Статья:

Развитие воображения младших школьников

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Пидорич Е.А., Колчанова Е.А. Развитие воображения младших школьников // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 21(72). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/72/53589 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие воображения младших школьников

Пидорич Екатерина Алексеевна
студент Тюменский государственный университет – ТюмГу., РФ, г. Тюмень
Колчанова Елена Августовна
канд. филос. наук, доцент, Тюменский государственный университет – ТюмГу., РФ, г. Тюмень

 

Development of imagination of younger students

 

Ekaterina Pidorich

student of the direction Pedagogical education, fine art, Tyumen State University - TyumGu., Russia, Tyumen

Elena Kolchanova

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Tyumen State University - TyumGu., Russia, Tyumen

 

Аннотация. Статья, посвященная проблеме недостаточного развития воображения на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах. В работе раскрыта практическая и теоретическая сторона развития воображения детей. Основная цель: выявление и обоснование приемов способствующих развитию воображения. Указаны наиболее успешные для развития воображения  детей приемы, определены главные характеристики воображения. Рассматриваются типы, основные этапы и процессы развития воображения младших школьников. Материалы могут быть ценными для учителей и психологов общеобразовательных школ.

Abstract. An article devoted to the problem of insufficient development of imagination in fine arts lessons in secondary schools. The paper reveals the practical and theoretical side of the development of the imagination of children. The main goal: the identification and justification of methods promoting the development of the imagination. The most successful for the development of children's imagination techniques are indicated, the main characteristics of the imagination are identified. The types, main stages and processes of development of the imagination of younger students are considered. Materials can be valuable for teachers and psychologists of secondary schools.

 

Ключевые слова: Воображение; искусство; творчество; развитие воображения; творческое воображение.

Keywords: Imagination; art; creativity; development of imagination; creative imagination.

 

Воображение, нуждается в особой заботе,  поддержке и развитии в детском и подростковом возрасте. И если в период детского возраста воображение специально не развивать, это может привести к быстрому снижению активности этой функции в будущем.

Цель нашего исследования:  выявление и обоснование приемов, способствующих развитию воображения учащихся.

Объект исследования:  процесс развития воображения учащихся на занятиях по изобразительному искусству.

Воображение, в контексте данного исследования, мы понимаем как способность, а также сам процесс создания художественных образов в творческой работе на основе преобразования материала восприятий, впечатлений, ощущений, представлений, позволяющих художнику не только отражать действительность, но и выражать отношение к ней. В связи с этим, становится актуальной проблема развитие воображения так как, воображение является важнейшей стороной жизни каждого человека, а особенно человека, связанного с искусством.

Младший школьный возраст обладает наиболее благоприятными возможностями для развития воображения. Сущность воображения проявляется в способности видеть, подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические, необычные свойства и переносить их на другие предметы.

Проблема развития воображения нашла свое отражение в научных трудах многих ученых: Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, Е.И. Игнатьева, Ю.А.Самарина, Б.Ф.Ломова, Л.С.Коршуновой  и др.

Процесс творческого воображения изучался А.Н. Леонтьевым,         П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддъяковым, О.М. Дъяченко и др. В исследованиях данных ученых подчеркивается мысль о том, что творческое воображение связано с новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов.

Психологическая наука достигла больших результатов в изучении проблем развития воображения (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Н.Леонтъев, Е.И.Игнатьев, Н.С. Боголюбов и многие другие), но поиск педагогических мер воздействия на воображение для создания творческих работ ограничен, затрагивались лишь отдельные аспекты проблемы.

Принято выделять четыре типа воображения:

  1. Активное воображение - управляется усилиями воли.
  2. Пассивное воображение - Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо желания человека.
  3. Воссоздающее воображение - представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового.
  4. Творческое воображение - дающее новые, оригинальные, впервые создаваемые образы. Источником творчества является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Она и обуславливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что ведет к возникновению нового. [2]

При активном воображении образы формируются сознательно, но с учетом поставленной цели. В зависимости от того, как самостоятельно и оригинально ребенок изобразил образы, можно выделить воссоздающее и творческое воображение.

Деятельность педагога нацелена, на осознанное, деятельное воображение учеников, поэтому мы рассматриваем только творческое воображение.

Творческое воображение - заключает в себе создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. В процессе творческого воображения человек самостоятельно создает новые образы и идеи, которые представляют ценность для других людей или общества в целом, а так же воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. Определяя особенность воображения, связанную с творческим аспектом следует подчеркнуть, что процесс творческого воображения протекает не только в абстракции, но и в форме чувственности. Так же в основе этого процесса лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

В процессе развития воображения практическая деятельность играет основную роль, в ходе которой развиваются сложные чувства, воображение и эмоции ребенка.

Итак, главными характеристиками воображения являются:

  • производительность;
  • осмысленность;
  • оригинальность.

Обратимся к особенностям проявления воображения у детей младшего школьного возраста:

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы воображения выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. [4, с. 52]

Воссоздающее воображение у учащихся 1-2 классов также отличается некоторыми особенностями. Учащимся 1 класса не удается полностью воссоздать в рисунке или даже в словесном отчете образы прочитанного текста. Воссоздаваемые образы у детей данного возраста неустойчивы, постоянно меняются. При повторном чтении текста учащиеся 1 класса, так же как и старшие дошкольники, обычно изображают другие предметы, а не те, которые были ими, изображены в результате образного воссоздания этого текста после первого чтения.

Воссоздающее воображение второклассников мало отличается от воссоздающего воображения первоклассников, хотя оно и становится гораздо качественнее: учащийся 2 и отчасти 3 класса меньше отвлекается, он имеют теперь гораздо больше впечатлений, сохраняемых памятью и используемых воссоздающим воображением.

Начиная с 3 класса процесс воображения все более совершенствуется.

Таким образом, необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием.  Руководство данным процессом всегда должно исходить из индивидуального подхода к детям. Без понимания процесса развития личности в этом возрасте трудно понять развитие воссоздающего и творческого воображения ребенка, исходя из этого, трудно указать наиболее правильные пути развития воображения. Изобразительное искусство составляет преимущественный вид детского творчества и поэтому является наиболее доступным и эффективным средством развития воображения школьников.

Художественная деятельность становится привлекательной для детей с любыми способностями: учащиеся становятся более уверенными, раскрепощенными, активно фантазируют и не боятся проявить себя в полной мере. Разберем эти условия развития воображения на примере работы учащихся младших классов над пейзажными композициями. На занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе очень мало возможности  создавать пейзажные композиции на природе, поэтому распространенная форма работы по представлению и воображению.

Для воображения характерны следующие приемы:

Типизация - создание сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Типизация в искусстве - обобщенный образ человеческой индивидуальности, характерный для определенной общественной среды. Акцентирование на особенностях образа и сочетание образа с рядом других преобразований: одни черты вовсе опускаются из рисунка, как бы выпадают, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей, и усложняющих их моментов. Используя этот прием можно создавать пейзажные композиции на следующие темы «Урбанистический пейзаж»; «Оттепель»; «Вечереет»; «Новостройки наступают на старый город» и другие темы, в которых необходим акцент каких-либо сторон образа.

Комбинирование - подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Основой для комбинирования является опыт человека.  С помощью комбинирования в графическом пейзаже, ученик составляет композицию, используя свой опыт выполнения отдельных упражнений по зарисовкам деревьев, облаков, домов, листьев, парковых скамеек. Комбинируя в пейзажную композицию свои зарисовки, ученик  воображает некоторую среду, создает  свой пейзажные мир.

Акцентирование - выделение особенностей и определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличения или преуменьшения. Классическим примером является карикатура. Но и в пейзажном жанре дети с удовольствием используют этот прием. Задание по пейзажной композиции может быть выполнено с использованием этого приема на такие темы, как: «Грустный дождик»; «Сказочное дерево»; «Спящий город» и др.

Агглютинация - «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей.

С помощью агглютинации дети могут создать необычный графический пейзаж, который существует только в их фантазиях («Город будущего»; «Путешествие на другие планеты»; «Парк Юрского периода»).

Гиперболизация - максимальное увеличение или уменьшение характерных черт предмета или отдельных его частей, например, огромное дерево, дом или наоборот очень маленький дом в пейзаже. С особым интересом учащиеся начальной школы рисуют микромир («Мир муравья»; «Болото с комаринного полета» и др.). Эти задания вызывают эмоциональный подъем учащихся, активную работу воображения и интересные работы.

Иносказательность - графика не стремится соперничать с реальными объектами, она изначально ориентирована не на визуальное уподобление, а на иносказательность художественного образа, привнесение чего-то нового в художественный образ.  Аллегорические пейзажи вполне доступны для понимания младших школьников. Рассматривая  и анализируя известную работу  А.Г. Венецианова «Весна» ученики  вносят аллегорические (иносказательные) образы в свои композиционные работы (темы «Зима пришла»; «Ветрено» и др.)

Расчленение - новое получается в результате разъединения частей объектов. Ощущение глубины усиливается, когда композиция разделяется на планы, благодаря включению элементов, расчленяющие пространства. Глубинно-пространственная композиция используется, например, в решении улиц, площадей, микрорайонов и других пейзажей.

Замещение - замена одних элементов другими. Замещение помогает ребенку в изображении графического пейзажа использовать образы, отвлеченные от реальных образов, чего в природе не существует, вызывая абстрактные образы, тем самым приводя к развитию воображения.

Аналогия - создание нового по сходству с известным. Аналогия одна из форм универсальной связи, распространяющаяся на любые факторы композиции от плоскостных факторов (линейные и графические вариации единой «темы») до сюжетных. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки.

Однако, прежде чем приступать к работе на занятиях по изобразительному искусству учащиеся выполняют на каждом уроке упражнения, которые эффективно воздействую на развитие воображения, создают некоторый банк образов, на который можно опираться ученику в творческих работах, где происходит усложнение и преобразование этих образов. Кроме того, упражнения способствуют освобождению ученика от шаблонов, развивают художественные способности, умения использования различных материалов, инструментов.  Упражнения, как правило, выполняются очень быстро (5-7 минут), но позволяют погрузится в творчество, разбудить воображение.

Типизация. Упражнение «Типизация»: зарисовка  различных фактур (древесина, железо, кора деревьев, шишки, иголки хвойных деревьев); зарисовка форм листьев, ветки деревьев различных пород, зарисовка явлений природы (облака, дождь, ветер, снегопад).Важно что бы у учеников  было много различных зарисовок,  которые потом можно использовать в творческих композициях.

Комбинирование. Упражнение «Комбинирование». Комбинирование типичных элементов природы для создания пейзажа, для выполнения задания следует использовать зарисовки, сделанные на предыдущем занятии. Детям нужно комбинировать ранее нарисованные зарисовки природы в поисках наилучшего композиционного решения.

Акцентирование. Задание: В комбинированном пейзаже нужно сделать акцент на какую-то деталь, сделать ее главной. Для выполнения задания ученикам следует делать зарисовки с отработкой на разные детали.

Агглютинация. Задание:  Из зарисовок нужно выбрать элементы и необычно их стилизовать или соединить в пейзаже что-то неожиданное. Например, хвою на земле и облака (придумать из этих двух зарисовок пейзаж). У каждого ребенка  будет индивидуальное решение задачи на опыте собственных зарисовок.

Гиперболизация. Задание: Детям нужно выделить из пейзажа ту часть, которая им больше всего нравится, сделать акцент на этой части большим размером. Например, изобразить очень большого жука на травинке.

Иносказательность. Задание: «незаконченные фигуры». Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги. Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные пейзажные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

Расчленение. Задание: Нарисовать графический пейзаж, разделяя его по планам (задний и передний план). Задача изображения глубины для детей упростится, если они будут знать распределение переднего, среднего и заднего планов. Обычно, наибольшая плотность информации размещается на среднем плане. Передний план выступает как соединение, переднего со средним планом, а задний план создает ощущение пространства, в котором размещен средний план. Не все картины имеют три плана. Ученики должны будут сделать эскизы работы с разным расположением планов. Это поможет им планировать визуальное движение внутрь глубины рисунка.

Замещение. Задание: Предложить ученикам заменить или стилизовать одни объекты на другие, при изображении графического пейзажа. Это поможет детям научиться делать акценты, на каком либо предмете, изображенном на пейзаже, а так же научится стилизовать изображение. Например: заменить деревья на абстрактные фигуры.

Аналогия. Задание: Предоставляется ряд композиционных схем пейзажа с недостающими элементами, которые надо дорисовать.

Таким образом, развивать воображение младших школьников на занятиях по изобразительному искусству это интересный и творческий процесс для самого преподавателя. Важным средством формирования воображения является так же и то, насколько педагог  творчески мыслит, самостоятельно творит, находит нестандартные решения проблемы, это является развивающей направленностью образования. Но, как показывают психолого-педагогические исследования, обучение детей по развивающим, альтернативным программам, не являются условием для развития детского творческого воображения. Альтернативные программы, используемые в школе, сами по себе не развивают воображения детей.

 

Список литературы:
1. Бушуева Л. С. Развитие  творческого воображения в процессе обучения младших школьников /Л.С.Бушуева- «Начальная школа», 2003.
2. Ванник М. Э. Развиваем творческое воображение у детей // Наши дети. 2005. № 4. С. 20-22.
3. Воображение. Виды воображения. [Электронный ресурс] // URL: https://psylist.net/obh/00080.htm – (Дата обращения 16.12.2018.).
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1999 - 93 с
5. Дусавицкий А.К. Развивающее обучение: зона актуального и ближайшего развития //Начальная школа: плюс-минус. -1999. - № 7. -С. 24-30.
6. Дьяченко  О.М. Развитие воображения. - М.: Педагогика, 1996, - 302 с.
7. Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. 2003. №3. с. 42
8. Немов Р. С. Психология: Учебник. В 3-х т. Кн. 1: Общие основы психологии. Воображение. М. : Владос, 2001. С. 260-271.