Трансграничное сотрудничество в Национальных стратегиях устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 и 2030 годов
Секция: Политология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Трансграничное сотрудничество в Национальных стратегиях устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 и 2030 годов
В условиях социально-экономической и политической нестабильности в мире вопросы улучшения взаимоотношений между близлежащими странами и развития интеграционных процессов выходят на первый план. На фоне повсеместного распространения глобализационных процессов, исследователи в различных частях света одновременно с этим отмечают возникновение и усиление региональной локализации: с одной стороны, все больше усиливается взаимозависимость и взаимосвязанность стран во всех сферах общества, а с другой – происходит усиление роли и значения регионов в общественном развитии. Ещё несколько десятилетий назад участие субъектов (регионов) государств в международных связях было явлением редким.
Формат регионального и трансграничного сотрудничества активно используется для решения вопросов в области политики, экономики, культуры, науки, спорта, туризма, экологии, безопасности и в других не менее актуальных областях в рамках европейских, евразийских и постсоветских межгосударственных образований, региональных и субрегиональных организаций. Непосредственно трансграничное сотрудничество представляет собой форму мирохозяйственной интеграции пограничных территорий государств, и реализуется, в том или ином виде, всеми европейскими государствами, в том числе и Республикой Беларусь [1, c. 146].
Республика Беларусь была одним из первых государств в мире, кто приступил к разработке и осуществлению Национальной стратегии устойчивого развития. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 20 марта 1996 г №197 в целях обеспечения эффективного участия Республики в решении вопросов устойчивого социально-экономического и экологического развития была реализована подготовка проекта Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР), и уже в 1997 г. была представлена на обзор широкой общественности. Структура НСУР-97 была разработана в соответствии с приоритетами, обозначенными в «Повестке дня на XXI век», и методическими рекомендациями Конференции в Рио [4].
Следующим этапом была разработка Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020), утвержденной Правительством Республики Беларусь в 2004 году. В НСУР-2020 главное внимание было уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек-окружающая среда-экономика» [2].
Последний вариант Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года был одобрен Правительством Республики Беларусь в 2015 г. Структура и содержание НСУР-2030 основаны на принципе преемственности задач и приоритетов, определенных в программных документах ООН и ПРООН, НСУР-2020, Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года и иных программных документах на средне- и долгосрочную перспективы, а также принятых критериев экономической безопасности страны [3].
Практика реализации деятельности трансграничного сотрудничества и устойчивого развития в своём конечно результате имеют много общих моментов. В Национальной стратегии целый раздел отведён под стратегию развития регионов, главной же целью трансграничного сотрудничества является развитие приграничных регионов, и так как размер региона никак в настоящее время в законодательстве не определён, то имеет смысл говорить о такой взаимосвязи. Трансграничное сотрудничество реализуется посредством налаживания контактов между пограничными регионами смежных государств и совместной деятельности в сфере экономики, туризм, развития производств и инфраструктуры, охраны окружающей среды и в некоторых других. Следовательно, можно говорить не только о развитии регионов, но и других направлений, указанных в НСУР.
Ввиду двойственности законодательного определения международного сотрудничества регионов в белорусском законодательстве в виде «приграничного» (при разговоре о сотрудничестве со странами СНГ) и «трансграничного» (в том моменте, когда речь идёт о сотрудничестве со странами членами ЕС) сотрудничества имеет смысл проводить анализ НСУР на предмет упоминания обоих терминов.
При анализе текстов НСУР-2020 и НСУР-2030 можно заметить упоминание как приграничного, так и трансграничного сотрудничества, чего, кстати, нет в НСУР-2010. В НСУР-2020 прилагательное «приграничный» встречается 6 раз: 1 раз в контексте приграничного контроля транспорта, 2 раза в контексте развития проблемных регионов и ликвидация последствий ЧАЭС, 2 раза во фрагменте о развитии форм приграничного сотрудничества с Брянской областью Российской Федерации и Черниговской областью Украины, и 1 раз в разговоре о развитии международного сотрудничества в рамках еврорегионов. Прилагательное «трансграничный» в этом же документе встречается немного чаще, всего 23 раза, но это обусловлено названиями некоторых международных конвенций, в составе которых есть слово «трансграничный». Здесь же в контексте экологической безопасности и охраны окружающей среды данное прилагательное встречается 19 раз, в разделе денежно-кредитной политики 1 раз, и в контексте развития трансграничного сотрудничества 3 раза [3].
В Национальной стратегии устойчивого развития до 2030 года также встречаются прилагательные «приграничный» и «трансграничный», правда немного реже, нежели в НСУР-2020. Понятие «приграничный в тексте документа встречает 5 раз: 1 раз в значении приграничного контроля, 1 раз в контексте промышленного производства, 2 раза в разделе о торговле, и 1 раз в отрывке о региональном развитии в контексте ЕАЭС. Прилагательное «трансграничный» на этот раз встречается только 11 раз: 3 раза в контексте экологической безопасности, 3 раза в контексте реализации трансграничного сотрудничества, 2 раза в фрагментах о реализации трансграничного сотрудничества в рамках ЕАЭС, и 1 раз в тексте о трансграничной региональной политике. При анализе контекста употребления прилагательных «приграничный» и «трансграничный» в текстах НСУР-2020 и НСУР-2030 стоит отметить схожесть в ситуациях употребления с поправкой на изменения внешнеполитическом курсе государства [2].
Сравнивая два программно-целевых документа – НСУР-2020, изданный в 2004 г., и НСУР-2030 2017 года, можно отметить закрепление в стратегиях тех значимых политических событий, которые произошли незадолго до издания данных документов. Примером тому служит фрагмент текста из НСУР-2020, в котором идёт речь о развитии форм приграничного сотрудничества с Украиной и Россией, когда в 2003 г. с пограничными областями которых был образован совместный еврорегион «Днепр». Да и в целом, в НСУР-2020 4 раза упоминается термин «еврорегион» в отношении не только вышеназванного, но и в направлении совместных еврорегионов со странами ЕС, в отличии от НСУР-2030, где подобные упоминания просто отсутствуют, что в какой-то степени отражает переориентацию государства в сторону усиления отношений, в первую очередь, со странами ЕАЭС, о чём и свидетельствует остальной текст.
В соотношении с объёмом текстов Национальных стратегий и частотой употребления в них прилагательного «трансграничный» в НСУР-2030 в сравнении с НСУР-2020 снизилась на 27%. Это является результатом меньшего упоминания международных конвенций и пунктов в тексте документа по обеспечению экологической безопасности (19 упоминаний до 3). Реализация экологической безопасности и охраны окружающей среды в НСУР-2030 в меньшей степени соотносится с деятельностью в рамках трансграничного сотрудничества. В свою очередь, в соотношении с объёмом текстов и присутствие в них слова «приграничный», его упоминание в НСУР-2030, по сравнению с НСУР-2020, выросло на 36%, что является результатом акцентирование внимания на деятельности в рамках ЕАЭС, в международных соглашениях которой форма международного сотрудничества регионов обозначается как «приграничное сотрудничество. Такие данные могут также свидетельствовать о первоочередной ориентации на сотрудничество со странами Востока, нежели с государствами Запада в соответствии с контекстом и количеством упоминаний слов «приграничный» и «трансграничный» в текстах НСУР-2020 и НСУР-2030.
Таким образом, программные документы, регламентирующие реализацию устойчивого развития в Республике Беларусь – НСУР-2020 и НСУР-2030 содержат в себе упоминания трансграничного и приграничного сотрудничества, однако не рассматривают его в качестве значительного аспекта развития регионов, при этом изменение частоты и количества прилагательных упоминаний в НСУР-2020 и НСУР-2030 прекрасно отражает динамику внешнеполитических взаимоотношений Республики Беларусь с соседними государствами и вторит тезису о том, что трансграничное сотрудничество является частью внешней политики государства.