Статья:

Нормативно-правовое регулирование государственного земельного надзора и его несовершенства

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)

Рубрика: Науки о Земле

Выходные данные
Платонова В.А., Ширина Н.В. Нормативно-правовое регулирование государственного земельного надзора и его несовершенства // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 21(72). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/72/53937 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Нормативно-правовое регулирование государственного земельного надзора и его несовершенства

Платонова Виктория Артуровна
студент, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, РФ, г. Белгород
Ширина Наталья Владимировна
доцент, канд. техн. наук, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, РФ, г. Белгород

 

Статья 9 Конституции РФ гласит:

  • Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [1]
  • Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности [1].

Таким образом, земля является одним из основных ресурсов, и вне зависимости от того, в чьей собственности она находится, государство должно обеспечивать контроль над тем, как используют ее собственники, для того, чтобы не нарушить экологические системы, способность земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также быть основой осуществления хозяйственной или иных видов деятельности [2].

Целями охраны земель, исходя из ст.12 ЗК РФ [2] являются:

  • предотвращение и ликвидация загрязнения
  • истощения
  • деградации
  • порчи
  • уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы,
  • обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Охрана земель регулируется ст. 13 ЗК РФ [3], и представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Для регулирования использования земель и предотвращения их нарушений производится государственный земельный надзор (ГЗН)[4].

Ст. 71 ЗК РФ [4] Под государственным земельным надзором понимает деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями , гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.»

ГЗН осуществляется правительством РФ, а также федеральными органами исполнительной власти [4].

Должностные лица органов ГЗН имеют право [4]:

  • проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;
  • запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
  • беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов, и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора;
  • осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;
  • выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
  • обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;
  • осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;
  • привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;
  • направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства;
  • осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление ГЗН, должно иметь служебное удостоверение [4].

ГЗН осуществляется:

  • Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Росреестр),
  • Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  • Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами [7].

К полномочиям Росреестра относятся:

а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;

б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

в) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

г) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;

д) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

е) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

ж) утратил силу

з) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Самовольное занятие и использование земельных участков, нарушение их целевого назначения, а также правопередачи ведет к налоговым потерям государства и угрозе здоровью и жизни правообладателей смежных участков.

К сожалению государственные инспекторы сталкиваются со множеством трудностей в проведении проверок, в связи с несовершенством нормативно-правовой базы и ее противоречий, таких как например: возможность производить внеплановые проверки по ст 71 ЗК РФ, но не чаще чем раз в три года в связи с федеральным законом о защите прав юридических лиц.

Из-за данных несостыковок отсутствует должный механизм планирования, и, на текущий момент, проверка соблюдения законодательства может быть запланирована в основном, при наличии жалоб.

Предметом проверок является соблюдение требований земельного законодательства правообладателями к объектам земельных отношений. За нарушение земельного законодательства предусматривается материальная, административная, уголовная и дисциплинарная ответственность [5].

В основном, за неисполнение законодательства, виновники отделываются штрафом, который не несет существенных потерь, для «кошелька»

 По факту проверки уполномоченным лицом составляется акт проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пункт 9 статьи 71 ЗК РФ гласит, что в случае неисполнения предписаний в установленный срок, орган ГЗН, выдавший данное предписание должен проинформировать виновное лицо о неисполнении такого предписания, приложив соответствующие документы.

Решения и действия или бездействие уполномоченных лиц органов ГЗН, осуществляющих плановые и внеплановые проверки могут быть обжалованы в административном или судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. [6]

 Хотелось бы отметить, что часто данные предписания оспариваются в суде ввиду нарушения процедуры или же сроков привлечения к ответственности, что говорит о невысокой квалификации специалистов.

Таким образом, регулирование ГЗН происходит путем основных нормативных правовых актов [6]:

  • Конституция РФ
  • ЗК РФ
  • ГК РФ
  • Положение о ГЗН

Исходя из проведенного анализа нормативно-правовых актов хотелось бы выделить следующие направления для исследований в этой области:

  1. Выработка соответствующего законодательства, не противоречащего другим нормативно-правовым актам
  2. Определение профессиональных компетенций и обязанностей лиц, уполномоченных на проведение ГЗН
  3. Изменение системы штрафов, для нарушителей земельного законодательства.

 

Список литературы:
1. Конституция РФ
2. ЗК РФ Статья 12. Цели охраны земель [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/5090dfd27d91e52c9c8d57901fb20e43f74e6d12/ 
3. ЗК РФ Статья 13. Содержание охраны земель: [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=313798&fld=134&dst=1159,0&rnd=0.7409423927040415#05414733535490939
4. ЗК РФ Статья 71. Государственный земельный надзор: [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/20124e24812aac9b53f0067c47916ab79ca837b3/
5. ЗК РФ Глава XIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ: [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/fa9469a48fbc3bacde249bb109fa35d1135f5311/#dst100608
6. Официальный сайт Росреестра : [Электронный ресурс]. URL: https://rosreestr.ru/site/ 
7. Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 (ред. от 08.05.2019) "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре": [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173212/6a1dc592fab321de8a71ce75faa97ec02575f54f/#dst100014