Статья:

Советское декоративно-прикладное искусство: аспекты художественности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Мирошниченко М.М. Советское декоративно-прикладное искусство: аспекты художественности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 21(72). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/72/54196 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Советское декоративно-прикладное искусство: аспекты художественности

Мирошниченко Мария Михайловна
магистрант Челябинского государственного института культуры, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. В статье рассматриваются, на примере агитационного текстиля и фарфора, аспекты художественности в советской символике.

 

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, агитфарфор, агиттекстиль, художественность, символ, эмблема, серп, молот.

 

Термин «художественность» выражает принадлежность творческой работы к какой-либо отрасли искусства, путем выявления, сочетания эстетических качеств произведения. Главным признаком художественности можно назвать воздействие на зрителя состоявшегося, законченного творческого замысла. В тесном взаимодействии с художественностью находятся вкус, чувство меры, творческий замысел, оригинальность. Соотношение формы и содержания художественного произведения, соответствующее нормам общества и общим требованиям, характеристикам искусства, характеризует понятие художественности, его становление в культурных системах [4].

Каждому историческому времени свойственны свои собственные, различные новые идеи и формы. Новации обусловлены развитием различных сфер человеческой деятельности, появлением технологий, в том числе – и сменой политических режимов, идеологий. Кардинальные перемены жизни общества отражаются в искусстве.

В новой ситуации времени, укладе жизни ставятся иные задачи для искусства, художественности. Так, с Октябрьской революцией 1917 г. возникает потребность в формировании особой идеологической системы. Задача заключалась в позитивном представлении символов, знаков, в том числе, и художественно-образных презентаций пришедших на смену прежним идей. Предстояло создать информативное пространство, символы и знаки в котором бы смогли бы успешно пропагандировать, разъяснять иные ценности, эффективно справляться с функцией агитации для нового государственного строя. С поставленными советской властью задачами успешно справилась возникшая символика советского государства, отличавшаяся своеобразной, специфической художественностью.

Рассмотрим основные графические элементы декоративно-прикладного искусства советского периода, их художественно-эстетическое своеобразие. Народность власти Советов, акцент на том, что власть принадлежит трудящимся – такова суть, идейное основание художественной символики. Серп и молот, как отражение мирного труда советских людей, союза рабочих и крестьян, – символы возникшего Советского государства. Порядок изображения советской символики был законодательным образом закреплен. Серп и молот – основные элементы советских государственных гербов и флагов, орденов и медалей, нагрудных знаков [2, с. 201].

В истории стран, культур и народов серп и молот использовались и не только в роли политической символики. Изображения молота имело место в мифологии, например, молот бога молний и грома Тора в скандинавских мифах [1, с. 78].

Сочетание серпа с молотом использовалось для обозначения разных ремесел, профессий (каменщиков, строителей, архитекторов, кузнецов, сапожников, шахтеров). В обществе с развитой промышленностью данный символ мог использоваться с различными дополнительными знаками для уточнения новых, возникших с новыми технологиями профессий.

Вторым элементом в гербовом символе СССР является серп, для обозначения крестьянства как класса. О том, что именно серп должен быть символом крестьянства, говорилось в правительственном сообщении о конкурсе на советский герб. Серп можно трактовать как символ урожая. Данный символ был использован в швейцарской геральдике, предполагая значение свободы крестьянского народа [3, с. 248].

Эффективным средством презентации новых символов стало советское декоративно-прикладное искусство. Использование художественной символики создавало возможности воздействия на общественное сознание [2, с. 112]. Возможности этого жанра изобразительного искусства успешно использовались в художественно-образном оформление советской идеологии, нового социалистического государства. Одним из таких «посредников», носителей советской пропаганды стал агитационный фарфор и текстиль.

История советского агитфарфора 20-х гг. XX в. сама по себе интересна, в том числе, и тем обстоятельством, что возникновение новых художественных форм происходило (порой самым непосредственным образом) на основе старых. Как известно, после революции 2017 г. Императорский фарфоровый завод был национализирован. На складах завода осталось большое количество белого, не расписанного фарфора. Данный материал нашел применение для пропаганды новых идейных устоев государства. Ценность и уникальность данных произведений декоративно-прикладного искусства оказалась также достаточно привлекательной и для коллекционеров. Каждый предмет расписывался вручную, поскольку было невозможным для того времени наладить массовый выпуск. Процесс росписи отличался трудоемкостью. Руководил процессом росписи художник С. В. Чехонин, имевший опыт работы в книжной и журналисткой графике. В итоге создавались шрифтовые композиции с лозунгами, дополненные иллюстрациями, которые не были тривиальны, передавали замысел государственной власти. В своей работе художник воспринимал лозунги не как текст, а как композицию, создавая за счет этого орнаментальный декор. Стилистически работы С. В. Чехонина перекликались со стилями арт-деко и супрематизма [4].

К другому виду агитационного искусства рассматриваемого периода относится агитационный текстиль. Агитационный текстиль, или агиттекстиль – направление орнаментации тканей, появившееся в Советской России в 20-е гг. XX века. Идейно-смысловая суть агитационного текстиля заключалась в яркой передаче идей и достижений советской власти, а именно – индустриализации, переменах в жизни людей, армии, коллективизации. Идейное содержание агитационного текстиля и фарфора схожи, их отличие заключается в масштабности иллюстраций, производственной составляющей, наличием (отсутствием) лозунгов.

Ткань выполняла функции пропаганды новой, советской действительности. Это стало уникальным явлением в художественном творчестве. В художественном оформлении ткани использовались старые приемы, в комбинации со смелым использованием современных тем советского времени. В этом отношении большая роль принадлежала ивановским мастерам конца 1920 -х – начала 1930-х гг. [5].

В заключение можно сделать вывод, что возникшая и начинавшая складываться система художественности советского периода выражалась в государственной символику, одновременно становясь пропагандой нового строя. Советское декоративно-прикладное искусство успешно выполняло миссию агитации, сохраняя при этом свою художественную ценность, значимость и для современных зрителей, ценителей художественного творчества (что наглядно демонстрируют выставки-ретроспективы последних лет).

 

Список литературы:
1. Брагина Л.И. Символы и знаки реальности в истории: учебное пособие / Л.И. Брагина. – М.: МГУКИ, 2003 – 173 с.
2. Лакиер, А. Б. История российской геральдики / А. Б. Лакиер. – Москва: Эксмо, 2006. – 398 c.
3. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре / А.А. Потебня. – М.: Лабиринт, 2000. – 480 с.
4. Старцева О. Е. Атрибуция советского фарфора первой половины ХХ века в музееведении // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). –2011. –№3. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/atributsiya-sovetskogo-farfora-pervoy-poloviny-hh-veka-v-muzeevedenii (дата обращения: 04.06.2019). 
5. Цаценко, Л.В. Советский агитационный текстиль в истории агрономии // Цаценко Л. В., Цаценко Н. А. Научный журнал КубГАУ. – 2015. №111. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskiy-agitatsionnyy-tekstil-v-istorii-agronomii (дата обращения: 17.01.2019).