Статья:

Право и мораль: аспекты их соотношения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(73)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Букалова Н.А. Право и мораль: аспекты их соотношения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 22(73). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/73/54955 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Право и мораль: аспекты их соотношения

Букалова Наталья Александровна
студент, Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России), РФ, г. Калуга

 

Вопрос соотношения (в том числе взаимодействия и взаимного влияния) такого социального регулятора как право с правилами морали волновал умы исследователей на протяжении всей истории развития человеческого общества. Известнейший немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804 гг.) считал, что нравственные веления отдельных индивидуумов привели к формированию правовых принципов, образовавших естественное право, а каждое правило нравственности должно соответствовать интересам общества [1, с. 82].

Стоит отметить, что в современном мире, в условиях глобального и кардинального изменения ценностных ориентиров проблема взаимовлияния права и морали стоит довольно остро, ввиду чего требует пристального внимания и изучения.

В целом, наличие норм морали и права указывает на то, что все человеческие общества различных исторических эпох и культур, стремятся к упорядочению своих социальных отношений при помощи тех или иных правил, к соблюдению которых должны стремиться все члены таких обществ.

Право и мораль различны по своей сущности, но при этом имеют ряд общих черт. Изучение и анализ общего и различного позволит выяснить степень их взаимного влияния друг на друга, а также роль, которую они играют в защите прав и свобод человека. Прежде всего, следует прояснить, в чем заключаются два рассматриваемых понятия в отдельности.

Многие считают, что мораль сформировалась ввиду объективной необходимости регулирования общественных отношений, выражающейся в согласовании и координации действий отдельных личностей, для сохранения целостности человеческого общества. Моральные нормы, по сути, представляют собой общепринятое отношение к различным поступкам, разделяющее все деяния на позитивные и негативные, в соответствии с такими критериями как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло» и т.п.

Так, моралью считается система господствующих в обществе правил и идеалов, чувств и представлений  о добре и зле, справедливости и иных подобных категориях. Мораль имеет неписанный характер, создается и поддерживается преимущественно общественным мнением, правила морали формируются и сохраняются в сознании людей, в их общепринятых представлениях и ценностных ориентациях, а также находят свое отражение в обычаях и традициях.

У морали есть своя структура, она состоит из следующих элементов.

  1. Моральная деятельность – тот аспект морали, что проявляется в поступках человека и гражданина. Так, Г.В. Ф.Гегель, считает, что совершая тот или иной нравственно положительный поступок, человек не может считаться добродетельным, и, напротив, будет признаваться таковым, если подобное поведение для него преобладает в большинстве случаев, состоит из ряда последовательных подобных поступков, характеризуемых моралью в качестве положительных [2, с. 26].
  2. Моральные отношения: в них человек, побуждаемый своими представлениями о морали и нравственности, о необходимости соблюдения тех или иных норм, вступает, совершая моральные или аморальные поступки.
  3. Моральное сознание включает в себя степень изучения, признания моральных норм, отношение индивида к их правильности и необходимости, моральную самооценку и моральное самосознание.

В современных государственно-организованных обществах основным и самым важным социальным регулятором общественных отношений является право. На данный момент, отсутствует какое-либо общепринятое определение права, и вряд ли вообще будет выработано когда-то.

Существует большое количество различных теорий происхождения права, в зависимости от содержания которых, последнему предписываются те или иные основные признаки. Так, В.С. Соловьев считает, что право представляет собой требование о реализации минимального добра, не допускающее совершение зла [3, с. 451]; кто-то, что это комплекс правил поведения, установленных, санкционированных и поддерживаемых государством; или возведенная в закон воля господствующего класса и т.д.

При этом право, безусловно, является социальным регулятором, существование которого невозможно вне категорий морали («добро», «зло», «справедливость», «совести», и т.д.). Когда право и мораль существуют во взаимодействии, без значительных противоречий или кардинальных отличий, можно говорить о высокой моральной ценности права и наличии культурного прогресса в обществе. Само по себе право, если проследить историю его становления, как бы «трансформируется» из морали в самостоятельный регулятор, постепенно обособляясь от последнего.

В вопросе соотношения права и морали можно выделить следующие аспекты: единство; различие; взаимодействие.

Единство заключается, прежде всего, в объекте регулирования: право и мораль призваны упорядочивать социальные отношения. В современном мире эти регуляторы выражают потребности и стремления большей части членов человеческого общества, содержат одинаковые критерии оценки поведения индивидуума, представляют собой одинаковые требования ко всем (принцип равноправия в морали – принцип равенства в праве).

Различие состоит в следующем. Прежде всего, следует учитывать, что, хотя, объект регулирования права и морали общий, он не всегда в точности совпадает, так как, существует ряд общественных отношений, неподконтрольный государству (дружба, любовные отношения и т.п.).

Также мораль формируется в ходе развития нравственных идеалов и сохраняется в сознании людей, поддерживается общественными мнением и оценкой. Право, как известно, устанавливается и санкционируется государством, исполнение правовых норм обеспечивается принудительной силой, для реализации которой создан специальный аппарат управления. Соблюдение норм нравственности зависит лишь от внутреннего убеждения человека, нормы права, в свою очередь, обязательны к исполнению всеми лицами, на которых распространяют свое действие, с момента вступления нормативного правового акта в силу. Ценность права во многом состоит в том, что оно в силу своего принудительного характера исключает субъективную позицию каждого участника и устанавливает одну единственно верную для всех субъектов [4, с. 8].

Наконец, регулирование отношений морали связано с понятиями: «добро», «зло», «справедливо», «несправедливо» и т.д., правовые отношения рассматриваются с позиции законности (незаконности) и правомерности (неправомерности).

Взаимодействие права и морали весьма сложный вопрос, имеющий ряд неразрешенных проблем. Прежде всего, следует отметить, что в правовом государстве, законы должны всегда и во всем опираться на здоровую мораль, чтобы стать не только справедливым регулятором общественных отношений, но и продолжать исполнять функцию нравственного воспитания человека и гражданина. Ненормативные акты государственных органов, только формально базирующиеся на норме закона, не могут до конца считаться справедливыми и в конечном итоге правильными для сохранения нормального психологического климата в обществе.

Кроме того, несмотря на описанные выше различия, стоит признать, что  большинство норм права соблюдается добровольно, так как в целом законодательство соответствует общим представлениям о морали. Не всякий безнравственный поступок незаконен, но всякий незаконный поступок, по сути, безнравственен, в соответствии с чем, последний, помимо неблагоприятных правовых последствий в виде установленной государством санкции, повлечет за собой моральное осуждение общества.

При этом одним из последствий неправильного взаимодействия права и морали может стать возникновение атмосферы неуважения к закону. Так, например, хотя нормы и принятые решения государственных органов могут быть нравственно верными, одобряемыми обществом, в условиях общей аморальности действий правоохранительных органов, у граждан, опирающихся на нормы морали, может возникнуть недоверие к праву. Если государство провозглашает прогрессивные принципы права, а на деле их не соблюдает, это может привести к формированию правового нигилизма, и иным формам негативного отношения к праву.

Например, в мае 2019 года в СМИ широко освещался конфликт жителей Екатеринбурга с представителями православной церкви по поводу строительства храма на месте сквера [5]. Жители считают, что сквер, это отличный «островок» природы в большом «бетонном» городе, представители церкви, руководствуясь «формальной буквой закона» получили необходимое разрешение на строительство, по итогам проведения публичного слушания, которое, по мнению защитников сквера, проводилось в ненадлежащем порядке.

Таким образом, из-за того, что формат подобных слушаний не понятен гражданам, а общее отношение к действиям чиновников у людей отрицательное с нравственной точки зрения, результатам проведенной процедуры большинство жителей не поверили. С точки зрения сохранения правопорядка конфликт был достаточно серьезным, многих протестантов (защитников сквера) привлекли к ответственности за нарушение норм административного законодательства.

При этом, 22 мая были опубликованы исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения [6], согласно которым, 74 % горожан считают, что выбор площадки для строительства храма на месте сквера, неудачный.

По состоянию на 09.06.2019 года ситуация со строительством храма до сих пор не разрешена, создана рабочая группа, ведутся переговоры между представителями обеих сторон с участием органов власти федерального и регионального уровней. Тем не менее, вне зависимости от правового исхода описанного случая, совершенно очевидно, что столкновение нормы права (не опирающейся на мораль и общественное мнение) с нравственными взглядами, господствующими в обществе, может привести к серьезному конфликту.

Таким образом, надо всегда помнить, что мораль и право находятся в тесной взаимосвязи, ввиду чего недопустимо формально подходить к решению тех или иных правовых вопросов, не опираясь при этом на общие правила морали и нравственности.

 

Список литературы:
1. Дябло В.К. Учение Канта о соотношении нравственности и права // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта.- Калининград, 1978.- Вып.З. – С.82-87.
2. Гегель Г.В.Ф.  Философия права. // Работы разных лет:  в 2 т. Т.1. – М., 1970. – 501 с.
3. Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. Т.1. Оправдание добра. М., 1988. – 892 с.
4. Мелешко Е.Д., Верховский Д.А. Мораль и право как социокультурные регуляции // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. №4 (12). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/moral-i-pravo-kak-sotsiokulturnye-regulyatsii (Дата обращения: 09.06.2019). 
5. Радио Свобода. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.svoboda.org/a/29989107.html (Дата обращения 09.06.2019).
6. Официальный сайт ВЦИОМ. Город и храм: опрос ВЦИОМ в Екатеринбурге [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9702 (Дата обращения 09.06.2019).