Статья:

Причины сотрудничества российских и китайских вузов

Конференция: XXXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Политология

Выходные данные
Керн К.Е. Причины сотрудничества российских и китайских вузов // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(37). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/8(37).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Причины сотрудничества российских и китайских вузов

Керн Кристина Евгеньевна
студент, Томский государственный университет, РФ, г. Томск
Андреева Татьяна Леонидовна
научный руководитель, канд. филол. наук, доц., Томский государственный университет, РФ, г. Томск

 

Международный рынок образовательных услуг в XXI в. стремительно развивается. Согласно докладу ОЭРС “Education at a Glance 2012”, с 2000 по 2010 г. численность абитуриентов, поступающих в вузы за пределами своей страны, увеличилась на 99% (с 2,1 до 4,1 млн. человек) [2, с. 8].

Помимо всемирно известных европейских образовательных центров, особо притягательными для иностранных студентов становятся вузы таких стран, как США, Австралия, Япония, Россия. В качестве основных «источников иностранных студентов» сегодня выступают Китай, Индия и Республика Корея [2, с. 8].

Рассматривая взаимодействие в этой области России и Китая, можно сделать вывод о том, что сотрудничество в этом направлении приобретает все более активный и значимый для обоих государств характер. Это обусловлено не только схожестью систем образования КНР и РФ, но и рядом других факторов.

Обмен студентами является фактором построения взаимного сотрудничества и развития российско-китайских отношений в целом. В условиях развития не только образовательного, но и экономического, научно-технического, производственного и других видов сотрудничества, обеим сторонам необходимы высококвалифицированные специалисты, владеющие языком и имеющие представление о стране-партнере [2, с. 33]. Кроме того, отправляясь на учебу за рубеж, студенты обоих государств стремятся «восполнить недостатки» образовательной системы собственного государства.

В частности, интерес китайских студентов к обучению в РФ обусловлен несовершенством экзаменационной системы и недостаточной доступностью высшего образования в Китае: в 2012 г. во вступительных экзаменах в вузы страны приняли участие 9,14 млн абитуриентов, а удача улыбнулась только 70% из них [2, с. 33].

В ряде случаев выбор иностранного учебного заведения диктуется повышенным спросом на отдельные образовательные программы. Для обоих государств привлечение иностранных студентов является неотъемлемым фактором притока финансов в экономику страны. Согласно официальным данным, объем расходов граждан КНР на обучение за рубежом ежегодно составляет более 39,7 млрд. долл. (250 млрд. юаней), при этом только в США в 2012 г. китайские студенты «оставили» 14,4% общей суммы [4, с. 119].

По мнению китайских студентов, обучающихся в РФ, образование в РФ считается одним из самых качественных, Россия обладает всеми необходимыми образовательными ресурсами [3, с. 99]. Китайских студентов привлекает широкий спектр социально-гуманитарных специальностей, обучение по которым ведется в российских вузах, в то время как китайские вузы отдают предпочтение, по большей части, техническим и естественнонаучным дисциплинам [3, с. 99].

В последнее время учебное оборудование в российских университетах и условия жизни в общежитиях заметно улучшились. Социальная атмосфера, качество учебы, недорогое обучение и перспективы в деле трудоустройства вызвали большой интерес у китайских студентов [3, с. 99].

Не может не привлекать китайских студентов и относительно доступная, по сравнению с европейскими странами, стоимость получения образования в РФ, сочетающаяся с высоким качеством, признанным многими зарубежными студентами. Как сообщает в одном из своих интервью для Китайского информационного Интернет-центра российский политолог Н.Е. Баржанова, «российские образовательные учреждения отличаются высоким качеством при более низкой стоимости, чем аналогичные вузы в Западной Европе и Соединенных Штатах. Кроме того, мы не устанавливаем минимальный порог знания русского языка, что не может не привлекать новый поток студентов, прибывающих в РФ из-за рубежа. Согласно статистике, обучение в российском вузе обойдется иностранному студенту в среднем от 5000 до 15 000 долларов США в год, в случае, если студент выберет престижный университет в Москве или Санкт-Петербурге, и около 3000 долларов в университете за пределами двух столиц. Кроме того, правительство России готово предоставить стипендии для 10 000 иностранных студентов» [5].

Немаловажным для китайских студентов является и то, что российские вузы занимаются техническими разработками. Эти разработки стремятся изучить китайские студенты и направить в перспективе в совершенствование экономики КНР. Китайское государство приоритетным направлением подготовки специалистов избрало именно техническое направление, которое смогло бы в будущем послужить нуждам экономики государства [3, с. 99].

Почему же, в свою очередь, российские студенты предпочитают китайские вузы? Кроме традиционного интереса к китайской культуре и языку, российских студентов привлекает высокий спрос на специалистов, знающих китайский язык и деловую практику Китая. Сегодня Китай – это динамично развивающаяся страна с самой быстро растущей экономикой и одним из наиболее перспективных рынков в мире. Мировые производители и ведущие компании осознали выгоды и потенциал ведения бизнеса в Китае и активно осваивают его рынок [1, с. 72].

Знание китайского языка значительно расширяет карьерные возможности. Компании со всего мира все чаще ищут сотрудников, знающих китайский язык и имеющих опыт учебы и проживания в Китае. В последние четыре года в России особенно заметно увеличение количества запросов на сотрудников, знающих китайский язык. Сегодня вопрос усложняется. Например, востребованы бухгалтеры со знанием китайского языка (они должны знать и российский, и китайский бухучет), экономисты, юристы, инженеры и т.д. Таких специалистов ищут зарубежные и российские предприятия, работающие в Москве и в других городах России, имеющие деловые отношения с китайскими компаниями [1, с. 76].

Согласно исследованиям о причинах выбора российскими студентами китайских вузов, проведенным А.Л. Арефьевым, решающими факторами здесь являются, во-первых, рекомендация друзей, знакомых, родственников [1, с. 76]. Во-вторых, направление на учебу в Китай в конкретное образовательное учреждение, полученное от стороны российского вуза, органа управления образованием либо приглашение от китайской стороны [1, с. 76]. В-третьих, известность и престижность китайского вуза [1, с. 79]. В-четвертых – высокая квалификация китайских преподавателей и высокое качество обучения в китайских вузах [1, с. 80]. Определенную роль играет и сравнительно небольшая стоимость образования.

Стремление двух государств к изучению друг друга не является безосновательным: на сегодняшний день между Китаем и Россией простирается весьма протяженная сухопутная граница, которая составляет около 4,3 тыс. км [1, с. 80]. Китай – ближайший сосед России и один из основных партнеров нашего государства во многих областях: в сфере туризма, в военной, экономической, технической, культурной и многих других областях. Изучение потенциала двух государств стало первоочередной задачей как для Китая, так и для России. В его основу положено как стремление к многостороннему сотрудничеству, развитию двусторонних проектов во многих областях науки и техники, так и соображения безопасности и обороноспособности государств. Ведь каждое из них обладает серьезным военным потенциалом и может стать угрозой для своего соседа. Недаром в китайской культуре известно изречение: «Знай себя, знай других и будешь непобедим» [1, с. 82].

Таким образом, совместная подготовка кадров, обмен студентами и активное развитие образовательных программ позволяют формировать особый класс специалистов, имеющих представление об изучаемой стране в более полном объеме, обладающих высоким профессионализмом и знанием дела. Сотрудничество в сфере высшего образования, подготовки кадров становится одним из основных опорных элементов внешнеполитического курса на выстраивание взаимовыгодных двусторонних связей Китая и России.

 

Список литературы:
1. Арефьев А.Л. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации // Статистический сборник, Выпуск 5. – М.: Центр социального прогнозирования, 2007.
2. Иванов И.С. Интернационализация российских вузов: китайский вектор / И. С. Иванов, Н. Е. Боревская // Российский совет по международным делам. – 2013. – № 13.
3. Ларин А. Г. Китайские студенты в России // Проблемы Дальнего Востока. – 2009. – № 4.
4. Пономарев М.А. Сотрудничество России и Китая в культурной, образовательной и научной сферах // Международное сотрудничество: Вестник ВГУ. – 2009. – № 2.
5. Россия в ожидании новой волны китайских учащихся – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://russian.china.org.cn/ (Дата обращения 11.09.2016).