Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в организациях высшего образования
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(70)
Рубрика: Философия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(70)
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в организациях высшего образования
Ключевым фактором качественного развития общества является человеческий капитал, его конкурентоспособность как основа инновационного развития страны [9]. Немаловажную роль в развитии человеческого капитала играет формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности – гражданско-патриотическое воспитание. И именно одним из основных каналов трансляции патриотических ценностей наряду с семьей, религией, средствами массовой информации, искусством является система образования.
Воспитание в широком смысле представляет собой общественное явление, выраженное как воздействие общества на личность, т.е. отождествлено с социализацией; в узком - специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации образовательных целей в рамках педагогического процесса. При этом деятельность педагогов называется воспитательной работой [8].
Гражданское воспитание - это формирование гражданственности - интегративного качества личности, которое позволяет человеку осуществлять себя нравственно, политически и юридически дееспособным. Основная его цель - воспитание в человеке нравственных идеалов, чувства любви к Родине, готовности работать на благо общества и т.д. Основной элемент гражданственности - нравственная и правовая культура. Гражданское воспитание готовит человека быть ответственным гражданином и активным участником политической жизни страны. Оно тесно связано с нравственным, правовым и патриотическим воспитанием. Последнее направлено на объяснение понятий добра и зла, обращение к идеалам отечественной истории и создание самостоятельных представлений о значении и ценности своей Родины. Посредством патриотического воспитания у граждан формируется общественно значимые ориентации, личные интересы гармонично сочетаются с общественными, а процессы и явления, чуждые обществу, разрушающие его устои и потенциал созидания, искореняются.
Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя гражданское и патриотическое воспитание. Оно представляет собой целенаправленную и систематическую деятельность по формированию у граждан высокого уровня патриотического сознания, понимания гражданского долга, верности к своей стране, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите ее интересов [4]. Следовательно, гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование морально-психологических, личностных качеств, благодаря которым будет обеспечена безопасность Отечества, личности, общества и государства.
Старшие возрастные группы населения практически не охвачены гражданско-патриотическим воспитанием. Наблюдается отсутствие обоснованной потребности с их стороны и понятной методологической модели для работы с ними. Поэтому в современных условиях именно молодежь является наиболее доступной для воздействия демографической группой. Именно в юношеском возрасте патриотизм, который с раннего детства формировался как результат патриотического воспитания и интегративное качество личности, обретает деятельностный характер.
Система образования играет важную роль в процессе формирования гражданско-патриотических ценностей, поскольку образовательные учреждения помимо просветительской, обучающей функции, выполняют и воспитательную функцию, создавая активного гражданина, полезного для общества. При этом высшее образование занимает значительное место в системе образования, потому что в период обучения в вузе происходит формирование существенных черт личности и воспитание будущей интеллигенции.
Гражданско-патриотическое воспитание в организациях высшего образования осуществляется посредством системы педагогического управления воспитательным процессом и реализуется в единстве с учебной, внеучебной, внеаудиторной и научно-исследовательской деятельностью студентов. Создание в вузе системы гражданско-патриотического воспитания (таблица 1), обращенной к личности студента как субъекту собственного развития имеет конечную цель и результат [1]. Так, она и вся система образования должна быть направлена на воспитание патриотов своей Родины с качественным образованием, конкурентоспособных личностей, обладающих свободой мышления, психологически готовых к самореализации своих интеллектуальных, творческих и других способностей.
Таблица 1.
Система гражданско-патриотического воспитания молодежи в организациях высшего образования
Наименование элемента |
Сущность |
|
Цель |
Создание субъектами системы целенаправленных мер и условий, которая бы способствовала развитию патриотизма и соблюдала баланс социальных и политических интересов, значимости в общественном сознании государственной вертикали и уникальности региона. |
|
Основная задача |
Формирование чувства принадлежности к обществу, в котором человек живет. |
|
Формируемые умения, навыки, ценности |
1) законопослушность как устойчивая привычка; 2) знание и понимание законов общества; 3) осознание своих прав и обязанностей; 4) умение отстаивать свои интересы через систему правоохранительных органов; 5) навыки легитимного действия и противодействия |
|
Основополагающие принципы |
|
|
Компоненты |
|
|
Формы организации педагогической деятельности в урочное и во внеурочное время, в внеучебных и общественных организациях |
словесные |
собрания, встречи, диспуты, лекции, доклады, конференции |
практические |
олимпиады, поисковая- исследовательская работа, походы, экологическая деятельность, экскурсии |
|
наглядные |
музеи, галереи, выставки, тематические стенды |
|
формы организации и руководства жизнью коллектива воспитанников |
заседания актива, отчеты, собрания, совещания, дежурства, |
|
информационно-массовые |
конференции, тематические вечера, беседы, доклады |
|
действенно-практические |
агитбригада, туристический поход, экспедиция |
|
синтетические |
клуб по интересам |
|
индивидуальная работа |
Беседы, консультации, выполнение заданий и поручений |
|
Методы воспитания |
Формирование сознание личности |
беседа, рассказ, диспут, дискуссия |
Организация деятельности и формирование опыта поведения личности |
педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации, приучение, поручение |
|
Стимулирование деятельности и поведения |
соревнование, поощрение |
|
Контроль, самоконтроль и самооценка в воспитании |
самооценка, самоконтроль, контроль |
|
Воспитательные средства |
|
|
Этапы |
|
|
Условия для успешного формирования гражданственности и патриотизма |
|
Примечание – Составлено авторами по источникам [2, 3, 5, 6, 7, 10, 11]
Таким образом, чувства национального и гражданско-патриотического самосознания могут, но не должны формироваться стихийно, они должны быть воспитаны в человеке. И учреждения высшего образования способствуют формированию и расширению мировоззрения (любовь к Родине, забота о слабых, уважение к старшим и др.) и идеалов (достоинство, честь, справедливость, верность и др.), формированию гражданской позиции и развитию гражданского общества. И поскольку значимость и становление патриотических ценностей в сознании молодежи зачастую зависит от канала социализации, посредством которого он был усвоен, деятельность современной системы высшего образования должна быть направлена на подготовку выпускника с высоким уровнем нравственности и отвечающего потребностям времени. Поскольку общество нуждается не только в специалистах-профессионалах, но и в патриотах.