определим основные преимущества города:
- статус города-миллионника (фактическая численность населения примерно 1,3 миллиона человек) [5];
- расположение города на 45 параллели, подтверждает благоприятный климат в регионе;
- положительный миграционный прирост за счет переезда населения из неблагоприятных районов РФ и стран СНГ [4];
- 4 место в рейтинге городов РФ по уровню жизни;
- активности российских и иностранных инвестиций;
- транспортной доступности;
- положительных темпов роста объема промышленного производства и торговли;
- появления новых объектов малого и среднего бизнеса;
- 3 место в списках Forbes «лучшие города для бизнеса в России»;
- договорных партнерских связей с Бургасом, Карлсруэ, Таллахасси и Феррара;
- проведение конгрессов и других мероприятий в выставочных центрах;
- поддержка со стороны администрации, постановление №7487 «Развитие туризма в муниципальном образовании города Краснодар»;
- ежегодный туристический поток как минимум 1 млн. туристов.
Одной из основных стратегических целей города вхождение в клуб мировых агломераций, становление деловым центром ЮФО. Для достижения этих целей необходимо развития транспортного комплекса, поэтому глава муниципалитета назвал строительство нового аэровокзального комплекса (АВК) в аэропорту Краснодара одним из масштабных проектов, которые являются перспективными для города.
На сегодняшний день АВК Международного аэропорта Краснодар включает в себя два отдельных терминала, для внутренних и международных воздушных линий (ВВЛ и МВЛ), с пропускной способностью 1000 и 400 пасс./ч соответственно. На основе исторических данных годового пассажиропотока в аэропорту Краснодара был составлен прогноз развития этого показателя до 2038г., и была определена необходимая пропускная способность для АВК.
С помощью этих показателей были построены графики, показывающий пиковые нагрузки на АВК (Рис.2-3).
Рисунок 2. Пиковые нагрузки ВВЛ в аэропорту Краснодара с 2012 по 2038 год
Рисунок 3. Пиковые нагрузки МВЛ в аэропорту Краснодара с 2012 по 2038 год
Рис. 2 показывает, что мощности аэровокзала ВВЛ с 2012 года не справляются с пассажиропотоком в аэропорту без привлечения дополнительных ресурсов, а по прогнозу к 2038 году максимальный часовой поток пассажиров достигнет примерно 2000 пасс./ч. Рис. 3. указывает на то, что нагрузки на аэровокзал МВЛ также превышены.
Это говорит о том, что развитие аэропорта необходимо не только для экономики города, но и сам аэропорт нуждается в увеличении пропускных мощностей. Однако аэровокзал находится на полностью застроенном участке, в связи с чем, обычная реконструкция аэровокзала повлечет за собой ряд проблем.
Изучив местоположение аэровокзала, можно предложить несколько вариантов мест строительства нового АВК, представленных на рисунке 4.
Рисунок 4. Варианты мест строительства нового аэровокзального комплекса
Проанализируем каждое местоположение по общим критериям (Таб.1). Знак «+» означает что по данному критерию данный вариант нам подходит, «-» что не подходит.
Таблица 1.
Критерии выбора места строительства нового АВК
№ |
Критерий |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
1 |
Наличие подъездной автодороги |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
2 |
Наличие свободного земельного участка |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
3 |
Близость к перрону |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
4 |
Необходимость достройки перрона |
+ |
+ |
- |
- |
- |
5 |
Возможность установить телетраппы |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Близость к населенному пункту |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
Близость к ВПП |
- |
- |
+ |
+ |
- |
Количество «+» |
4 |
5 |
6 |
4 |
6 |
По данному анализу нам подходят вариант №3 и вариант №5. Последний вариант места строительства будет находиться далеко от второй ВПП аэропорта, тогда как вариант №3 находится на одинаковом расстоянии от обеих полос, и имеет свободное пространство для дальнейшего расширения АВК. В любом из этих предложений необходима реконструкция перрона, поэтому этот критерий не является определяющим.
Исходя из выше сказанного, аэропорту Краснодара необходимо дальнейшее развитие в виде строительства нового АВК на выше указанной территории.