Overbooking авиабилетов: проблемы законодательства и пути решения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Overbooking авиабилетов: проблемы законодательства и пути решения
Аннотация. В статье речь идет об ответственности авиакомпаний за случаи намеренной продажи большего числа билетов, чем количество мест в самолете на определенный рейс. Данная тема позволяет рассмотреть юридические аспекты разрешения проблемы, связанной с внесением поправок в законодательство об ужесточении мер ответственности перевозчика перед пассажиром.
Ключевые слова: овербукинг, сверхбронирование, компенсация, ответственность авиаперевозчика.
Проблема ответственности перевозчика за скрытый «овербукинг» ((англ. Overbooking), сверхбронирование, перебронирование, перепродажа — стратегия сбыта товаров (услуг), при которой поставщик товаров (услуг) принимает на себя больше обязательств по поставке товара (предоставлению услуг), чем может выполнить, в расчете на то, что не все из взятых обязательств действительно придется выполнять[1]) до сих пор остается одной из самых сложных и до конца не разрешенных.
Это обусловлено тем, что ответственность транспортных организаций напрямую затрагивает интересы пассажиров.
В российских новостных программах неоднократно сообщается о судебной борьбе пассажиров с авиакомпаниями, что свидетельствует о неотрегулированной системе ответственности перевозчиков за нарушения, связанные с авиаперевозками.
Например, в апелляционном определении Московский городской суд [2] установил, что «пассажиров необоснованно не пустили на посадку. Семья Фоминых заблаговременно прибыли в аэропорт Внуково, прошли регистрацию на рейс, получили посадочные талоны, сдали багаж. Однако до начала посадки сотрудник компании предложил им ожидать очереди сидя и зайти в самолет последними, чтобы не создавать помех при посадке, т.к. истцы были с маленькими детьми и коляской. К тому же в период посадки они находились около выхода на посадку и никуда не отлучались, но когда подошла их очередь, им было отказано в посадке на борт самолета. Кроме истцов, на борт не посадили еще четырех человек». Несмотря п. 91 ФАП № 82 [3], обстоятельством, которое дает перевозчику право отказать пассажиру в перевозке данным рейсом, является опоздание пассажира к выходу на посадку на борт воздушного судна, вторая инстанция не нашла доказательств того обстоятельства, что истцы до окончания времени посадки не явились к выходу на посадку на рейс DP121, и ответчик суду не представил.
Зачастую национальные авиакомпании на стойках регистрации «овербукингом» называют «сбой в программе, отвечающей за формирование списков пассажиров».
Причиной сверхбронирования могут быть различные факторы, такие как желание авиакомпании продать больше билетов, чем мест в самолете в надежде на то, что пассажир может отказаться от полета по разным причинам, а все места в самолете нужно заполнить; желание VIP-клиентов улететь именно этим рейсом; технические проблемы на сайтах; депортация пассажиров. Как быть пассажирам, купившим билет на рейс, но получившим отказ в перелете авиакомпании в связи с отсутствием места?
Воздушный кодекс Российской Федерации [4, c.1383] не предусматривает прекращение по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с отсутствием мест на воздушный борт.
Пассажирам приходится сталкиваться с проблемами, в соответствии с которыми они не могут защищать свои права с помощью легализированного законодательства. Вмешиваться в сложившуюся ситуацию может только Роспотребнадзор. На один из рейсов авиакомпания «Победа» при компоновке воздушного судна со 189 посадочными местами продала 196 билетов. В связи с этим Роспотребнадзор оштрафовал лоукостер на 20 000 рублей за продажу билетов сверх числа мест на борту [5].
В сентябре 2017 года Министерство транспорта предложило авиакомпаниям внести поправки в законодательство, компенсируя пассажиру средства за отказ авиакомпании в перевозке на уровне денежных средств, выплачиваемых Европой. Но транспортные организации не согласились на такие большие компенсации за потери.
В США никакая компенсация не требуется, если перевозчик предлагает альтернативный транспорт, который на момент совершения сделки планирует прибыть в аэропорт первой остановкой. Сумма выплат зависит от продолжительности ожидания следующего рейса.
Если пассажир прибудет международным рейсом на один-два часа позже запланированного времени, авиакомпания должна уплатить пассажиру в два раза больше стоимости одноразового тарифа до места назначения в размере до 675 долларов.
При ожидании свыше 120 минут пассажиру положен возврат четырехкратной стоимости билета, но не более 1 350 долларов [6].
Крупнейшая американская авиакомпания мира Delta позволяет сотрудникам предлагать клиентам до «10 000 долларов в качестве компенсации за то, что они отказываются от мест на перебронированных рейсах в надежде избежать скандала» [7].
В Европейском союзе складывается другая система компенсации за несостоявшийся перелет: согласно Регламенту (ЕС) № 261/2004 Европейского парламента и Совета Европейского союза об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса и об отмене регламента (ЕЭС) № 295/91 от 11 февраля 2004 г. [8] клиенты авиакомпаний могут получить от 125 до 600 евро в зависимости от расстояний между городами вылета и прилета. На рейсы расстоянием до 1500 километров авиакомпания платит 250 евро. Для рейсов в пределах Европейского союза или между дальностью от 1500 до 3500 километров за пределами ЕС авиакомпания выплачивает пассажиру 400 евро. Для дальнейших расстояний компании будут возмещать авиапассажиру 600 евро [9].
В настоящее время в Российской Федерации компенсации за овербукинг, односторонний отказ от выполнения обязательств по договору, трудно добиться.
Авиаперевозчики знают заранее о переполненном борте самолета и иногда стараются предложить пассажирам другие условия перевозки, например, полет следующим рейсом в бизнес-классе во избежание судебных конфликтов.
Для того чтобы предотвратить частые инциденты с пассажирами, необходимо создать правовой акт, в соответствии с которым будет определен размер компенсации в случае отказа пассажирам в авиаперевозке.
На международных и внутренних рейсах нужно утвердить нормы в соответствии с Регламентом № 261/2004 Европейского парламента и Европейского союза в зависимости от расстояний между городами, что облегчит систему выплат, то есть установить в договоре между пассажиром и авиаперевозчиком компенсацию первому в размере от 15-ти до 50-ти тысяч рублей.
Таким образом, пассажир, защищая свои права, будет руководствоваться легализованными нормами. Также должен быть установлен механизм предоставления задержанным из-за овербукинга пассажирам питания, проживания в гостиницах, компенсации морального ущерба, определенных в законном порядке.