Статья:

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ В КАЗАХСТАНЕ

Конференция: CCC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Чайка Д.Х., Абдирова А.А., Бадамбай Н.Ж. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ В КАЗАХСТАНЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(300). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(300).pdf (дата обращения: 17.07.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ В КАЗАХСТАНЕ

Чайка Диана Хаджиевна
студент, Карагандинский университет им. Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда
Абдирова Амина Амрекызы
студент, Карагандинский университет им. Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда
Бадамбай Назерке Жангаликызы
студент, Карагандинский университет им. Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда
Инджиголян Анжела Алвановна
научный руководитель, канд. социол. наук, ассистент профессора, Карагандинский университет им. Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда

 

Информационные технологии — один из главных факторов глобальных изменений, трансформирующий все сферы жизни общества. В Казахстане развитие информационных технологий стало приоритетным направлением, о чем свидетельствует принятие Концепции технологического развития цифровых технологий на 2024–2029 годы и создание профильного комитета. Эти шаги отражают стремление Казахстана интегрировать информационных технологий в экономику и социальную сферу. 

Молодежь, как наиболее восприимчивая к инновациям и информационным технологиям группа, играет ключевую роль в этом процессе. Изучение ее отношения к информационным технологиям, а также оценка возможных преимуществ и рисков взаимодействия с технологиями крайне важны для разработки эффективной политики и образовательных программ. 

Цифровая эпоха формирует новый тип личности — «Homo Digitalis», чье мировоззрение и поведение меняются под влиянием постоянного взаимодействия с информационными технологиями. Это порождает новые вызовы: рост интернет-зависимости, снижение социальных навыков и повышение тревожности. 

Целью исследования было выяснить отношение казахстанской молодежи к информационным технологиям и определить перспективные направления для улучшения взаимодействия с технологиями. Гипотеза заключалась в том, что молодежь — самая активная и открытая к инновациям группа, активно использующая информационные технологии в повседневной жизни. 

Для проверки гипотезы был проведен онлайн-опрос, организованный Alvin Market совместно с Казахстанской Ассоциацией Профессиональных Исследователей Общественного Мнения и Рынка (КАПИОР). В опросе участвовали жители Казахстана в возрасте от 14 до 60 лет из 20 городов с населением свыше 200 тысяч человек. Респонденты могли отвечать на русском или казахском языке, что обеспечило репрезентативность данных. 

По результатам исследования были выделены ключевые результаты и выводы, разработаны рекомендации: 

1. Уровень использования и осведомленности 

- Молодежь активнее применяет информационные технологии по сравнению со старшими поколениями. 

- Однако общая осведомленность остается достаточно низкой: лишь 7% русскоязычных и 11% казахоязычных респондентов хорошо знакомы с информационными технологиями, тогда как 62% имеют о нем лишь поверхностное представление. 

2. Восприятие информационных технологий 

- Среди тех, кто знаком с технологией, 43% считают информационные технологии полезным инструментов для досуга, саморазвития. 

- Наиболее позитивное отношение наблюдается у возрастной группы 14–24 года.

3. Сферы применения информационных технологий: 

- Основные направления использования: 

- Создание и редактирование текстов (64%) 

- Работа и учеба (41%) 

- Поиск информационных технологий (38%) 

- Генерация изображений (34%) 

4. Потребность в обучении информационным технологиям: 

- 72% опрошенных хотели бы пройти курсы по информационным технологиям для общего развития или профессионального роста. 

- Наибольший интерес проявили респонденты 25–44 лет. 

- Только 16% не заинтересованы в изучении информационных технологий.

Парадоксы восприятия информационных технологий среди молодежи 

Исследование выявило противоречивое отношение к информационным технологиям: 

- С одной стороны, молодежь видит в нем перспективный инструмент и активно применяет в учебе и работе. 

- С другой — глубокого понимания природы информационных технологий нет: его польза и риски часто оцениваются на основе стереотипов (например, страх безработицы или образы из фантастики). 

Таким образом, информационные технологии воспринимается одновременно как «максимально полезный и максимально опасный», что указывает на необходимость более структурированного образования в этой сфере. 

Перспективы развития информационных технологий в Казахстане достаточно оптимистичны и позитивны.

Глобальные тренды показывают, что к 2030 году информационные технологии могут увеличить мировой ВВП на 14%. В Казахстане уже предпринимаются шаги для интеграции информационных технологий во все сферы жизни общества: 

- Создание инфраструктуры (суперкомпьютер, центры обработки данных, национальная платформа информационных технологий). 

- Образовательные программы: 17 вузов обучают более 2 тысяч студентов по 15 направлениям, связанным с информационными технологиями. 

- Развитие большой языковой модели (LLM) для казахского языка, что важно для сохранения культурного наследия. 

К 2029 году ожидается пятикратный рост продуктов на основе информационных технологий, что потребует подготовки квалифицированных кадров. Для этого планируется расширять экосистему National Center for AI и внедрять программы по подготовке специалистов. 

Риски и пути их минимизации информационных технологий. 

Несмотря на перспективы, внедрение информационных технологий сопряжено с рисками: 

- Этические и правовые вопросы (конфиденциальность данных, ответственность за решения информационных технологий). 

- Кибербезопасность (угрозы взломов и манипуляций). 

- Дефицит квалифицированных кадров. 

Для снижения этих рисков необходимы: 

- Просветительская работа среди населения. 

- Внедрение теоретико-прикладных курсов по информационным технологиям в вузах. 

- Популяризация знаний об информационных технологий в СМИ и образовательных программах. 

Вывод

Исследование показало, что казахстанская молодежь активно использует информационные технологии, но нуждается в более глубоком понимание информационных технологий его возможностей и рисков. Развитие образовательных программ и инфраструктуры позволит Казахстану эффективно интегрировать информационные технологии в экономику и социальную сферу, минимизируя потенциальные угрозы.

 

Список литературы:
1. Об утвержден Концепции развития информационных технологий на 2024 – 2029 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2024 года № 592 // https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2400000592
2. Как молодежь преодолевает разрыв в цифровых знаниях с помощью курса по информационным технологиям и правам человека // https://www.unesco.org/ru/articles/kak-molodezh-preodolevaet-razryv-v-cifrovykh-znaniyakh-s-pomoschyu-kursa-po-ii-i-pravam-cheloveka
3. Исследование: как казахстанцы относятся к искусственному интеллекту https://digitalbusiness.kz/2024-04-15/issledovanie-kak-kazahstantsi-otnosyatsya-k-iskusstvennomu-intellektu/