Статья:

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(166)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Сурдина Е.С. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 30(166). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/166/97374 (дата обращения: 22.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

Сурдина Евгения Сергеевна
студент, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово промышленный университет «Синергия», РФ, г. Москва
Харитонова Наталья Николаевна
научный руководитель, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово промышленный университет «Синергия», РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы сферы правового регулирования государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации. Автор считает, что область отечественной контрактной системы является основополагающим звеном в системе всего российского законодательства, которому необходимо своевременно подойти к устранению недочетов и восполнить недостающие моменты для усовершенствования контрактных правоотношений РФ. Для целесообразного и практичного обновления всех правовых норм необходимо создать такую первоначальную законодательную базу, от которой в будущем можно было отталкиваться, изменять ее и дополнять, придерживаясь не кардинального, а постепенного подхода.

 

Ключевые слова: правовое регулирование, контрактная система, заказчик, государственные и муниципальные закупки, контрактный управляющий, государственный контракт, бюджетные средства.

 

Государственные закупки играют важную роль в обеспечении поступательного развития как хозяйственного комплекса страны в целом, так и отдельно взятых ее регионов. Вместе с тем хозяйственная практика применения контрактной системы указывает на определенные недостатки, выявленные в процессе реализации государственных (муниципальных) закупок.

Государственные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - это конкурентная форма размещения заказов на покупку товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств по заранее указанным в документации условиям в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Можно смело утверждать, что государственные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд являются востребованной в современной экономико-правовой системе России конструкцией, что подтверждается неизменным ростом объемов финансирования в сфере обеспечения контрактной системы закупок.

Касаясь законодательства контрактной системы нашей страны в целом, считаю, что можно говорить о ее стремительном расширении и изменении. Прогнозируются кардинальные изменения процедуры государственного заказа (в том числе полный переход на электронную основу). Также, затрагивая принципы контрактной системы Российской Федерации, можно говорить об их «несовершенности» в плане прозрачности и публичности. В связи с этим на первый план ставится сопоставление принципа прозрачности и способа реализации государственного заказа у единственного поставщика, что в некоторой степени затрудняет данную процедуру определения поставщика в свете открытости. Отсутствие конкурсной основы по своей природе предполагает отрицание признаков публичности, массовости и многочисленности, на которые указывает Закон о контрактной системе.

Государственные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - это конкурентная форма размещения заказов на покупку товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств по заранее указанным в документации условиям в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Можно смело утверждать, что государственные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд являются востребованной в современной экономико-правовой системе России конструкцией, что подтверждается неизменным ростом объемов финансирования в сфере обеспечения контрактной системы закупок.

Первая проблема, на наш взгляд, заключается в том, что Закон о контрактной системе устанавливает единые требования проведения закупочной деятельности для заказчиков всех уровней (федерального, субъекта и муниципалитета), что является некорректным для реализации государственного заказа, так как у различных заказчиков различная ситуация и финансирование осуществляется в разные сроки. Следовательно, не всегда установленные жесткие рамки соблюдаются заказчиками, из-за чего возникают различные проблемы в виде появления третьих лиц, которые формально выигрывают в торгах и передают местным исполнителям уже готовые контракты, то есть происходит фальсификация документации государственного контракта. [2]

Вторая проблема отражает неполноту и несовершенство нормативно-правовой базы контрактной системы Российской Федерации. Участники государственного заказа в некоторых случаях собственноручно додумывают некоторые правила реализации закупок.

В настоящее время отсутствует специальный орган по разъяснению законодательства о контрактной системе, что, в свою очередь, является минусом для правопонимания ее сути и точности процедуры реализации государственного заказа. Министерство экономического развития такими полномочиями не обладает. В качестве примеров указанной проблемы следует привести отсутствие единообразия, сложность координации и ограниченность подходов к централизации закупок. В ряде случаев передача закупок уполномоченным органам (учреждениям) приводит к недоучету потребностей заказчиков, несоответствующему их требованиям качеству закупочной деятельности. При этом на федеральном уровне в настоящее время уполномоченные органы (учреждения) отсутствуют, несмотря на положительный мировой опыт таких решений.

Несмотря на бурное развитие контрактной системы РФ, в настоящее время отсутствует единая подготовка и аттестация кадров. В соответствии с российским законодательством о контрактной системе члены закупочной комиссии и контрактной службы в обязательном порядке должны пройти определенную подготовку и квалификацию. В связи с этим в настоящее время появилось множество организаций по повышению квалификации служащих в сфере контрактной системы, которые выдают необходимую документацию за бесценок. В результате этого участились случаи мошенничества и коррупции, принцип профессионализма тоже в некоторой степени утратил свое место в качестве основополагающего начала. [1]

Касаясь всех вышеизложенных проблем контрактной системы РФ, можно много говорить и об иных казусах правового регулирования, появляющихся по мере применения данных изучаемых закупочных процедур. Проблема правового регулирования отечественной контрактной системы является основополагающим звеном в системе всего российского законодательства, которому необходимо своевременно подойти к данным проблемам и восполнить недостающие моменты для усовершенствования контрактных правоотношений РФ.

В заключение отметим, что, несмотря на значительный ряд отрицательных моментов в данной сфере, также наблюдается и их устранение, и совершенствование контрактного законодательства в целом путем внесения законодателем различных новелл и нововведений. Думается, что в ближайшем будущем указанные проблемы будут устранены.

 

Список литературы:
1. Зюзгина К. А., Паулов П. А. Государственные закупки: современные проблемы // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №12. С. 493-497. 
http://www.bulletennauki.com/12-27 .
2. Балтутите И. В., Давудов Д. А. Современные проблемы в сфере контрактной системы государственных и муниципальных закупок // Legal Concept = Правовая парадигма. – 2019. – Т. 18, № 1. – С. 105–111.  https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2019.1.14
3. Иванова В. Плюсы и минусы нового «закона о госзакупках» / Сайт сетевого издания KO№KURE№T.RU. 2014. – [Электронный ресурс]: https://ko№kure№t.ru/article/12225. 
4. Нестерович Н. В. Прокьюремент. Принципы организации закупки продукции для государственных нужд // Конкурсные Торги. 2020. – № 9. –  С. 44–46.