Причины сотрудничества российских и китайских вузов
Секция: Политология
XXXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Причины сотрудничества российских и китайских вузов
Международный рынок образовательных услуг в XXI в. стремительно развивается. Согласно докладу ОЭРС “Education at a Glance 2012”, с 2000 по 2010 г. численность абитуриентов, поступающих в вузы за пределами своей страны, увеличилась на 99% (с 2,1 до 4,1 млн. человек) [2, с. 8].
Помимо всемирно известных европейских образовательных центров, особо притягательными для иностранных студентов становятся вузы таких стран, как США, Австралия, Япония, Россия. В качестве основных «источников иностранных студентов» сегодня выступают Китай, Индия и Республика Корея [2, с. 8].
Рассматривая взаимодействие в этой области России и Китая, можно сделать вывод о том, что сотрудничество в этом направлении приобретает все более активный и значимый для обоих государств характер. Это обусловлено не только схожестью систем образования КНР и РФ, но и рядом других факторов.
Обмен студентами является фактором построения взаимного сотрудничества и развития российско-китайских отношений в целом. В условиях развития не только образовательного, но и экономического, научно-технического, производственного и других видов сотрудничества, обеим сторонам необходимы высококвалифицированные специалисты, владеющие языком и имеющие представление о стране-партнере [2, с. 33]. Кроме того, отправляясь на учебу за рубеж, студенты обоих государств стремятся «восполнить недостатки» образовательной системы собственного государства.
В частности, интерес китайских студентов к обучению в РФ обусловлен несовершенством экзаменационной системы и недостаточной доступностью высшего образования в Китае: в 2012 г. во вступительных экзаменах в вузы страны приняли участие 9,14 млн абитуриентов, а удача улыбнулась только 70% из них [2, с. 33].
В ряде случаев выбор иностранного учебного заведения диктуется повышенным спросом на отдельные образовательные программы. Для обоих государств привлечение иностранных студентов является неотъемлемым фактором притока финансов в экономику страны. Согласно официальным данным, объем расходов граждан КНР на обучение за рубежом ежегодно составляет более 39,7 млрд. долл. (250 млрд. юаней), при этом только в США в 2012 г. китайские студенты «оставили» 14,4% общей суммы [4, с. 119].
По мнению китайских студентов, обучающихся в РФ, образование в РФ считается одним из самых качественных, Россия обладает всеми необходимыми образовательными ресурсами [3, с. 99]. Китайских студентов привлекает широкий спектр социально-гуманитарных специальностей, обучение по которым ведется в российских вузах, в то время как китайские вузы отдают предпочтение, по большей части, техническим и естественнонаучным дисциплинам [3, с. 99].
В последнее время учебное оборудование в российских университетах и условия жизни в общежитиях заметно улучшились. Социальная атмосфера, качество учебы, недорогое обучение и перспективы в деле трудоустройства вызвали большой интерес у китайских студентов [3, с. 99].
Не может не привлекать китайских студентов и относительно доступная, по сравнению с европейскими странами, стоимость получения образования в РФ, сочетающаяся с высоким качеством, признанным многими зарубежными студентами. Как сообщает в одном из своих интервью для Китайского информационного Интернет-центра российский политолог Н.Е. Баржанова, «российские образовательные учреждения отличаются высоким качеством при более низкой стоимости, чем аналогичные вузы в Западной Европе и Соединенных Штатах. Кроме того, мы не устанавливаем минимальный порог знания русского языка, что не может не привлекать новый поток студентов, прибывающих в РФ из-за рубежа. Согласно статистике, обучение в российском вузе обойдется иностранному студенту в среднем от 5000 до 15 000 долларов США в год, в случае, если студент выберет престижный университет в Москве или Санкт-Петербурге, и около 3000 долларов в университете за пределами двух столиц. Кроме того, правительство России готово предоставить стипендии для 10 000 иностранных студентов» [5].
Немаловажным для китайских студентов является и то, что российские вузы занимаются техническими разработками. Эти разработки стремятся изучить китайские студенты и направить в перспективе в совершенствование экономики КНР. Китайское государство приоритетным направлением подготовки специалистов избрало именно техническое направление, которое смогло бы в будущем послужить нуждам экономики государства [3, с. 99].
Почему же, в свою очередь, российские студенты предпочитают китайские вузы? Кроме традиционного интереса к китайской культуре и языку, российских студентов привлекает высокий спрос на специалистов, знающих китайский язык и деловую практику Китая. Сегодня Китай – это динамично развивающаяся страна с самой быстро растущей экономикой и одним из наиболее перспективных рынков в мире. Мировые производители и ведущие компании осознали выгоды и потенциал ведения бизнеса в Китае и активно осваивают его рынок [1, с. 72].
Знание китайского языка значительно расширяет карьерные возможности. Компании со всего мира все чаще ищут сотрудников, знающих китайский язык и имеющих опыт учебы и проживания в Китае. В последние четыре года в России особенно заметно увеличение количества запросов на сотрудников, знающих китайский язык. Сегодня вопрос усложняется. Например, востребованы бухгалтеры со знанием китайского языка (они должны знать и российский, и китайский бухучет), экономисты, юристы, инженеры и т.д. Таких специалистов ищут зарубежные и российские предприятия, работающие в Москве и в других городах России, имеющие деловые отношения с китайскими компаниями [1, с. 76].
Согласно исследованиям о причинах выбора российскими студентами китайских вузов, проведенным А.Л. Арефьевым, решающими факторами здесь являются, во-первых, рекомендация друзей, знакомых, родственников [1, с. 76]. Во-вторых, направление на учебу в Китай в конкретное образовательное учреждение, полученное от стороны российского вуза, органа управления образованием либо приглашение от китайской стороны [1, с. 76]. В-третьих, известность и престижность китайского вуза [1, с. 79]. В-четвертых – высокая квалификация китайских преподавателей и высокое качество обучения в китайских вузах [1, с. 80]. Определенную роль играет и сравнительно небольшая стоимость образования.
Стремление двух государств к изучению друг друга не является безосновательным: на сегодняшний день между Китаем и Россией простирается весьма протяженная сухопутная граница, которая составляет около 4,3 тыс. км [1, с. 80]. Китай – ближайший сосед России и один из основных партнеров нашего государства во многих областях: в сфере туризма, в военной, экономической, технической, культурной и многих других областях. Изучение потенциала двух государств стало первоочередной задачей как для Китая, так и для России. В его основу положено как стремление к многостороннему сотрудничеству, развитию двусторонних проектов во многих областях науки и техники, так и соображения безопасности и обороноспособности государств. Ведь каждое из них обладает серьезным военным потенциалом и может стать угрозой для своего соседа. Недаром в китайской культуре известно изречение: «Знай себя, знай других и будешь непобедим» [1, с. 82].
Таким образом, совместная подготовка кадров, обмен студентами и активное развитие образовательных программ позволяют формировать особый класс специалистов, имеющих представление об изучаемой стране в более полном объеме, обладающих высоким профессионализмом и знанием дела. Сотрудничество в сфере высшего образования, подготовки кадров становится одним из основных опорных элементов внешнеполитического курса на выстраивание взаимовыгодных двусторонних связей Китая и России.