Внедрение территориального общественного самоуправления в практику города Санкт-Петербурга
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)
Внедрение территориального общественного самоуправления в практику города Санкт-Петербурга
Аннотация. В данной статье обозначены проблемы введения территориального общественного самоуправления в практику города Санкт-Петербург. Определен и проанализирован ряд основных путей решения. Предложены авторские рекомендации.
Ключевые слова: Территориальное общественное самоуправление, стратегическое управление, органы местного самоуправления, муниципальная служба, муниципалитет, муниципальное образование
Территориальное общественное самоуправление это вид самоорганизации граждан, осуществление власти людей на единой территории. Строго говоря, это объединение для наиболее эффективного местного управления жителями.
Внедрение практики системы территориального общественного самоуправления является комплексным и не до конца отрегулированным вопросом. Для обеспечения работы данного типа самоуправления требуется приведение в порядок вопросов нормотворческого, социального и ряда других характеров.
Для качественного осмысления понятия “территориальное общественное самоуправление” (Далее- ТОС), требуется его операционализация в контексте современной ситуации.
ТОС — это самоорганизация жителей определенной на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самоличного ведения и внедрения гражданских инициатив и предложений в рамках вопросов местного значения из бюджета под самоличную ответственность.
На данный момент имеет организационно-правовую форму некоммерческой организации. Регулируется нормами Конституции, Федерального закона №131-ФЗ “Об общих принципах организации МСУ в РФ”, нормативно-правовыми актами субъектов РФ и другими НПА.
Практика ТОС в городе федерального значения Санкт-Петербург не является повсеместной. Существует мнение, что в рамках данного города практика такого самоуправления является нерациональной. Жители и представители власти говорят о многочисленности (111) самого количества муниципальных образований города и их недостаточном финансировании. Муниципальная практика осуществляется таким образом, что каждый муниципалитет является своеобразной территорией, отличающейся от других МО. Разница выражается в размере образований, специфики инфраструктуры и многих других факторов. Поэтому вопрос создания ТОС нуждается в проработке с учетом прошлого опыта и дальнейших перспектив.
В связи с фактами, приведенными выше, можно сделать вывод о том, что существуют несколько препятствий на пути внедрения ТОС в практику города Санкт-Петербурга, а именно:
- Сложности в разграничении и делегировании полномочий между муниципалитетом и ТОС, вызванные недостаточной правовой базой;
- Отсутствие или недостаточность активности и инициативы граждан в аспекте участия в осуществления местной власти
При решении каждого из аспектов проблемы возрастает вероятность укрепления данной методики и внедрения ее в практику города.
Стоит отметить, что ТОС — это, в основном, самоорганизация. То есть, без инициативы группы людей невозможна как организация, так и работа ТОС. Под самоорганизацией понимается стремление к управлению и упорядочиваю всех элементов заданной структуры. Управление в ТОС — это ведение документации, регистрация, работа с жителями на данной территории, и дальнейшая работа с бюджетом. Такая деятельность подразумевает высокий уровень внутренней организованности, определенный знаний в области муниципального управления. Так же, важнейшим навыком является высокий уровень коммуникативности. Инициативная группа должна уметь выстраивать необходимую и эффективную коммуникацию как с жителями территории ТОС, так и с представителями органов власти. Работа ТОС должна быть направлена на улучшение жизни в пределах данной территории.
При благоприятном развитии данной практики, поддержки со стороны власти, ТОС будет существовать как целостная часть местного самоуправления и фундаментом критерия активного гражданского общества. В качестве незыблемых прав человека в Конституции указано, что гражданин имеет право на объединение и проведение собраний по месту жительства с целью защиты общих интересов населения.
Таким образом, можно утверждать то, что вопрос разработки, правового регулирования и совершенствования ТОС остается и будет оставаться открытым. По причине тесной связи жителей и власти, данную проблему нужно налаживать одинаково с каждой стороны. Сторона гражданского общества при повышении собственной активности благотворно повлияет на изменения правовых вопросов ТОС. И наоборот. Граждане не желают участвовать в деятельности, задачи и цели которой не являются чётко видимыми и структурированными даже в федеральном законе. На сегодняшний день, данная практика для них — это увеличение “бумажной” работы (создание НКО) и не до конца понятная поддержка со стороны власти.
Подводя итоги и принимая во внимание все вышесказанное, можно вывести некоторые рекомендации, которые могут послужить ускорению внедрения данной практики в Санкт-Петербурге.
1) Увеличение доступа к информации о ТОС
Для того, чтобы реализовать ТОС на практике, о такой возможности должно узнать как можно больше граждан, чтобы формировать инициативные группы, а в последствии собрания или конференции. Для того, чтобы начать действовать, должна организоваться инициативная группа жителей. Принимая во внимание то, что ТОС, прежде всего, самоорганизация, жители должны сами проявить интерес в улучшении территорий и участии в осуществлении местного самоуправления.
В качестве практической рекомендации предлагается просветительская и популяризаторская деятельность по информатизации граждан в вопросах ТОС. Данная деятельность может выражаться различными способами:
- Информационные баннеры или виджеты на сайтах муниципальных образований
- QR коды или быстрые ссылки в СМИ
- Листовки на информационных стендах на территории муниципального образования
- Брошюры на тему ТОС
В качестве ссылки на источник должен указываться Федеральный закон или официальный сайт для повышения доверия граждан к такой форме осуществления власти.
2) Привлечение молодёжи к практике участия в ТОС
Молодёжь — это социально-возрастная группа от 14 до 30 лет, отличающаяся своим статусом в социальном пространстве, переходом от юности к возрасту полной социальной ответственности.
Представителями молодежи чаще всего являются гибкие, активные и готовые к изменениям люди, часто являющиеся участниками общественных объединений.
Молодежь должна выступить субъектом общественных отношений. Субъектность молодежи понимается как способность молодежи, обладающей личностными свойствами, к их реализации при осуществлении активной деятельности в определенном социальном пространстве[ 2].
Так как по закону, участие в ТОС может осуществляться с 16 лет, то участие в данной системе представителей молодёжи является не только целесообразным, но и правомерным.
Данное участие может оказаться благотворным для сторон. Прежде всего, как первый опыт работы, получение знаний в сфере бюджетной политики, документооборота.
"Прошу вас обратить особое внимание на развитие территориального общественного самоуправления, его обязательно нужно развивать, и школа для молодежи должна быть.", - отметил Врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов на совместном заседании Координационного совета по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге при губернаторе и расширенного заседания президиума Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга[5]. Это еще раз подтверждает тезис о том, что привлечение молодёжи станет для данной системе благоприятным элементом.
Поэтому, в качестве рекомендации предлагается предоставлять в рамках просветительской деятельности в учебных заведениях (особенно, в ВУЗах) по созданию, ведению и участию в ТОС. В частности, это касается молодежи, стремящихся сделать карьеру и реализовать себя в рамках деятельности управленческих должностей. Такая практика стала бы первым профильным опытов для желающих реализоваться как управленцу, преобразовывающему окружающую действительность.
3) Улучшение взаимодействия с органами МСУ
Существует негласная проблема, связанная с восходящей коммуникацией от жителей к органам местного самоуправления. Не каждый житель понимает как, куда и зачем он имеет полное право обратиться в орган МСУ. Более того, муниципальное образование обязано дать консультацию по вопросам ТОС. В связи с этим, становится целесообразным информировать жителей города, прежде всего, о полноправных возможностях реализации взаимодействия с органом МСУ на своей территории. Каждый житель имеет право прийти в свой муниципалитет, обратиться по вопросам ведения МО, получить консультацию. Далеко не каждый житель пользуется данной возможностью, например, получить государственную или муниципальную услугу.
Улучшение данного взаимодействия привело бы к повышению уровня доверия граждан к органами МСУ, повышения уровня гражданской ответственности и, как следствие, система ТОС стала бы развиваться в более быстром темпе.