Статья:

Меры по разработке улучшения условия труда путевых рабочих в климатических условиях Средней Азии.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(73)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Исмоилов Б.И., Копытенкова О.И. Меры по разработке улучшения условия труда путевых рабочих в климатических условиях Средней Азии. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 22(73). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/73/55013 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Меры по разработке улучшения условия труда путевых рабочих в климатических условиях Средней Азии.

Исмоилов Ботир Исмоилович
магистрант, «Санкт-Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения Императора Александра I», РФ, г. Санкт-Петербург
Копытенкова Ольга Ивановна
д-р мед. наук, профессор кафедры «Техносферная и экологическая безопасность», «Санкт-Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения Императора Александра I», РФ, г. Санкт-Петербург

 

АННОТАЦИЯ

Предмет. Железная дорога считается один из наиважнейших звенев, оказывающий экономическое и политическое влияния для развития страны. Особенно стоит отметить страны, которые по географическому расположению не имеет выходана море и территория страны состоит из суши. Ярким примером является страны Средней Азии, которые охватывает одну треть суши земного шара.  При обеспечении бесперебойной и устойчивой работы железной дороги во многом зависит от рабочих непосредственно занимающиеся своей должностной деятельностьюна железных магистралях. Так как производственной зоной путевых рабочих является открытая среда, где невозможно избежать от вредно действующих на организм человека климатических факторов погоды, такие как: высокая и низкая температуравоздуха, мелко-образные песчаные ветры. На сегодняшний день разработаны ряд иностранных работ, литератур и меры по улучшению рабочей среды путевых рабочих. Но все анализы, следствия, раскрытия проблем и решения проблемы во многом разрабатываются исходя от местных условий и состояния исследуемой территории. В данной статье предлагаются меры по обеспечению условия труда путевых рабочих исходя от климатических условий Средней Азии.

Цель:разработка мероприятий, направленных на улучшения условий труда путевых рабочих в сложных климатических условиях на основе внедрения адекватных решений.

Методология.В процессе исследования и при разработке мероприятий для решения проблемы использовались литературы и нормативы Российской библиографии.

Практическая значимость: предложены режимы труда и отдыха  для путевых рабочих в  климатических условиях Средней Азии в зависимости от тяжести выполняемой работы.

 

Ключевые слова: путевые рабочие, работоспособность, Средняя Азия, условия труда, климат.

 

Слаженная и бесперебойная работа железнодорожного транспорта во многом напрямую зависит от путевых рабочих. В категорию путевых рабочих железнодорожного транспорта входят должностные лица, такие как монтеры пути, электромеханики, составители поездов, регулировщики скоростей движения вагонов и т.д.

Специфика и сложность при выполнении своих должностных работ путевых рабочихсостоит в том, что им предстоит выполнить работу при дефиците времени в не удобной для него рабочей позе в разных климатических условиях. Именно специфика деятельности путевых рабочихбыстро вызывает утомление, снижает работоспособность и одновременно ухудшается качество выполняемой работы.

За последние десять лет разработано большое количество средств индивидуальной защиты (СИЗ) для разных категорий рабочих железнодорожного транспорта. К сожалению, использование некоторых СИЗ вызывает ряд неудобств работникам пути при выполнении работы. К примеру, использование СИЗ органов дыхания вызывает неудобства при выполнении тяжелой физической работы. В таблице 1 представлены вредные факторы на рабочем месте путевых рабочих.[1]                                    

Таблица 1.

Вредные факторы на рабочем месте путевых рабочих

№ п/п

Наименование производ­ственного фактора

Норматив­ные значения ПДК, ПДУ

Фактиче­ское значе­ние

Класс условий труда

1

2

3

4

5

 

 

 

 

Общий класс условийтруда :

-на базе- 3.3

-на перегоне-3.2

1

Химические вещества, мг/м3:пары фенола

 

0,3

 

0,1±0,007

 

2

2

Аэрозоли преимущест­венно фиброгенного дей­ствия, мг/м

асбестосодержащая пыль (асбест до 10%)

(SiO2 более70%)  -

 

 

 

 

2,0

1,0

 

 

 

 

0,82 ±0,02

1,98 ±0,04

 

 

 

 

2

3,1

3

Аэрозоли преимущест­венно фиброгенного дей­ствия, мг/м

асбестосодержащая пыль (асбест до 10%)

(SiO2 более70%)  -

 

 

 

 

80

 

 

 

 

 

9б,0±0,7 79±0,7

 

 

 

 

3.2

2

4

Вибрация локальная (эк­вивалентно-корректиро­ванный уровень вибро­скорости, дБ):

-на базе ПМС

-на перегоне

 

 

 

 

112

 

 

 

 

120±0,5

108±0,5

 

 

 

 

3.3

2

 

 

 

5

Микроклимат (работа на открытом воздухе):

- холодный период года

- теплый период года

Зависит от климатической зоны

 

 

 

2-3.4

2-3.1

6

Освещенность (работа на открытом воздухе в светлое время суток)

 

 

2

7

Тяжесть трудового процесса

 

 

3.2 (общая оценка)

от 1 до 5 м :

- на базе ПМС

- на перегоне

 

до 25000

 

5350±4,0 8000±5,0

 

1

1

более 5 м :

- на базе ПМС

- на перегоне

 

до 46000

 

17080±4,67 20000±5,33

 

1

1

-Масса поднимаемого и перемещаемого груза в ручную, кг :

подъем и перемещение (разовое) тяжестей постоянно в течение смены:

- на базе ПМС

- на перегоне

 

 

до 15

 

 

 

 

 

 

1б±0,2

9±0,13

 

 

 

 

 

 

3.1

3.1

-Стереотипные рабочие движения, количество за смену :- при региональной нагрузке

- на базе ПМС

- на перегоне:

 

 

 

 

до 20000

 

 

 

 

3500±2,0 2000±1,3

 

 

 

 

1

1

-Статическая нагрузка, кгс (величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий) :

- с участием мышц корпуса и ног:

- на базе ПМС

- на перегоне:

 

 

 

 

 

 

до 100000

 

 

 

 

 

 

 

170000±2,7 150000±3,3

 

 

 

 

 

 

 

3.1

3.1

 

 

Для снижения усталости путевых рабочих, в зависимости от выполняемой работы при разных климатических условиях в первую очередь рассматриваются мероприятия рациональногосоставленная режима труда и отдыха. Для этого необходимо определить энерготраты в зависимости от орудийтруда предназначенных для выполнения работы, а также нормативы режимы труда и отдыха в разных климатических условиях. Определение уровня энерготрат при работе с использованием различных инструментов по отдельным  видами работ были разработаны в 1980 году сотрудниками отдела физиологии Всероссийской Научно-Исследовательской Института Железнодорожной Гигиены (ВНИИЖГ).[2] В таблице 2 представлены уровни энерготрат при работе с различными инструментамипутевых рабочих железнодорожного транспорта.[2] 

Согласно гигиенической классификации все виды работ делятся на категории:легкая   до 2,5 ккал/мин; средней тяжести - 2,6-4,1 ккал/мин; тяжелая - 4,2-6,0 ккал/мин; очень тяжелая - более 6,0 ккал/мин.

При расчете уровня энерготрат каждый вид работы был подразделен на четыре элемента по категориитяжести: легкая; средней тяжести; тяжелая;очень тяжелая. Далее рассчитывалась доля каждого элемента в процентах для конкретного вида работ.

Среднее значение уровня энерготрат, соответствующее различным категориям работ, умножалось на процент времени этого элемента в данном виде работ, делилось на 100 и в результате получалась доля энерготрат данного элемента. Далее суммировали доли всех элементов и получали общий уровень энерготрат при выполнении данного вида работ.

При проведении исследований сотрудниками (ВНИИЖГ) также учитывались переходы, переносы инструмента работниками пути для выполнения работ.[2]

Таблица 2.

Уровни энерготрат при работе с различными инструментами, ккал/мин (по данным Е.М.Ратнера и В.С.Викторова, 1980)[2]

№ п/п

Наименование инструмента

Вес, кг

Ккал/мин

1.

Кувалда

8

6,2

2.

Лом

10

6,3

3.

Молоток

3

3,9

4.

«Жим»

40

6,1

5.

Шаблон

1

2,4

6.

Переноска инструментов

75

7.

Перенос коротышей и шпал

 

9,2

8.

Гайковерт

12

5,1

9.

Лопата (цемент, песок, земля)

5

4,9

10.

Гаечный ключ малый

3

2,8

11.

Косьба косой

 

6,8-8,3

 

В таблице 3 представлено категорирование различных видов работ по тяжести.

Таблица 3.

Категорирование различных видов работ по тяжести, ккал/мин (по данным Е.М.Ратнера и В.С.Викторова, 1980)

№ п/п

 

Характер деятель­ности

Категория тяжести

Легкая

Средней тяжести

Тяжелая

Очень тяжелая

1.

Ходьба без инстру­мента

 

+

 

 

 

2.

Ходьба с инстру­ментом малого веса (до 8 кг)

 

 

+

 

 

3.

Ходьба с инстру­ментом большого веса(более 8 кг)

 

 

 

+

 

4.

Измерительные работы

 

+

 

 

 

5.

Уборка мусора

+

 

 

 

 

Средняя температура воздуха республик Средней Азиив июле изменяется по территории от 26°С на севере до 30°С на юге.Максимальные температуры достигают 47-49°С. Минимальная температура достигает –38°С (плато Устюрт).Средняя температура января снижается до –8°С на севере и до 0°С на юге. В связи тем, что путевые рабочие железнодорожного транспорта работают непосредственнона открытом воздухе, данные климатические факторы могут отрицательно по влиять на их трудоспособность и здоровье.

На сегодняшний день существуют ряд нормативов, определяющих величину времени перерыва на отдых при работе на открытом воздухе в теплый и холодный периоды года.[3,4,5]

Время, необходимое на отдых монтерам пути при выполнении работ различной тяжести в теплый период года представлено в таблице 4.

Время, необходимое на отдых и обогрев в холодный период года представлено в таблицах 5 и 6.

Таблица 4.

Необходимое время на отдых при выполнении путевыми рабочими работ различной тяжести в тёплый период года.

( время отдыха на час рабочего времени, мин.)

Температура наружного воздуха

Категория тяжести работ

Лёгкая

Средней тяжести Тяжёлая

Очень тяжёлая

Время, мин.

Выше 25

3

9

20

35

До 25

2

5

12

24

                                

Таблица 5.

Время отдыха и обогрева при выполнении работ различной тяжести в холодный период года при скорости ветра до 5 м/с

Температура наружного воздуха, °С

Категория тяжести

Лёгкая

Средней тяжести

        Тяжёлая

Очень тяжёлая

Время отдыха и обогрева на час рабочего времени

-5 -14

2 мин (отдых)

5 мин (отдых)

12 мин (отдых)

24 мин (отдых)

-15-35

10 мин (обогрев)

10 мин (обогрев)

12 мин (отдых, в том числе 10 мин обогрев)

24 мин (отдых, в том числе 10 мин обогрев)

 

Таблица 6.

Время отдыха и обогрева при выполнении работ различной тяжести в холодный период года при скорости ветра более 5 м/с

Температура наружного воздуха, °С

Категория тяжести

Лёгкая

Средней тяже­сти

Тяжёлая

Очень тяжё­лая

Время отдыха и обогрева на час рабочего времени

-5-14

10 мин (обогрев)

10 мин (обогрев)

12 мин (отдых, в том числе 10 мин обогрев)

24 мин (отдых, в том числе 10 мин обогрев)

-15 -35

15 мин (обогрев)

15 мин (обогрев)

15 мин (обогрев)

24 мин (отдых, в том числе 15 мин обогрев)

Применение рационального режима труда и отдыха для восстановления работоспособности с учетом температуры наружного воздуха, не всегда возможны в процессе выполнения путевых работ при дефиците времени.Большинство вредных производственных факторов, связаны со спецификой трудового процесса,и являются сложно устранимыми  организацией труда и техническими средствами в отрасли.

 

Список литературы:
1. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Руководство Р.2.2.2005-06. - М.,2005-06. –89 с.
2. Ратнер Е.М. Эксплуатационные испытания опытной партии новой спецодежды для монтеров пути /Е.М.Ратнер, Д.М.Демина //Отчет ВНИИЖГ. - М.,1970. - С.48-52. 
3. Викторов B.C. Физиологическое обоснование необходимого времени на отдых при работе средней тяжести и тяжелой в условиях комфортной, повышенной и высокой температур воздуха: Автореферат дис. ... канд. мед.наук /В.С.Викторов. - М.,1980. - 25 с.
4. Методические рекомендации по расчету теплоизоляции комплекта индивидуальных средств защиты работающих от охлаждения и времени допустимого пребывания на холоде. Утверждено 25.10.2001, № 110/279-09, Минздрав России. - М.,2001. - 21 с.
5. Оценка теплового состояния человека с целью обоснования гигиенических требований к микроклимату рабочих мест и мерам профилактики охлаждения и перегревания: Методические указания //МУК 4.3.1896-04. МЗ РФ. -М.,2004. - 17 с.