Тенденции организации многофункциональных общественных зон на прибрежной территории
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Тенденции организации многофункциональных общественных зон на прибрежной территории
Постоянное и интенсивное развитие городов РФ, связанное с совершенствованием функционально-планировочных решений, ростом численности городского населения и повышением востребованности в создании общественных пространств, наполненных множеством функций требует нового подхода к оценке формирования общественных зон. В частности, особого внимания требуют прибрежные территории, поскольку именно они демонстрируют взаимосвязь природы и города. С утратой необходимости в старых функциях данных территорий, требуется их перепрофилирование. Так же необходимо решение проблемы точечной застройки для насыщения отдельными функциями этих территорий. В целом необходим комплексный подход для создания общественных зон на прибрежной территории, которые будут пользоваться привлекательностью и будут сохранять природные элементы в черте города. Во всех самых крупных европейских городах, находящихся на берегах рек, морей, океанов, прибрежные зоны – это привлекательный культурно-развлекательный объект. В российских городах при наличии больших возможностей и количества прибрежных территорий набережные зачастую пустуют или находятся в таком состоянии, при котором необходимо пересмотреть функционально-планировочную структуру этих территорий.
В данном исследовании под многофункциональными общественными зонами на прибрежной территории в случае расположения вблизи рек, каналов, морей, озер и т.д., то подразумевается пространство от береговой линии до первой линии застройки включительно (1 квартал), а также водная территория, используемая для размещения общественных функций.
Одним из результатов исследования является выявление тенденций функционально-планировочной организации прибрежной территории.
Первой тенденцией является полная трансформация прибрежной территории – это изменение организации пространства, создание новой функционально-планировочной структуры на обширной территории с возможным сохранением существующей точечной застройки, а также создание нового центра притяжения корреспонденции. Одним из ярких примеров данной трансформации служит Минато Мирай. Это урбанистический район в г. Йокогама (Япония), расположенный в непосредственной близости от порта. Проект данного района был предложен властями в 1965 г., однако само строительство началось только в 1983 году, на данный момент порт занимает уже 16 гектаров береговой линии. У Минато Мирай весьма выгодное расположение для расположение всевозможных функций, поскольку через район и в его непосредственной близости проходит огромное количество транспортных потоков. В Минато Мирай располагается огромное количество функций: торгово-развлекательная, деловая, рекреационная, спортивно-рекреационная. В частности - это сосредоточение торговых центров, отелей, выставочных павильонов, парков развлечений, музеев и спа-центров. Проанализировав территорию, видно, что при проектировании этого района учитывалось гармоничное сочетание площадей застройки, мощения и озеленения. [1]
Ещё одним примером, но уже отечественным, является трансформация территории, на которой на данный момент располагается парк Зарядье в г. Москва. Это квартал в историческом центре города, на котором было благоустроено современное общественное пространство. Ранее здесь находилась гостиница «Россия», а после ее сноса долгое время территория представляла собой пустырь. Парк основан на принципе природного урбанизма и представляет собой 13 гектар, на которых располагается природный «остров», где культурные, развлекательные объекты, а также новые современные технологии деликатно интегрированы в ландшафт. На территории квартала сохранившиеся объекты наследия XVI века гармонично сосуществуют с современной архитектурой. Внутреннее планировочное устройство парка имеет связи с остальной городской средой, что способствует гармоничной интеграции во всю планировочную структуру. Функциональное наполнение по большей степени составляется рекреационные открытые пространства с сохранившейся исторической застройкой и внедрением современных общественно-развлекательных строений.
Рисунок 1. Парк Зарядье. Функционально-планировочная схема
Следующей выявленной тенденцией является частичная трансформация прибрежной территории – точечное включение новых объектов с новым функциональным наполнением или частичное изменение функционально-планировочной структуры в пределах одного или нескольких кварталов. Первым примером служит Marina Bay, Сингапур. В очень насыщенную, благоустроенную территорию внедрение торгово-развлекательного комплекса с устройством прилегающей территории (набережной). По договоренности города с инвесторами им была дана возможность разместить на участке три 50-ти этажных здания, они связали их между собой единой платформой на которой разместили пляжи, бассейны, прогулочную зону, рестораны с видовыми площадками на город и залив, а взамен инвесторы должны были построить музей.
Другим, но не менее интересным примером является Крымская набережная в г. Москве. При изменении планировочной структуры этой территории стояла задача преобразовать четырехполосную дорогу в новую городскую набережную, связав парк «Музеон» между ЦДХ и Москвой-рекой. Крымская набережная является продолжением 10-километровой прогулочной пешеходной и велосипедной зоны, берущей свое начало на Воробьевых горах. На месте ранее располагавшейся дороги появился прибрежный парк с транзитно-спортивным функционалом. Например, часть набережной, расположенной под Крымским мостом была расширена, чтобы связать её с Пушкинской набережной и Парком Горького. По замыслу властей, связь Воробьёвской, Андреевской и Крымской набережных, Музеона, парка Горького и Нескучного сада воедино, создало самый большой городской парк в Европе с самой протяжённой набережной.
Рисунок 2. Крымская набережная. Функционально-планировочная схема
Ещё одна тенденция – это комплексная трансформация прибрежной территории, под этим подразумевается создание центров, соединенных между собой связями, к примеру, пешеходными, зелеными, функциональными. Либо же сами связи, являющимися основополагающим объектом реорганизации прибрежных территорий. Одним из примеров, который в полной мере способен продемонстрировать данную тенденцию – это парк Madrid Rio, распложенный в Мадриде, Испания. Как и предыдущий пример трансформации пространственной структуры города, здесь произошла замена участка транспортной сети на рекреационное парковое пространство. Трасса М30, на месте которой сейчас находится парк была частью проекта по разгрузке города от пробок. Однако, проект не оправдал ожиданий объем трафика, проходящего по шоссе, превысил пропускную способность. Также строительство автомагистрали принесло и негативные эффекты для окружающей территории, в виде, например, загрязнения воздуха. Кроме всего этого, шоссе нарушило целостность городского пространства. На данный момент долгосрочный проект Madrid Rio – это около 650 гектаров обновленной территории, которая располагается по двум берегам реки Мансанарес и создает большие и приятные зеленые пространства в планировочной структуре города.
Не менее привлекательным для горожан и туристов является программа организации на ней рекреационные зоны для занятий спортом, пикников, прогулок, культурных и образовательных событий. городских пляжей на набережных Копенгагена, Дания. Københavns Havnebade – это сеть необычных городских пляжей. Располагаются они вдоль городской набережной. В настоящее время в столице 4 таких объекта, самый популярный из них находится в районе «Исландс Брюгге», расположенном на острове Амагер. Пляж Исландс Брюгге (Islands Brygge) - первый открытый бассейн Копенгагена, искусно интегрированный в водное пространство внутренней гавани. Другой объект - набережная Кальвебод Брюгге, застроенная преимущественно офисными комплексами, совсем недавно еще была одним из самых быстро замирающих районов центрального Копенгагена после окончания рабочего дня. И для привлечения сюда горожан внерабочее время, архитекторы обустроили небольшую часть водной глади и расположили ее по периметру новый тип городского общественного пространства – променад, пляж, и центр активного отдыха в одном флаконе. А поскольку Исландс Брюгге находится прямо напротив Кальвебод Брюгге, то они начинают создавать взаимосвязанную сеть общественных городских пространств, расположенных лишь на водной поверхности, не изменяя существующую планировочную структуру, а лишь дополняя ее и добавляя новые функции.
Рисунок 3. Københavns Havnebade. Ситуационная схема
В результате проделанной аналитической работы были выявлены три основных тенденции формирования многофункциональных общественных зон на прибрежной территории: полная трансформация планировочной структуры территории, частичная трансформация планировочной структуры и тенденция комплексной трансформации территории. Выявленные из успешного зарубежного и отечественного опыта общие тенденции развития прибрежных территорий позволяют в дальнейшем выявить принципы формирования многофункциональных общественных зон на прибрежных территориях. Что в свою очередь в дальнейшем позволит сформулировать рекомендации и советы по формированию и реорганизации не популярных и не привлекательных прибрежных территорий.