Статья:

МЕСТО ЖЕНЩИН В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Конференция: XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Буглаева Д.А. МЕСТО ЖЕНЩИН В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(46).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕСТО ЖЕНЩИН В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Буглаева Дарья Андреевна
студент, Тверской филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Тверь

 

Проблема определения роли и места женщин в последнее время стала всё чаще ставиться на повестку дня. Оно и не удивительно – женщины с давних времён сталкиваются с неравенством и дискриминацией в самых различных сферах общественной жизни – и политической в том числе.

До полного гендерного равенства России ещё далеко – это показывают и общие настроения различных политиков, и выборы на разных уровнях, и сам факт определения роли женщин в различных политических процессах – ведь часто им просто отказывают занимать те или иные должности из-за половой принадлежности и распространённых в институтах государственной власти стереотипов и установок.

«А ведь женщин в России 78 млн, а мужчин 68 млн. Мы абсолютное демографическое большинство, и в органах власти нас должно быть около 60%. Мы просим хотя бы 50 на 50 — это называется «паритет». Но когда ты встаёшь и говоришь людям, имеющим власть и ресурсы: «Дорогие, вы знаете, нас должно быть не 16%, как сейчас, а 50%.

Отдайте, пожалуйста, нам 34%», — тебя сразу начинают прессовать, закатывать в асфальт, придумывать на тебя компромат, закрывать твои счета и компании, вешают ярлык иностранного агента. Многих из нас это ждет в будущем. Зачем это делается? Это делается из страха, из-за того, что все понимают: когда женщины и мужчины в равной степени представлены в повестке, она становится иной.

Менее милитаризированной, ориентированной на нужды каждого и каждой, на социалку» — говорит кандидатка в Госдуму Алёна Попова. И с ней невозможно не согласиться – не будь у нас в стране такой половой дискриминации, ситуация была бы совсем иной. Но мы имеем то, что имеем.

На данный момент разница в политической сфере в России колоссальна –  женщин-заместителей федеральных министров  всего 13%,  женщин-губернаторов — 4,7%, в правительстве РФ — всего три женщины (2 вице-премьера, 1 министр). [3] В рейтинге гендерного равенства в политической сфере Россия занимает 122 место из 152 и находится между Сьерра-Леоне и Марокко. [4] Однако, согласно докладу Росстата за 2018 год,  на государственных должностях по состоянию на 2016 год и должностях федеральной гражданской службы числится около 546 тысяч женщин и 212 тысяч мужчин, на государственных должностях субъектов РФ — почти 155 тысяч женщин и 62 тысячи мужчин. [1]

Казалось бы, женщин в два раза больше, но более детальное рассмотрение по уровню иерархии показывает совершенно другую картину: чем выше должность, тем выше в процентном соотношении мужчин. То есть женщины занимают преимущественно низовые должности – секретари,  обслуживающий персонал.

Разве можно это считать нормальным участием в политике, где женщины получают возможность выражать и отстаивать свои политические интересы?  Разумеется, нет.  Там, где должности подразумевают наличие бо́льшей власти и влияния, женщины практически отсутствуют. Кроме того, женщины и получают гораздо меньшую заработную плату – средний годовой доход депутатов-мужчин составляет около 14 млн рублей, у женщин — порядка 5 млн рублей.

Есть много причин беспокоиться об этом дисбалансе – достижение гендерного равенства в участии в политической жизни имеет как внутреннюю, так и инструментальную ценность.

Женщины на политических должностях уделяют приоритетное внимание усилиям по продвижению прав, поощрению равенства и росту возможностей для женщин и девочек.

Сейчас в России мало законов, поддерживающих женщин. Нет даже столь необходимого закона о домашнем насилии.

Отчасти это потому, что законопроекты в нашей стране создают преимущественно мужчины, и управляют страной опять- таки одни мужчины.

Результаты ряда исследований, выполненных в США в период с 1980-х по 2000-е гг., свидетельствуют, что женщины, наделённые властью, чаще считают женские проблемы приоритетными и чаще поддерживают законы, направленные на решение этих проблем. [2]  

Женщины на руководящих позициях уделяют больше внимания новым креативным идеям, сильнее опираются на принципы равенства и справедливости — в отличие от представителей противоположного пола. К таким выводам пришли ученые Мэриленда и Колумбийской бизнес-школы, используя данные 1500 американских компаний из S&P за 15 лет. Кроме того, женщины чаще выступают в поддержку незащищённых слоёв населения и более заинтересованы в социальной политике. Поэтому жизненно необходимо сократить столь явный дисбаланс в соотношении мужчин и женщин на действительно значимых должностях в государственных органах и политических процессах в целом.

Однако в первую очередь нужно создать условия, при которых вовлечение женщин станет возможным и самое главное, безопасным.

Поскольку факты неопровержимо свидетельствуют: политическая среда неблагоприятна для женщин.

Это означает, что, хотя формально правила игры для всех одинаковы, в реальности политикессы оказываются в невыгодном положении по сравнению с мужчинами.

Более низкая заработная плата, устоявшиеся предубеждения о неуместности женщин у власти, наличие прочих условий, мешающих женщинам строить карьеру (например, как правило, быт и дети лежат целиком на женщинах) – все эти факторы необходимо свести к минимуму, а от некоторых и вовсе избавиться, чтобы дать женщинам больше возможностей на политической арене.

Таким образом, невооружённым глазом видна дискриминация женщин в политике. Их попросту не пускают на важные должности и не дают возможности самореализовываться и вносить в развитие государства свои идеи.

Хорошее правительство – значит эффективное в целом, как единая рабочая команда. И важнейшее условие эффективности работы этой команды – гендерное разнообразие.

Стремиться к гендерному балансу в политических институтах просто необходимо – именно они принимают решения, от которых зависит ситуация в обществе и государстве.

Политики и политикессы должны работать вместе, чтобы решать множество проблем развития страны.

Для достижения целей в области развития государства и построения прочных, устойчивых демократий необходимо поощрять, расширять права и возможности женщин и оказывать им поддержку в становлении сильными политическими и общинными лидерами.

 

Список литературы:
1. Женщины и мужчины России [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/wo-man18.pdf (Дата обращения – 08.12.2021)
2. Кэролайн Криадо Перес. Невидимые женщины. Почему мы живем в мире, удобном только для мужчин. – М.: Альпина нон-фикшн , 2020. – 496 с.
3. Трансперенси интернешнл. Непредставительная власть: [Электронный ресурс]. URL: https://transparency.org.ru/special/womenassembly/ (Дата обращения – 07.12.2021)
4. Global Gender Gap Report 2020: [Электронный ресурс]. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_GGGR_2020.pdf (Дата обращения – 07.12.2021)