ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ В КАЗАХСТАНЕ
Конференция: CCC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Политология
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ В КАЗАХСТАНЕ
Информационные технологии — один из главных факторов глобальных изменений, трансформирующий все сферы жизни общества. В Казахстане развитие информационных технологий стало приоритетным направлением, о чем свидетельствует принятие Концепции технологического развития цифровых технологий на 2024–2029 годы и создание профильного комитета. Эти шаги отражают стремление Казахстана интегрировать информационных технологий в экономику и социальную сферу.
Молодежь, как наиболее восприимчивая к инновациям и информационным технологиям группа, играет ключевую роль в этом процессе. Изучение ее отношения к информационным технологиям, а также оценка возможных преимуществ и рисков взаимодействия с технологиями крайне важны для разработки эффективной политики и образовательных программ.
Цифровая эпоха формирует новый тип личности — «Homo Digitalis», чье мировоззрение и поведение меняются под влиянием постоянного взаимодействия с информационными технологиями. Это порождает новые вызовы: рост интернет-зависимости, снижение социальных навыков и повышение тревожности.
Целью исследования было выяснить отношение казахстанской молодежи к информационным технологиям и определить перспективные направления для улучшения взаимодействия с технологиями. Гипотеза заключалась в том, что молодежь — самая активная и открытая к инновациям группа, активно использующая информационные технологии в повседневной жизни.
Для проверки гипотезы был проведен онлайн-опрос, организованный Alvin Market совместно с Казахстанской Ассоциацией Профессиональных Исследователей Общественного Мнения и Рынка (КАПИОР). В опросе участвовали жители Казахстана в возрасте от 14 до 60 лет из 20 городов с населением свыше 200 тысяч человек. Респонденты могли отвечать на русском или казахском языке, что обеспечило репрезентативность данных.
По результатам исследования были выделены ключевые результаты и выводы, разработаны рекомендации:
1. Уровень использования и осведомленности
- Молодежь активнее применяет информационные технологии по сравнению со старшими поколениями.
- Однако общая осведомленность остается достаточно низкой: лишь 7% русскоязычных и 11% казахоязычных респондентов хорошо знакомы с информационными технологиями, тогда как 62% имеют о нем лишь поверхностное представление.
2. Восприятие информационных технологий
- Среди тех, кто знаком с технологией, 43% считают информационные технологии полезным инструментов для досуга, саморазвития.
- Наиболее позитивное отношение наблюдается у возрастной группы 14–24 года.
3. Сферы применения информационных технологий:
- Основные направления использования:
- Создание и редактирование текстов (64%)
- Работа и учеба (41%)
- Поиск информационных технологий (38%)
- Генерация изображений (34%)
4. Потребность в обучении информационным технологиям:
- 72% опрошенных хотели бы пройти курсы по информационным технологиям для общего развития или профессионального роста.
- Наибольший интерес проявили респонденты 25–44 лет.
- Только 16% не заинтересованы в изучении информационных технологий.
Парадоксы восприятия информационных технологий среди молодежи
Исследование выявило противоречивое отношение к информационным технологиям:
- С одной стороны, молодежь видит в нем перспективный инструмент и активно применяет в учебе и работе.
- С другой — глубокого понимания природы информационных технологий нет: его польза и риски часто оцениваются на основе стереотипов (например, страх безработицы или образы из фантастики).
Таким образом, информационные технологии воспринимается одновременно как «максимально полезный и максимально опасный», что указывает на необходимость более структурированного образования в этой сфере.
Перспективы развития информационных технологий в Казахстане достаточно оптимистичны и позитивны.
Глобальные тренды показывают, что к 2030 году информационные технологии могут увеличить мировой ВВП на 14%. В Казахстане уже предпринимаются шаги для интеграции информационных технологий во все сферы жизни общества:
- Создание инфраструктуры (суперкомпьютер, центры обработки данных, национальная платформа информационных технологий).
- Образовательные программы: 17 вузов обучают более 2 тысяч студентов по 15 направлениям, связанным с информационными технологиями.
- Развитие большой языковой модели (LLM) для казахского языка, что важно для сохранения культурного наследия.
К 2029 году ожидается пятикратный рост продуктов на основе информационных технологий, что потребует подготовки квалифицированных кадров. Для этого планируется расширять экосистему National Center for AI и внедрять программы по подготовке специалистов.
Риски и пути их минимизации информационных технологий.
Несмотря на перспективы, внедрение информационных технологий сопряжено с рисками:
- Этические и правовые вопросы (конфиденциальность данных, ответственность за решения информационных технологий).
- Кибербезопасность (угрозы взломов и манипуляций).
- Дефицит квалифицированных кадров.
Для снижения этих рисков необходимы:
- Просветительская работа среди населения.
- Внедрение теоретико-прикладных курсов по информационным технологиям в вузах.
- Популяризация знаний об информационных технологий в СМИ и образовательных программах.
Вывод
Исследование показало, что казахстанская молодежь активно использует информационные технологии, но нуждается в более глубоком понимание информационных технологий его возможностей и рисков. Развитие образовательных программ и инфраструктуры позволит Казахстану эффективно интегрировать информационные технологии в экономику и социальную сферу, минимизируя потенциальные угрозы.
