Дискуссии в ВТО по вопросу присвоения Китаю статуса рыночной экономики
Секция: Политология
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Дискуссии в ВТО по вопросу присвоения Китаю статуса рыночной экономики
В декабре 2001 г. Китайская Народная Республика подписала соглашение о присоединении к Всемирной Торговой Организации. Один из пунктов соглашения гласит, что КНР будет рассматриваться, как страна с переходным, то есть не рыночным типом экономики в течение 15 лет с момента вступления в организацию. В течение данного периода члены ВТО имеют право принять решение, присвоить китайской экономике полноценный статус рыночной или нет [5, c. 9].
Для начала стоит пояснить, какие торговые преимущества даёт государству статус рыночной экономики. В первую очередь он учитывается в процессе антидемпинговых разбирательств. Под демпингом понимается явление, при котором товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже их нормальной стоимости. Искусственное занижение цены товара, производимое с целью получения конкурентных преимуществ, карается по уставу ВТО, если причиняет или может причинить материальный ущерб промышленности страны-импортера. При подозрении страны-экспортера в занижении цены проводится антидемпинговое расследование, в процессе которого сравнивается цена, по которой товар поступает на рынок, с так называемой нормальной ценой на данной товар. Причем, для государств с рыночной экономикой нормальной ценой считается средняя цена на этот товар на собственном внутреннем рынке. В случае если экономика страны-экспортера не рыночная, для расчета берется наивысшая средняя цена на аналогичный товар, предназначенный для экспорта, в любой третьей стране с рыночной системой торговли [2, c. 9].
Как правило, что при антидемпинговых разбирательствах в отношении стран-экспортеров с нерыночной экономикой их признают виновными в демпинге, а их товар облагают компенсационной пошлиной. По правилам ВТО существует возможность применения индивидуального режима для конкретных экспортеров в конкретных расследованиях. Такой подход позволяет многим членам ВТО начислять заградительные пошлины для Китая и вытеснять его продукцию с рынка. При этом Китай - абсолютный мировой лидер, в отношении которого используется такая защита. В ЕС из 73 ныне действующих антидемпинговых мер – 56 применяются в отношении импорта из Китая. Помимо ЕС, такую методику используют США, Канада, Индия, Мексика, Турция и другие.
Проблема присвоения КНР статуса рыночной экономики является актуальным на данный момент, т.к. в декабре 2016 г. завершается пятнадцатилетний переходный период, после которого этот статус должен быть автоматически присвоен Китаю, если странами ВТО не будет принято иное решение. В связи с этим данная проблема активно обсуждается Советом ЕС, но единого мнения по данному вопросу достигнуть не удаётся. Германия, Великобритания и другие крупные страны-экспортеры выступают за присвоение Китаю желаемого статуса, так как боятся потерять крупный рынок сбыта. К тому же экономическое развитие КНР является современным двигателем развития мировой экономики, и многие страны признают необходимость сотрудничества с Китаем в условиях серьезного экономического спада по всему миру. Однако Испания, Италия, Португалия и страны Восточной Европы придерживаются противоположного мнения: они считают, что цены дальневосточных производителей неприемлемы и угрожают существованию целых промышленных отраслей в Европе. Рыночный статус Китая сделает затруднительным обложение китайских товаров пошлинами и обеспечит их свободный приток в Европу. Против этого активнее всего выступают представители европейской металлургической промышленности, для которых приток дешевой китайской стали на европейский рынок означает потери огромного числа рабочих мест [3]. Многие члены Евросоюза и США отмечают, что китайская экономика не соответствует критериям рыночной по ряду причин, основными из которых является применение нетарифных мер регулирования экономики, таких как лицензирование и квотирование, и субсидирование промышленных отраслей государством. Отмечается, что достигать таких низких цен для китайских экспортных товаров удаётся именно из-за государственной поддержки и субсидий.
Китай, безусловно заинтересован в получении рыночного статуса, и в последний год Пекин заметно активизировал кампанию за автоматическое присвоение Китаю статуса рыночной экономики в декабре. На одной из встреч, состоявшейся в 2016 году, европейские и китайские лидеры договорились создать рабочую группу для отслеживания цен и государственных субсидий, предоставляемых сталеварам в Китае. Рынки ЕС и США являются приоритетными и наиболее выгодными рынками сбыта китайского экспорта. Получение рыночного статуса позволит значительно увеличить доходы КНР от экспорта и расширить присутствие на своём рынке зарубежных инвестиций. Это даст еще один толчок развитию и без того преуспевающей китайской экономики.
Китайское правительство еще на этапе перехода к рынку отмечало, что многие черты китайской модели экономики входят в противоречие с рыночными, однако они направлены на развитие страны, что принесло определенный успех. И действительно, объективно оценивая китайскую экономическую модель, нельзя отнести ее к традиционной рыночной модели, которой придерживается большинство стран ВТО. Всего для получения статуса рыночной экономики от Евросоюза необходимо соответствовать пяти основным критериям. Единственный критерий, которому отвечает экономика Поднебесной, – отсутствие нерыночных форм платежей, таких как бартер, например. С момента вступления в ВТО КНР сделала определенные шаги на пути соответствия трем другим критериям: конкурсному праву, защите интеллектуальной собственности и защите права собственности. И совсем не значительно изменилась ситуация с вмешательством государства в регулирование уровня цен.
Но поскольку единогласного мнения в ЕС по данному вопросу так и не достигнуто, китайская экономика, скорее всего, получит статус рыночной. В этой связи дискуссии в Евросовете переключились с вопроса о присвоении данного статуса на вопрос о защите европейского рынка. То есть формальное присвоение рыночного статуса определенно не будет означать «зелёный свет» для всей дешевой китайской продукции. Введение таможенных пошлин будет затрудненно после присвоения данного статуса, поэтому в ЕС сейчас обсуждаются серьезные меры против китайского экспорта вплоть до пересмотра торгового законодательства ВТО. США также допускает возможность признания рыночного статуса Китая, но в то же время проявляет тенденции к повышению тарифов на китайский экспорт.
Но, несмотря на все эти возможные действия со стороны ЕС и США, рыночный статус положительно скажется на экономической ситуации в Китае и его присвоение - одна из наиболее желанных политических целей Китая на данный момент. Анализируя политику стран ЕС и США, можно говорить о том, что статус рыночной экономики становиться своего рода формальностью и жестом вежливости по отношению к КНР. Так, немецкое издательство Der Spiegel отметило: «Китай уже пятнадцать лет состоит в ВТО. Не признавать китайскую экономику рыночной, не оскорбляя при этом пекинское правительство, больше невозможно» [1]. Присвоение рыночного статуса, безусловно, облегчит экспорт китайских товаров в Европу, которые будут освобождены от большинства пошлин, действующих на данный момент. Кроме того, налагать новые пошлины на китайский товар после получения им рыночного статуса станет гораздо сложнее, т.к. у стран Евросоюза и США будет меньше возможностей для манипуляций в процессе антидемпинговых разбирательств, и им придется искать новые способы для защиты своего рынка. Экономическая политика, проводимая китайским правительством, позволяет обеспечить низкую цену не только для экспортных товаров, но и для товаров на внутреннем рынке, поэтому обвинить Китай в демпинге после получения статуса будет не просто. Это, безусловно, создаст благоприятную почву для последующего экономического развития Китая.