Статья:

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в организациях высшего образования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(70)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Сатпаева М.Т. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в организациях высшего образования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 19(70). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/70/52889 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в организациях высшего образования

Сатпаева Молдир Тулегеновна
магистрант, совместная программа ИФПР КН МОН РК и КазНУ имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

 

Ключевым фактором качественного развития общества является человеческий капитал, его конкурентоспособность как основа инновационного развития страны [9]. Немаловажную роль в развитии человеческого капитала играет формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности – гражданско-патриотическое воспитание. И именно одним из основных каналов трансляции патриотических ценностей наряду с семьей, религией, средствами массовой информации, искусством является система образования.

Воспитание в широком смысле представляет собой общественное явление, выраженное как воздействие общества на личность, т.е. отождествлено с социализацией; в узком - специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации образовательных целей в рамках педагогического процесса. При этом деятельность педагогов называется воспитательной работой [8].

Гражданское воспитание - это формирование гражданственности - интегративного качества личности, которое позволяет человеку осуществлять себя нравственно, политически и юридически дееспособным. Основная его цель - воспитание в человеке нравственных идеалов, чувства любви к Родине, готовности работать на благо общества и т.д. Основной элемент гражданственности - нравственная и правовая культура. Гражданское воспитание готовит человека быть ответственным гражданином и активным участником политической жизни страны. Оно тесно связано с нравственным, правовым и патриотическим воспитанием. Последнее направлено на объяснение понятий добра и зла, обращение к идеалам отечественной истории и создание самостоятельных представлений о значении и ценности своей Родины. Посредством патриотического воспитания у граждан формируется общественно значимые ориентации, личные интересы гармонично сочетаются с общественными, а процессы и явления, чуждые обществу, разрушающие его устои и потенциал созидания, искореняются.

Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя гражданское и патриотическое воспитание. Оно представляет собой целенаправленную и систематическую деятельность по формированию у граждан высокого уровня патриотического сознания, понимания гражданского долга, верности к своей стране, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите ее интересов [4]. Следовательно, гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование морально-психологических, личностных качеств, благодаря которым будет обеспечена безопасность Отечества, личности, общества и государства.

Старшие возрастные группы населения практически не охвачены гражданско-патриотическим воспитанием. Наблюдается отсутствие обоснованной потребности с их стороны и понятной методологической модели для работы с ними. Поэтому в современных условиях именно молодежь является наиболее доступной для воздействия демографической группой. Именно в юношеском возрасте патриотизм, который с раннего детства формировался как результат патриотического воспитания и интегративное качество личности, обретает деятельностный характер.

Система образования играет важную роль в процессе формирования гражданско-патриотических ценностей, поскольку образовательные учреждения помимо просветительской, обучающей функции, выполняют и воспитательную функцию, создавая активного гражданина, полезного для общества. При этом высшее образование занимает значительное место в системе образования, потому что в период обучения в вузе происходит формирование существенных черт личности и воспитание будущей интеллигенции.

Гражданско-патриотическое воспитание в организациях высшего образования осуществляется посредством системы педагогического управления воспитательным процессом и реализуется в единстве с учебной, внеучебной, внеаудиторной и научно-исследовательской деятельностью студентов. Создание в вузе системы гражданско-патриотического воспитания (таблица 1), обращенной к личности студента как субъекту собственного развития имеет конечную цель и результат [1]. Так, она и вся система образования должна быть направлена на воспитание патриотов своей Родины с качественным образованием, конкурентоспособных личностей, обладающих свободой мышления, психологически готовых к самореализации своих интеллектуальных, творческих и других способностей.

Таблица 1.

Система гражданско-патриотического воспитания молодежи в организациях высшего образования

Наименование элемента

Сущность

Цель

Создание субъектами системы целенаправленных мер и условий, которая бы способствовала развитию патриотизма и соблюдала баланс социальных и политических интересов, значимости в общественном сознании государственной вертикали и уникальности региона.

Основная задача

Формирование чувства принадлежности к обществу, в котором человек живет.

Формируемые умения, навыки, ценности

1) законопослушность как устойчивая привычка;

2) знание и понимание законов общества;

3) осознание своих прав и обязанностей;

4) умение отстаивать свои интересы через систему правоохранительных органов;

5) навыки легитимного действия и противодействия

Основополагающие принципы

  1. гуманизм;
  2. демократизм;
  3. многообразие форм, методов и средств обеспечения эффективности воспитания;
  4. индивидуальный подход;
  5. научность;
  6. приоритетность исторического и культурного наследия страны, ее духовных ценностей и традиций;
  7. системность, преемственность и непрерывность в развитии подрастающего поколения;
  8. связь с другими видами воспитания.

Компоненты

  1. военно-историческое,
  2. военно-техническое,
  3. духовно-нравственное,
  4. культурно-историческое,
  5. правовое,
  6. профессионально-деятельностное;
  7. психическое,
  8. физическое.

Формы организации педагогической деятельности в урочное и во внеурочное время,  в внеучебных и общественных организациях

словесные

собрания, встречи, диспуты, лекции, доклады, конференции

практические

олимпиады, поисковая- исследовательская работа, походы, экологическая деятельность, экскурсии

наглядные

музеи, галереи, выставки, тематические стенды

формы организации и руководства жизнью коллектива воспитанников

заседания актива, отчеты, собрания, совещания, дежурства,

информационно-массовые

конференции, тематические вечера, беседы, доклады

действенно-практические

агитбригада, туристический поход, экспедиция

синтетические

клуб по интересам

индивидуальная работа

Беседы, консультации, выполнение заданий и поручений

Методы воспитания

Формирование сознание личности

беседа, рассказ, диспут, дискуссия

Организация деятельности и формирование опыта поведения личности

педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации, приучение, поручение

Стимулирование деятельности и поведения

соревнование, поощрение

Контроль, самоконтроль и самооценка в воспитании

самооценка, самоконтроль, контроль

Воспитательные средства

  1. воспитательное пространство;
  2. система взаимоотношений внутри вуза;
  3. система взаимодействия всех субъектов воспитания.

Этапы

  1. формирование основ правовой культуры, развитие патриотических качеств (1-2 курс);
  2. воспитание цивилизованного человека с развивающимися гражданско-патриотическими качествами (3-4 курс);
  3. формирование высокого уровня правовой культуры, качеств гражданина и патриота (выпускник);
  4. правовое самообразование и самовоспитание -  совершенствование гражданско-патриотических качеств, сформированных в период обучения.

Условия для успешного формирования гражданственности и патриотизма

  1. гуманистическая направленность учебных дисциплин, помогающих правильно определить свою гражданскую позицию;
  2. комплексный подход к воспитанию и развитию более осознанной и результативной любви и уважения к своей Родине, активной причастности к ее нынешней и будущей судьбе;
  3. целенаправленное воспитание потребности в профессионально-созидательном труде на свое благо и на благо Родины;
  4. формирование и развитие исторического сознания, восстановление исторической памяти, возрождение культурно-исторической и национальной самоидентификации.

Примечание – Составлено авторами по источникам [2, 3, 5, 6, 7, 10, 11]

 

Таким образом, чувства национального и гражданско-патриотического самосознания могут, но не должны формироваться стихийно, они должны быть воспитаны в человеке. И учреждения высшего образования способствуют формированию и расширению мировоззрения (любовь к Родине, забота о слабых, уважение к старшим и др.) и идеалов (достоинство, честь, справедливость, верность и др.), формированию гражданской позиции и развитию гражданского общества. И поскольку значимость и становление патриотических ценностей в сознании молодежи зачастую зависит от канала социализации, посредством которого он был усвоен, деятельность современной системы высшего образования должна быть направлена на подготовку выпускника с высоким уровнем нравственности и отвечающего потребностям времени. Поскольку общество нуждается не только в специалистах-профессионалах, но и в патриотах.

 

Список литературы:
1. Быковская Г.А., Иноземцев И.В., Злобин А.Н. Гражданско-патриотическое воспитание студентов как инструмент социального развития // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара. 2010. – С. 15-24.
2. Прохорова О. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации проектов гражданского становления и патриотического воспитания молодежи // Воспитание школьников. – 2006. – № 3.
3. Саликов Ж.К., Мускунов К.С., Сабанбаев Н.И. Роль гражданско-патриотического воспитания в системе высшего образования Республики Казахстан // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 1. – С. 737-741.
4. Самигуллина В.Г. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в образовательной организации высшего образования // Казанский педагогический журнал. – 2015. - № 4-1. – С. 33-38.
5. Слоневская Е.Р. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в образовательном воспитании студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2008.- № 4. – С. 40-45.
6. Станкевич А.В., Курмаев В.Ж., Горбачева С.М., Фаустов И.Б. Гражданское воспитание подрастающего поколения // Молодой учёный. – 2017. - № 18 (152).
7. Трынов Д. В. Патриотические установки молодежи Свердловской области: ценностные ориентации и практическая деятельность. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 124 с.
8. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собрание соч., Т. 2. - М.: Педагогика, 1998. — 321 с.
9. Ценности и идеалы независимого Казахстана. Коллективная монография / Под общ. ред. Шаукеновой З.К. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2015. – 322 с
10. Чиркунова А.Е., Сорокина И.Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе // Молодой учёный. – 2014. - № 21 (80).
11. Шаболтай А.Ф., Маховский И.С. Направления, формы и методы патриотического воспитания в современной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/13(24).pdf (дата обращения: 10.05.2019)