Статья:

Научно-методическое обеспечение управления проектами развития образовательных организаций в условиях цифровой экономики

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Федорущенко Д.С. Научно-методическое обеспечение управления проектами развития образовательных организаций в условиях цифровой экономики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 21(72). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/72/54259 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Научно-методическое обеспечение управления проектами развития образовательных организаций в условиях цифровой экономики

Федорущенко Денис Сергеевич
студент Московского государственного областного университета, РФ, г. Москва

 

Методологической основой развития цифровой образовательной среды (ЦОС) субъектов Российской Федерации является, в частности, системно-средовой подход, в рамках которого ЦОС рассматривается одновременно и как условие, и как средство формирования и функционирования цифрового образовательного пространства. При таком подходе ЦОС рассматривается как среда, в которой формируются базовые знания, навыки, личностные качества обучающихся, включая достижения новых образовательных результатов, которые невозможно достичь без использования ЦОС.

В рамках современных теоретических воззрений на цифровую трансформацию современного образования для ее эффективности необходимо обеспечить:

  • развитие региональной инфраструктуры, обеспечивающей формирование и развитие цифровой образовательной среды (сетевая инфраструктура, информационные системы в управлении, информационные системы в обучении и воспитании, включая библиотеки цифровых образовательных ресурсов, центры коллективного доступа и т.д.);
  • формирование региональных практик использования цифровых образовательных ресурсов и цифровой образовательной среды (описание практик, проведение образовательной политики, направленной на формирование подобных практик, включая региональные смотры и конкурсы);
  • повышение квалификации работников образования, обеспечивающих в субъектах Российской Федерации реализацию проектов по формированию и развитию региональной цифровой образовательной среды.[4]

При этом, формирование и развитие цифровой образовательной среды определяется рядом факторов, включая нормативно-правовой, технологический, операционный и информационный.

В Комплексе мер для обеспечения системного синергетического эффекта рассматриваются следующие составляющие структуры ЦОС и их взаимное влияние:

  • совокупность цифровых образовательных технологий (платформ), обеспечивающих согласованное использование различных информационных технологий (возможность замены структурных элементов ЦОС в результате совершенствования технологий; свободное расширение ЦОС новыми технологиями, подключение новых систем, обмен данными между ними на различных уровнях, возможность интеграции цифровых платформ и технологий, совместимость и единство информационных систем и образовательных ресурсов; совершенствование управления сервисами; масштабирование сервисных возможностей платформ);
  • информационно-коммуникационная инфраструктура, обеспечивающая получение образования гражданами независимо от места жительства, с учетом их возможностей и потребностей (персонифицированное обучение с учетом возможностей и потребностей гражданина; взаимодействие всех участников образовательного процесса; объективная система оценивания результатов деятельности; сетевое взаимодействие);
  • электронный (цифровой) образовательный контент, обеспечивающий доступные лицензионные условия (содержание, соответствующее потребностям граждан; защита граждан от информационных угроз; качество образовательной информации).

При разработке Комплекса мер были учтены положительные результаты реализации региональных проектов по развитию цифровой образовательной среды, выявленные в ходе проведения комплексного анализа оценки состояния ЦОС и эффективности ее использования в субъектах РФ.

Оценка состояния региональной цифровой образовательной среды основана на следующих данных:

  • показатели текущего состояния ЦОС, полученные на основании он-лайн опроса образовательных организаций субъектов РФ;
  • описание реализованных практик развития ЦОС, полученное на основании данных от региональных органов управления образованием;
  • показатели уровня развития и состояния субъекта, на основании статистических данных.

Наиболее высоких результатов по уровню развития цифровой образовательной среды достигли 18 субъектов РФ: Белгородская область, Калужская область, Нижегородская область, Омская область, Орловская область, Республика Башкортостан, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Татарстан, Самарская область, Свердловская область, Томская область, Ульяновская область, Хабаровский край, Челябинская область, Ярославская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург. [6]

Содержательный анализ проектов по формированию ЦОС в данных субъектах позволил определить основные направления цифровизации региональных систем образования:

1. Формирование региональной нормативной правовой базы, направленной на регулирование вопросов по цифровизации образования:

- государственные программы развития образования и развития информационного общества в субъекте РФ, содержащие мероприятия, направленные на развитие ЦОС и подкреплённые финансированием;

- региональные планы информатизации и импортозамещения;

- региональные программы по информационной безопасности детей, по развитию дистанционного обучения, развитию дополнительного образования детей.

2. Реализация региональных проектов, направленных на формирование ЦОС.

3. Формирование и развитие ИКТ-инфраструктуры региональной системы образования (увеличение пропускной способности каналов связи сети «Интернет»; обновление и модернизация компьютерного и интерактивного оборудования; внедрение информационных систем на всех уровнях образования).

4. Реализация муниципальных проектов по цифровизации образовательных организаций.

5. Внедрение системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по направлению информатизации образования.

6. Внедрение модели информационно-методического сопровождения ЦОС на базе областной государственной организации. [5]

Комплекс мер является инструментом для планирования задач по формированию (развитию) ЦОС, обеспечивающий единую логику при реализации следующих мероприятий:

- проектирование архитектуры и определение функциональных возможностей;

- выбор технических и технологических решений для реализации целей и задач ЦОС;

- формирование инфраструктуры ЦОС, которая будет обеспечивать возможности модернизации образования на основе использования современных образовательных технологий в цифровой среде;

- модернизация образовательной и управленческой деятельности в цифровой среде при помощи инструментов цифровой среды;

- совершенствование нормативного правового, организационно-технического и организационно-методического обеспечения ЦОС;

- развитие кадрового потенциала системы образования для успешного решения образовательных задач в условиях цифровой экономики;

- разработка и реализация целевых образовательных инициатив, направленных на обновление содержания образования и образовательных технологий;

- формирование и совершенствование сетевого взаимодействия образовательных организаций, предприятий, научных и образовательных центров в цифровой среде;

- создание и развитие открытых цифровых образовательных ресурсов.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
2. Приказ Минобрнауки от 09.01.2014 №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
3. Антонов Г.Д. Управление инновации проектами российском организации: учебник / Г.Д. собой Антонов, О.П. свыше Иванова, В.М. Тумин. - М.: необходимых Инфра-М, свыше 2018. - 64 c.
4. Афонин А.М. Управление сдерживающие проектами / А.М. Афонин, Ю.Н. деятельность Царегородцев, С.А. внедрение Петрова. - М.: Форум, 2017. - 184 c.
5. Кунгуров Д. Россиян ждет цифровая экономика. Высокие технологии способны реанимировать слабую экономику. -Режим доступа: https://utro.ru/articles/2016/12/04/1307336.shtml.
6. Сагынбекова А.С. Цифровая экономика: понятие, перспективы, тенденции развития в России // Международный научно-технический журнал «Теория. Практика. Инновации». 2018. №2. С. 116-119.