Статья:

Дискуссии в ВТО по вопросу присвоения Китаю статуса рыночной экономики

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Политология

Выходные данные
Шумакова Е.В. Дискуссии в ВТО по вопросу присвоения Китаю статуса рыночной экономики // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(43).pdf (дата обращения: 18.10.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Дискуссии в ВТО по вопросу присвоения Китаю статуса рыночной экономики

Шумакова Евгения Валерьевна
студент, Алтайский Государственный Университет, РФ, г. Барнаул
Бочкарева Ирина Борисовна
научный руководитель, канд. ист. наук, доц., Алтайский Государственный Университет, РФ, г. Барнаул

 

В декабре 2001 г. Китайская Народная Республика подписала соглашение о присоединении к Всемирной Торговой Организации. Один из пунктов соглашения гласит, что КНР будет рассматриваться, как страна с переходным, то есть не рыночным типом экономики в течение 15 лет с момента вступления в организацию. В течение данного периода члены ВТО имеют право принять решение, присвоить китайской экономике полноценный статус рыночной или нет [5, c. 9].

Для начала стоит пояснить, какие торговые преимущества даёт государству статус рыночной экономики. В первую очередь он учитывается в процессе антидемпинговых разбирательств. Под демпингом понимается явление, при котором товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже их нормальной стоимости. Искусственное занижение цены товара, производимое с целью получения конкурентных преимуществ, карается по уставу ВТО, если причиняет или может причинить материальный ущерб промышленности страны-импортера. При подозрении страны-экспортера в занижении цены проводится антидемпинговое расследование, в процессе которого сравнивается цена, по которой товар поступает на рынок, с так называемой нормальной ценой на данной товар. Причем, для государств с рыночной экономикой нормальной ценой считается средняя цена на этот товар на собственном внутреннем рынке. В случае если экономика страны-экспортера не рыночная, для расчета берется наивысшая средняя цена на аналогичный товар, предназначенный для экспорта, в любой третьей стране с рыночной системой торговли [2, c. 9].

Как правило, что при антидемпинговых разбирательствах в отношении стран-экспортеров с нерыночной экономикой их признают виновными в демпинге, а их товар облагают компенсационной пошлиной. По правилам ВТО существует возможность применения индивидуального режима для конкретных экспортеров в конкретных расследованиях. Такой подход позволяет многим членам ВТО начислять заградительные пошлины для Китая и вытеснять его продукцию с рынка. При этом Китай - абсолютный мировой лидер, в отношении которого используется такая защита. В ЕС из 73 ныне действующих антидемпинговых мер – 56 применяются в отношении импорта из Китая. Помимо ЕС, такую методику используют США, Канада, Индия, Мексика, Турция и другие.

Проблема присвоения КНР статуса рыночной экономики является актуальным на данный момент, т.к. в декабре 2016 г. завершается пятнадцатилетний переходный период, после которого этот статус должен быть автоматически присвоен Китаю, если странами ВТО не будет принято иное решение. В связи с этим данная проблема активно обсуждается Советом ЕС, но единого мнения по данному вопросу достигнуть не удаётся. Германия, Великобритания и другие крупные страны-экспортеры выступают за присвоение Китаю желаемого статуса, так как боятся потерять крупный рынок сбыта. К тому же экономическое развитие КНР является современным двигателем развития мировой экономики, и многие страны признают необходимость сотрудничества с Китаем в условиях серьезного экономического спада по всему миру. Однако Испания, Италия, Португалия и страны Восточной Европы придерживаются противоположного мнения: они считают, что цены дальневосточных производителей неприемлемы и угрожают существованию целых промышленных отраслей в Европе. Рыночный статус Китая сделает затруднительным обложение китайских товаров пошлинами и обеспечит их свободный приток в Европу. Против этого активнее всего выступают представители европейской металлургической промышленности, для которых приток дешевой китайской стали на европейский рынок означает потери огромного числа рабочих мест [3]. Многие члены Евросоюза и США отмечают, что китайская экономика не соответствует критериям рыночной по ряду причин, основными из которых является применение нетарифных мер регулирования экономики, таких как лицензирование и квотирование, и субсидирование промышленных отраслей государством. Отмечается, что достигать таких низких цен для китайских экспортных товаров удаётся именно из-за государственной поддержки и субсидий.

Китай, безусловно заинтересован в получении рыночного статуса, и в последний год Пекин заметно активизировал кампанию за автоматическое присвоение Китаю статуса рыночной экономики в декабре. На одной из встреч, состоявшейся в 2016 году, европейские и китайские лидеры договорились создать рабочую группу для отслеживания цен и государственных субсидий, предоставляемых сталеварам в Китае. Рынки ЕС и США являются приоритетными и наиболее выгодными рынками сбыта китайского экспорта. Получение рыночного статуса позволит значительно увеличить доходы КНР от экспорта и расширить присутствие на своём рынке зарубежных инвестиций. Это даст еще один толчок развитию и без того преуспевающей китайской экономики.

Китайское правительство еще на этапе перехода к рынку отмечало, что многие черты китайской модели экономики входят в противоречие с рыночными, однако они направлены на развитие страны, что принесло определенный успех. И действительно, объективно оценивая китайскую экономическую модель, нельзя отнести ее к традиционной рыночной модели, которой придерживается большинство стран ВТО. Всего для получения статуса рыночной экономики от Евросоюза необходимо соответствовать пяти основным критериям. Единственный критерий, которому отвечает экономика Поднебесной, – отсутствие нерыночных форм платежей, таких как бартер, например. С момента вступления в ВТО КНР сделала определенные шаги на пути соответствия трем другим критериям: конкурсному праву, защите интеллектуальной собственности и защите права собственности. И совсем не значительно изменилась ситуация с вмешательством государства в регулирование уровня цен.

Но поскольку единогласного мнения в ЕС по данному вопросу так и не достигнуто, китайская экономика, скорее всего, получит статус рыночной. В этой связи дискуссии в Евросовете переключились с вопроса о присвоении данного статуса на вопрос о защите европейского рынка. То есть формальное присвоение рыночного статуса определенно не будет означать «зелёный свет» для всей дешевой китайской продукции. Введение таможенных пошлин будет затрудненно после присвоения данного статуса, поэтому в ЕС сейчас обсуждаются серьезные меры против китайского экспорта вплоть до пересмотра торгового законодательства ВТО. США также допускает возможность признания рыночного статуса Китая, но в то же время проявляет тенденции к повышению тарифов на китайский экспорт.

Но, несмотря на все эти возможные действия со стороны ЕС и США, рыночный статус положительно скажется на экономической ситуации в Китае и его присвоение - одна из наиболее желанных политических целей Китая на данный момент. Анализируя политику стран ЕС и США, можно говорить о том, что статус рыночной экономики становиться своего рода формальностью и жестом вежливости по отношению к КНР. Так, немецкое издательство Der Spiegel отметило: «Китай уже пятнадцать лет состоит в ВТО. Не признавать китайскую экономику рыночной, не оскорбляя при этом пекинское правительство, больше невозможно» [1]. Присвоение рыночного статуса, безусловно, облегчит экспорт китайских товаров в Европу, которые будут освобождены от большинства пошлин, действующих на данный момент. Кроме того, налагать новые пошлины на китайский товар после получения им рыночного статуса станет гораздо сложнее, т.к. у стран Евросоюза и США будет меньше возможностей для манипуляций в процессе антидемпинговых разбирательств, и им придется искать новые способы для защиты своего рынка. Экономическая политика, проводимая китайским правительством, позволяет обеспечить низкую цену не только для экспортных товаров, но и для товаров на внутреннем рынке, поэтому обвинить Китай в демпинге после получения статуса будет не просто. Это, безусловно, создаст благоприятную почву для последующего экономического развития Китая.

 

Список литературы:
1. Айзятулова И. Китай придавит Европу рынком. // Газета.Ru: – [Электронный ресурс] – https://www.gazeta.ru/business/2016/10/20/10261493.shtml#page4.
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года. URL: http://wto.gost.ru/wps/portal/agreement (дата обращения: 15.01.2017).
3. Рыночный статус КНР отразится на европейских тарифах. / Брюссельское бюро Euronews – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.euronews.com/2016/10/19/china-eu-dumping-great-wall (дата обращения: 15.01.2017).
4. Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. СПб.: Питер, 2004. – 240 с.
5. Price Comparability in Determining Subsidies and Dumping // Protocol on the accession of the People’s Republic of China (Decision of 10 November 2001) Р. 9–10 – URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/APCITY/UNPAN002123.pdf.