Статья:

Overbooking авиабилетов: проблемы законодательства и пути решения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Логачева Ю.В. Overbooking авиабилетов: проблемы законодательства и пути решения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 20(71). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/71/53553 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Overbooking авиабилетов: проблемы законодательства и пути решения

Логачева Юлия Валентиновна
магистрант Московского государственного областного университета, РФ, г. Мытищи

 

Аннотация. В статье речь идет об ответственности авиакомпаний за случаи намеренной продажи большего числа билетов, чем количество мест в самолете на определенный рейс.  Данная тема позволяет рассмотреть юридические аспекты разрешения проблемы, связанной с внесением поправок в законодательство об ужесточении мер ответственности перевозчика перед пассажиром.

 

Ключевые слова: овербукинг, сверхбронирование, компенсация, ответственность авиаперевозчика.

 

Проблема ответственности перевозчика за скрытый «овербукинг» ((англ. Overbooking), сверхбронирование, перебронирование, перепродажа — стратегия сбыта товаров (услуг), при которой поставщик товаров (услуг) принимает на себя больше обязательств по поставке товара (предоставлению услуг), чем может выполнить, в расчете на то, что не все из взятых обязательств действительно придется выполнять[1]) до сих пор остается одной из самых сложных и до конца не разрешенных.

Это обусловлено тем, что ответственность транспортных организаций напрямую затрагивает интересы пассажиров.

В российских новостных программах неоднократно сообщается о судебной борьбе пассажиров с авиакомпаниями, что свидетельствует о неотрегулированной системе ответственности перевозчиков за нарушения, связанные с авиаперевозками.

Например, в апелляционном определении Московский городской суд [2] установил, что «пассажиров необоснованно не пустили на посадку. Семья Фоминых заблаговременно прибыли в аэропорт Внуково, прошли регистрацию на рейс, получили посадочные талоны, сдали багаж. Однако до начала посадки сотрудник компании предложил им ожидать очереди сидя и зайти в самолет последними, чтобы не создавать помех при посадке, т.к. истцы были с маленькими детьми и коляской. К тому же в  период посадки они находились около выхода на посадку и никуда не отлучались, но когда подошла их очередь, им было отказано в посадке на борт самолета.  Кроме истцов, на борт не посадили еще четырех человек». Несмотря п. 91 ФАП № 82 [3], обстоятельством, которое дает перевозчику право отказать пассажиру в перевозке данным рейсом, является опоздание пассажира к выходу на посадку на борт воздушного судна, вторая инстанция не нашла доказательств того обстоятельства, что истцы до окончания времени посадки не явились к выходу на посадку на рейс DP121, и ответчик суду не представил.

Зачастую национальные авиакомпании на стойках регистрации «овербукингом» называют «сбой в программе, отвечающей за формирование списков пассажиров».

Причиной сверхбронирования могут быть различные факторы, такие как желание авиакомпании продать больше билетов, чем мест в самолете в надежде на то, что пассажир может отказаться от полета по разным причинам, а все места в самолете нужно заполнить; желание VIP-клиентов улететь именно этим рейсом; технические проблемы на сайтах; депортация пассажиров. Как быть пассажирам, купившим билет на рейс, но получившим отказ в перелете авиакомпании в связи с отсутствием места?

Воздушный кодекс Российской Федерации [4, c.1383] не предусматривает прекращение по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с отсутствием мест на воздушный борт.

Пассажирам приходится сталкиваться с проблемами, в соответствии с которыми они не могут защищать свои права с помощью легализированного законодательства. Вмешиваться в сложившуюся ситуацию может только Роспотребнадзор. На один из рейсов авиакомпания «Победа» при компоновке воздушного судна со 189 посадочными местами продала 196 билетов. В связи с этим Роспотребнадзор оштрафовал лоукостер на 20 000 рублей за продажу билетов сверх числа мест на борту [5].

В сентябре 2017 года Министерство транспорта предложило авиакомпаниям внести поправки в законодательство, компенсируя пассажиру средства за отказ авиакомпании в перевозке на уровне денежных средств, выплачиваемых Европой. Но транспортные организации не согласились на такие  большие компенсации за потери.

В США никакая компенсация не требуется, если перевозчик предлагает альтернативный транспорт, который на момент совершения сделки планирует прибыть в аэропорт первой остановкой. Сумма выплат зависит от продолжительности ожидания следующего рейса.

Если пассажир прибудет международным рейсом на один-два часа позже запланированного времени, авиакомпания должна уплатить пассажиру в два раза больше стоимости одноразового тарифа до места назначения в размере до 675 долларов.

При ожидании свыше 120 минут пассажиру положен возврат четырехкратной стоимости билета, но не более 1 350 долларов [6].

Крупнейшая американская авиакомпания мира Delta позволяет сотрудникам предлагать клиентам до «10 000 долларов в качестве компенсации за то, что они отказываются от мест на перебронированных рейсах в надежде избежать скандала» [7].

В Европейском союзе складывается другая система компенсации за несостоявшийся перелет: согласно Регламенту (ЕС) № 261/2004 Европейского парламента и Совета Европейского союза об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса и об отмене регламента (ЕЭС) № 295/91 от 11 февраля 2004 г. [8] клиенты авиакомпаний могут получить от 125 до 600 евро в зависимости от расстояний между городами вылета и прилета. На рейсы расстоянием до 1500 километров авиакомпания платит 250 евро. Для рейсов в пределах Европейского союза или между дальностью от 1500 до 3500 километров за пределами ЕС авиакомпания выплачивает пассажиру 400 евро. Для дальнейших расстояний компании будут возмещать авиапассажиру 600 евро [9].

В настоящее время в Российской Федерации компенсации за овербукинг, односторонний отказ от выполнения обязательств по договору, трудно добиться.

Авиаперевозчики знают заранее о переполненном борте самолета и иногда стараются предложить пассажирам другие условия перевозки, например, полет следующим рейсом в бизнес-классе во избежание судебных конфликтов.  

Для того чтобы предотвратить частые инциденты с пассажирами, необходимо создать правовой акт, в соответствии с которым будет определен размер компенсации в случае отказа пассажирам в авиаперевозке.

На международных и внутренних рейсах нужно утвердить нормы в соответствии с Регламентом  № 261/2004 Европейского парламента и Европейского союза в зависимости от расстояний между городами, что облегчит систему выплат, то есть установить в договоре между пассажиром и авиаперевозчиком компенсацию первому в размере от 15-ти до 50-ти тысяч рублей.

Таким образом, пассажир, защищая свои права, будет руководствоваться легализованными нормами. Также должен быть установлен механизм предоставления задержанным из-за овербукинга пассажирам питания, проживания в гостиницах, компенсации морального ущерба, определенных в законном порядке.

 

Список литературы: 
1. Академик [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1356410 (Дата обращения: 10.08.2018).
2. Суды общей юрисдикции города Москвы. Дело № 02-0713/2017 от 04 декабря 2017 г. Апелляционное определение Московского городского суда [Электронный ресурс] URL: https://www.mos-gorsud.ru/rs/tushinskij/services/cases/civil/details/dc2f0354-7514-4816-b582-193957eb1d21?participants=Фомин (Дата обращения: 20.07.2018).
3. Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» //Российская газета, № 225, 10.10.2007.
4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации - 24.03.1997. - № 12.-С. 1383.
5. «Победе» влетело за лишние билеты [Электронный ресурс] URL: http://www.kommersant.ru/doc/3409836 (Дата обращения: 25.03.2018).
6. ChigagoTribune. When airlines overbook a flight, these federal rules apply [Электронный ресурс] URL: http://www.chicagotribune.com/lifestyles/travel/ct-airlines-often-oversell-flights-bump-passengers-20170410-story.html (Дата обращения: 18.07.2018 ).
7. Los Angeles Times. Overbooked flight on Delta? You now could get nearly $10,000 to give up your seat [Электронный ресурс] URL: https://www.latimes.com/business/la-fi-delta-overbooking-20170414-story.html(Дата обращения: 28.05.2019).
8. Регламент № 261/2004 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса и об отмене Регламента (ЕЭС) № 295/91» [рус. англ.] (Принят в г. Страсбург 11.02.2004) // СПС Консультант Плюс.
9. Verbraucherzentrale [Электронный ресурс] URL: http://www.verbraucherzentrale.de/wissen/reise-mobilitaet/unterwegs-in-auto-zug-und-flugzeug/flugreisen-finanzieller-ausgleich-bei-ueberbuchung-verspaetung-und-komplett-gestrichenen-starts-10366 (Дата обращения: 16.06.2018).