Статья:

Актуальные проблемы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(74)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Малаева А.У., Дмитриева А.А. Актуальные проблемы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 23(74). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/74/55390 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные проблемы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Малаева Айгиза Ураловна
магистрант Южно-Уральского государственного университета, РФ, г. Челябинск
Дмитриева Анна Александровна
канд. юрид. наук, профессор Южно-Уральского государственного университета, РФ, г. Челябинск

 

Возникают проблемные моменты в отношении преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта как на уровне системы норм ответственности за данные преступления,  так и на уровне конкретных составов этих преступлений.

В Уголовном кодексе Российской Федерации впервые появилась отдельная глава посвященная преступлениям против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Выделение дорожных преступлений в самостоятельную главу более точно отражает особенности вида объекта анализируемых преступлений, способствует пониманию их специфики и степени общественной опасности, надлежащей квалификации, большей индивидуализации наказания и дифференциации ответственности в рамках данной группы преступлений, позволяет более целенаправленно определять причины и условия, вызывающие их совершение[5,19]. .

В то же время предложенная российским законодателем система правил ответственности за дорожные преступления не была свободна от ряда серьезных недостатков. Во-первых, он охватывает далеко не все преступления, которые действительно посягают на безопасность транспорта. В первую очередь речь идет о таких классических нарушениях правил дорожного движения, как незаконное присвоение автомобиля или другого транспортного средства без цели кражи, угон и захват воздушного или водного судна или железнодорожного подвижного состава. Подход законодателя к оценке этих преступлений выглядит крайне нелогичным, поскольку одна из упомянутых норм появилась в новом Уголовном кодексе в главе о преступлениях против собственности, а другая - в главе о преступлениях против общественной безопасности.  По аналогичному пути пошли и другие страны, например, Грузия, Азербайджан, Беларусь[5, 22]. Российские законодатели пошли по пути этих стран, но при этом не были учтены их ошибки, и не были проанализированы примеры противоположного характера.

Во-вторых, преступление по ст. 204 УК РСФСР (не предоставление помощи при столкновении судов или невозможность сообщить название судна) оказалось совершенно не подпадающим под действие нового Уголовного кодекса. Между тем, законодатель был обязан криминализировать этот акт по тем же причинам, которые побудили его включить в ст. 27 УК РФ ст. 270 (неспособность судна оказать помощь судну, терпящему бедствие), то есть в результате обязательств, принятых Россией для выполнения требований ряда международных конвенций.

В-третьих, в главе «Преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» Уголовного кодекса появились два новеллы, подразумевающие ответственность за посягательство не на безопасность транспортных операций, а на другие общественные отношения: нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатация или ремонт магистральных трубопроводов (269 УК РФ), нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ) [4,115].

Видовой объект первого из них - это отношения в сфере экономической и экономической деятельности или, в крайнем случае, общественная безопасность, но не отношения в сфере безопасной эксплуатации транспорта. Термин «трубопроводный транспорт» не должен вводить в заблуждение. По механизму действия и особенностям эксплуатации он практически не имеет отношения к транспортным средствам, о которых говорится в главе 27 Уголовного кодекса. Главное, что он отличается от вышеупомянутых средств тем, что он неподвижен, неподвижен, находится в состоянии покоя. И, вследствие этого, он лишен одного из главных отличительных черт автотранспортных средств - движущиеся источники повышенной опасности. Будучи единственным видом транспорта в транспортной системе России, которая не является «самоходной», трубопроводный транспорт сам по себе не представляет опасности как средство транспорта. Источником повышенной опасности является перевозимый груз [6,235]. Поэтому целью уголовного права является обеспечение безопасных условий труда для перемещения этих товаров, защита их как материальных ценностей, имеющих экономическое значение.

Наконец, нельзя не учитывать тот факт, что, следуя путем, слишком, широкого толкования понятия «транспорт», можно внести предложения о включении в главу транспортных преступлениий, скажем, канализационный транспорт, тем более что указанный «транспорт» с технической точки зрения практически ничем не отличается от нефте- и газопровода. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов не может быть отнесено к категории дорожно-транспортных преступлений, а должно рассматриваться как вид экономического преступления или преступления в сфере общественной безопасности наряду, например, с нарушением правил безопасности, при ведении горных, строительных и других работ. Характерно, что сам законодатель рассматривал признание недействительными нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов как преступление против общественной безопасности [3,365]. Его нельзя отнести к категории транспорта и преступления, предусмотренного ст. 271 УК РФ. Нарушение правил международных полетов является лишь одним из видов нарушения правил безопасности дорожного движения и эксплуатации воздушного транспорта, указанных в нормах ст. 263 УК РФ. Если бы законодатель рассматривал первое преступление как посягательство на общественные отношения в сфере безопасной эксплуатации воздушного транспорта, его разделение на самостоятельный состав было бы лишено всякого смысла, поскольку оно было бы полностью охвачено чертами искусства. 263 УК РФ. Поэтому остается сделать вывод о том, что криминализация этого акта была предпринята законодателем прежде всего для защиты от посягательств на неприкосновенность Государственной границы России. Связи с общественностью в этой области должны рассматриваться как объект этого преступления [2,98].

В-четвертых, в процессе реформирования Уголовного кодекса появился пробел в наказуемости одного из довольно опасных посягательств на транспортную деятельность. Дело в том, что в новой редакции ст. 266 Уголовного кодекса (плохой ремонт транспортных средств и их выпуск в эксплуатацию с техническими неисправностями) не предусматривает уголовную ответственность за «иное грубое нарушение правил эксплуатации». В результате, лица, которые позволили водителям управлять транспортными средствами, которые не имели или были лишены водительских прав или не были допущены по медицинским показаниям к работе в качестве водителей транспортных средств, или которые были отстранены от этой работы, а также грубо нарушили режим работы водителей ответственности [2,101].

В уголовно-правовой доктрине некоторые другие преступления предлагается рассматривать как транспортные преступления. Например, А.И. Чучаев, незаконный провоз воздушным транспортом взрывчатых или легковоспламеняющихся веществ относил к транспортным преступлениям. Отсутствие включения этой нормы в Уголовный кодекс Российской Федерации в 1996 году он считает необоснованным. В связи с этим обращает на себя внимание противоречивая, недостаточно последовательная позиция автора такой идеи. Для перевозки преступлений он предлагает включить только акт по ст. 217.1 УК РСФСР. Поскольку воздушный транспорт может не только перевозить, но и отправлять легковоспламеняющиеся вещества, а также транспортировать пиротехнические изделия, неясно, почему эти виды преступной деятельности нельзя считать дорожными преступлениями. И наоборот, поскольку перевозка пиротехнических изделий и перевозка легковоспламеняющихся веществ не рассматривается как транспортное преступление, почему их транспортировка должна рассматриваться таким образом?

Существует еще меньше оснований для рассмотрения возможности подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства. Во-первых, сама обоснованность и целесообразность криминализации этого акта весьма сомнительна. Во-вторых, даже если мы согласны с обоснованием отнесения его к категории преступлений, очевидно, что объектом такого акта является не безопасность эксплуатации транспорта, а порядок контроля в области учета и регистрации, транспортных средств.

Таким образом, существует еще множество проблем связанных с транспортными преступлениями и для их решения необходимо опираться на опыт предыдущих лет и опыт зарубежных стран.

 

Список литературы:
1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Э.Н. Жевлаков и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2017. Т. 1. 704 с.
2. Жулев, В.И. Транспортные преступления / В.И. Жулев. - М.: Юристъ, 2014. - С. 29 - 180.
3. Иванов Н.В. Уголовное право. Особенная часть: учеб. / М.: Юрайт,
2014. -644 с.
4. Коробеев, А.И. Транспортные преступления / А.И. Коробеев. - СПб.: Питер, 2010. – 235 с.
5. Маршакова, Н.Н Классификация преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Транспортное право. – 2014. - N 2. – С.18-28 
6. Наумов, А.В. Российское уголовное право: курс лекций. В 2 т. Т. 2. Особенная часть. - М.: Норма, 2014. - С. 548.