Статья:

Психолингвистический аспект в медиации инклюзивного образовательного процесса

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(73)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Тимошенко А.В. Психолингвистический аспект в медиации инклюзивного образовательного процесса // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 22(73). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/73/54980 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психолингвистический аспект в медиации инклюзивного образовательного процесса

Тимошенко Анна Викторовна
студент, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский Городской Педагогический Университет», РФ, г. Москва

 

Аннотация. В связи с изменениями, происходящими в системе образования, с появлением инклюзии, ресурсных классов, классов работающих по адаптивной образовательной программе, появились и новые трудности, связанные с установлением бесконфликтной среды и формирование адекватных форм общения между родителями и администрацией образовательного учреждения. Зачастую, разрешение конфликтов ложиться на плечи штатного психолога, социального педагога или классного руководителя. И если в арсенале последних двух, отсутствуют специальные методические приемы, по разрешению конфликтной ситуации, то у психолога, присутствует возможность использования всех принципов медиации, с целью повышения эффективности работы в конфликтной среде. С появлением инклюзивного образования в России, конфликтные ситуации, могут носить как межличностный характер, так и ценностный или даже конфликт интересов. И для благоприятного разрешения конфликтной ситуации, какой бы характер она не носила, знание принципов медиации- является необходимым.

 

Ключевые слова: Медиация, образовательный процесс, дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ), конфликт, конфликтные ситуации.

 

В современных образовательных учреждений, за последние несколько лет, произошли значительные изменений. Большинство школ перешли на новые формы и методы работы. Причиной тому, ведение инклюзии и доступного образования, без границ для всех детей.

С 2017 года в массовых школах стали появляться ресурсные, инклюзивные и реализующие адаптивную программу, классы. Учителя и воспитатели образовательных учреждений прошли курсы подготовки и повышения квалификации, с целью повышения качества своей профессиональной деятельности и компетенций в профессиональной деятельности и особенно, в адрес учащихся детей с ОВЗ. Но внедрение инклюзии возможно только на основе принципов демократизации (толерантность) и при отсутствии дискриминации по любому признаку, именно к этой модели, в настоящий момент, и стремиться общество. Тема социализации стала актуальной для общества и страны в целом. Были разработаны нормативные акты и образовательные программы под нужды детей каждой категории. 

Все большее количество родителей изъявляют желание обучать своих детей в массовых школах, но образовательное учреждение не всегда готово к тому, чтобы предоставить все необходимые условия и подготовить учреждения под нужды таких учащихся. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии, которые нуждаются в создании специальных условий для получения образования. Специальные условия - это необходимые для детей с ОВЗ приспособления, технологии, способы, методы, программы, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.

На сегодняшний день можно отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья остается недостаточной и не может удовлетворить потребности, как семьи, так и государства. Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребенок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого, более перспективного направления – инклюзии. Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ОВЗ) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека, взаимопомощь, возможность учиться друг у друга, возможность помочь самим себе и людям в своем обществе. Но необходимо отметить, что с процессом включения таких детей в массовые образовательные учреждения связано много сложностей, в том числе, и с возникновением конфликтных ситуаций между родителями или законными представителями и администрацией образовательного учреждения. Отмечены случаи, когда подобные конфликты могли продолжительное время не находить решения и обе стороны не могли прийти к компромиссу.

И именно на этом этапе развития инклюзии в образовательном учреждение, возникла необходимость в появление третьей, незаинтересованной стороны, который сможет действовать исключительно из интересов ребенка с цель благоприятного разрешения конфликтной ситуации. Социальная медиация- относительно новое направление для нашей страны, но уже показавшее эффективность при использовании данных специалистов и приемов, при решение подобного рода вопросов. Целью которой является –повышение эффективности образовательного учреждения в работе и социализации детей с ОВЗ и возможность выстраивать диалог между родителями и администрацией образовательного учреждения с участием третьей стороны. 

Основная цель исследовательской работы состоит в том, чтобы разработать и апробировать комплексное исследование. Проверить эффективность реализации организационно-педагогических, медиативных условий с учетом показателей эффективного развития компонентов медиации.

 

Список литературы:
1. Баныкина, С. В. Педагогическая конфликтология: состояние,роблемы исследования и перспективы развития [Текст] /С. В. Баныкина // Современная конфликтология в контексте культуры мира. – М., 2001 –С. 442
2. Зинова, Е. Ю. Организация школьной службы примирения (методические рекомендации) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/activities-in-the-schoolpsychologist/164-raznye-meropriyatiya/1750-organ. – (Дата обращения: 10.04.2019).
3. Иванова, Е. Н. Современная медиация: Тенденции и проблемы [Текст] / Е. Н. Иванова // Конфликтология. – 2011 –Вып. 1 – С. 146–148.
4. Курочкина, И. А. Педагогическая конфликтология [Текст] : учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013 – 229 с.
5. Медиация в образовании : учебно-методическое пособие /М. А. Юферова, О. А. Коряковцева, Т.В. Бугайчук, А. И. Стрелова. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018 – 67 с.
6. Хазанова, М. А. Школа жизни ХХI века. Значение и возможности метода «Школьная медиация» в современной образовательной системе [Текст] / М. А. Хазанова // Медиация и право. – 2015 – № 4 (26). – С. 66–74.
7. Юферова М. А., Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В., Стрелова А. И.
8. Юферова, М. А., Бугайчук, Т. В., Коряковцева, О. А., Куликов, А. Ю. Настольная книга специалиста по урегулированию конфликтов в образовательной организации [Текст] / М. А. Юферова, Т. В. Бугайчук, О. А. Коряковцева, А. Ю. Куликов. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016 – 89 с.
9. Юферова, М. А., Чернецова, С. Б. К вопросу о профессиональной компетенции педагогов, участвующих в разрешении конфликтов в образовательном учреждении [Текст] / М. А. Юферова, С. Б. Чернецова // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации. Материалы восьмой всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) / под науч. ред. М. В. Новикова. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016 – С. 102–104.