Психолингвистический аспект в медиации инклюзивного образовательного процесса
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(73)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(73)
Психолингвистический аспект в медиации инклюзивного образовательного процесса
Аннотация. В связи с изменениями, происходящими в системе образования, с появлением инклюзии, ресурсных классов, классов работающих по адаптивной образовательной программе, появились и новые трудности, связанные с установлением бесконфликтной среды и формирование адекватных форм общения между родителями и администрацией образовательного учреждения. Зачастую, разрешение конфликтов ложиться на плечи штатного психолога, социального педагога или классного руководителя. И если в арсенале последних двух, отсутствуют специальные методические приемы, по разрешению конфликтной ситуации, то у психолога, присутствует возможность использования всех принципов медиации, с целью повышения эффективности работы в конфликтной среде. С появлением инклюзивного образования в России, конфликтные ситуации, могут носить как межличностный характер, так и ценностный или даже конфликт интересов. И для благоприятного разрешения конфликтной ситуации, какой бы характер она не носила, знание принципов медиации- является необходимым.
Ключевые слова: Медиация, образовательный процесс, дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ), конфликт, конфликтные ситуации.
В современных образовательных учреждений, за последние несколько лет, произошли значительные изменений. Большинство школ перешли на новые формы и методы работы. Причиной тому, ведение инклюзии и доступного образования, без границ для всех детей.
С 2017 года в массовых школах стали появляться ресурсные, инклюзивные и реализующие адаптивную программу, классы. Учителя и воспитатели образовательных учреждений прошли курсы подготовки и повышения квалификации, с целью повышения качества своей профессиональной деятельности и компетенций в профессиональной деятельности и особенно, в адрес учащихся детей с ОВЗ. Но внедрение инклюзии возможно только на основе принципов демократизации (толерантность) и при отсутствии дискриминации по любому признаку, именно к этой модели, в настоящий момент, и стремиться общество. Тема социализации стала актуальной для общества и страны в целом. Были разработаны нормативные акты и образовательные программы под нужды детей каждой категории.
Все большее количество родителей изъявляют желание обучать своих детей в массовых школах, но образовательное учреждение не всегда готово к тому, чтобы предоставить все необходимые условия и подготовить учреждения под нужды таких учащихся. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии, которые нуждаются в создании специальных условий для получения образования. Специальные условия - это необходимые для детей с ОВЗ приспособления, технологии, способы, методы, программы, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
На сегодняшний день можно отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья остается недостаточной и не может удовлетворить потребности, как семьи, так и государства. Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребенок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого, более перспективного направления – инклюзии. Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ОВЗ) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека, взаимопомощь, возможность учиться друг у друга, возможность помочь самим себе и людям в своем обществе. Но необходимо отметить, что с процессом включения таких детей в массовые образовательные учреждения связано много сложностей, в том числе, и с возникновением конфликтных ситуаций между родителями или законными представителями и администрацией образовательного учреждения. Отмечены случаи, когда подобные конфликты могли продолжительное время не находить решения и обе стороны не могли прийти к компромиссу.
И именно на этом этапе развития инклюзии в образовательном учреждение, возникла необходимость в появление третьей, незаинтересованной стороны, который сможет действовать исключительно из интересов ребенка с цель благоприятного разрешения конфликтной ситуации. Социальная медиация- относительно новое направление для нашей страны, но уже показавшее эффективность при использовании данных специалистов и приемов, при решение подобного рода вопросов. Целью которой является –повышение эффективности образовательного учреждения в работе и социализации детей с ОВЗ и возможность выстраивать диалог между родителями и администрацией образовательного учреждения с участием третьей стороны.
Основная цель исследовательской работы состоит в том, чтобы разработать и апробировать комплексное исследование. Проверить эффективность реализации организационно-педагогических, медиативных условий с учетом показателей эффективного развития компонентов медиации.