Статья:

Организация входов во встроенные нежилые помещения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(75)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Дедова А.А. Организация входов во встроенные нежилые помещения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 24(75). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/75/55568 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация входов во встроенные нежилые помещения

Дедова Алина Анатольевна
магистрант Воронежский государственный технический университет – ВГТУ, РФ, г. Воронеж

 

ORGANIZATION OF INPUTS

 

Alina Dedova

undergraduate Voronezh State Technical the university - VSTU, Russia, Voronezh

 

Аннотация. В данной статье проанализированы основные проблемы текущего состояния входов во встроенно-пристроенные нежилые помещения на территории города Воронеж. Рассмотрен зарубежный и отечественный опыт по вопросу организации входов. Изучены принципиальные готовые решения по их организации. Предложены основные пути решения обозначенной проблемы на территории города Воронеж.

Abstract. This article analyzes the main problems of the current state of entrances to built-in and attached non-residential premises in the city of Voronezh. Considered foreign and domestic experience on the organization of inputs. We studied the fundamental ready-made solutions for their organization. The main ways of solving this problem in the territory of the city of Voronezh are proposed.

 

Ключевые слова: архитектура; дизайн городской среды; архитектурный облик города; дизайн-код города; входная группа; информационная конструкция; вывеска.

Keywords: architecture; urban design; architectural appearance of the city; design code of the city; entry group; information design; signboard.

 

Введение

Эстетический облик города формирует состояние фасадов зданий. Но даже в исторической части город Воронеж пестрит громоздкими вывесками, глухими или даже закрытыми витринами, неуместными контрастирующими подложками и лайтбоксами. Кроме того, визуально загромождает пространство хаотичное размещение большого количества вывесок одной или разных организаций, установленных на небольшом участке фасада, разнотипные по величине и размеру, сооружение навесных фасадов и надстроек, которые не совпадают по стилю и задумкой архитекторов. Перечисленные конструкции закрывают значительную часть фасадов, скрывают архитектурные элементы зданий, нарушают единство архитектурно-стилистических решений.

Неудовлетворительное состояние наружного информационного оформления зданий в городе Воронеж приводит к поиску путей решения обозначенных проблем.

В процессе исследования были изучены достижения отечественного и зарубежного опыта по организации входов в нежилые помещения с различной сферой услуг и размещению информационных конструкции на фасадах зданий. Так, в исторических центрах европейских и североамериканских городов вывески выполнены в виде отдельных букв и имеют сдержанную цветовую гамму и небольшие размеры, благодаря чему минимально воздействуют на городскую среду и не нарушают целостность восприятия архитектуры.

Постановка проблемы

Основной причиной вышеуказанных проблем в городе является отсутствие четко сформулированных и проиллюстрированных правил (стандартов) по оформлению входов в нежилые помещения на территории города Воронеж.

В 2014 году ООО КБ «Стрелка» был разработан дизайн-регламент для города Воронеж, призванный улучшить внешний облик города. Принятый документ описывает размещение и внешний вид информационных объектов: вывесок, кронштейнов, табличек, витрин и маркиз.

Однако разработанные КБ Стрелка правила и рекомендации по устройству и оборудованию входов сформулированы общими фразами, без графического сопровождения, что в свою очередь, вызывает недопонимание со стороны собственников нежилых встроенных помещений. Кроме того, разработанный дизайн-регламент не учитывает стилистических особенностей зданий, его конструктивных и декоративных элементов, что также сказывается на общем состоянии и облике того или иного здания.

Таким образом, затрагиваемая тема является актуальной, и проведенные исследования послужат основой для проектного предложения по организации входов в нежилые встроенные помещения на территории города Воронеж с определением единых подходов по решению данной  проблемы.

Для реализации поставленной цели были проведены исследования по выявлению основных проблем ненадлежащего состояния фасадов зданий на территории города Воронеж, а также изучен отечественный и зарубежный опыт по решению вышеобозначенных проблем.

Проведенный методами натурного обследования анализ текущего состояния фасадов зданий на территории города Воронеж позволил выявить следующие проблемы:

- общее невнимание к архитектуре здания;

- многочисленные пристроенные конструкции, не предусмотренные архитектурным планом;

- неуместное использование отделочных материалов (керамогранит, композитные панели, фрагментарная краска части фасада здания);

- чрезмерная плотность вывесок;

- избыточный размер информационных конструкций.

Исследование отечественного и зарубежного опытов

Впервые в России идея упорядочить размещение информационных конструкций пришла в городе Москва. Так, в 2013 году Комитет по архитектуре и градостроительству совместно с Главным архитектурно-планировочным управлением Москомархитектуры предложили студии Артемия Лебедева сделать пилотный проект правил размещения рекламно-информационных конструкций для восьми улиц города Москва (ул. Большая Дмитровка, ул. Большая Садовая, ул. Воздвиженка, Камергерский переулок, ул. Кузнецкий Мост, ул. Новый Арбат, ул. Петровка, ул. Рождественка, переулок Столешников, ул. Тверская, ул. 1-я Тверская-Ямская). Впоследствии разработанный документ получил название «Дизайн-код города Москвы» (Рис. 1, Рис. 2, Рис. 3). В разработанном Дизайн-коде студией Артемия Лебедева были выделены ключевые проблемы нарушения визуального облика, такие как: невнимание к архитектуре здания, хаос вывесок на ограниченной площади, фальш-фасады на исторических зданиях, глухие витрины, самостоятельные надстройки. В составе данного документы были также сформулированы основные предложения по решению выявленных проблем: определены допустимые типы вывесок и места их размещения на фасаде здания.

 

Рисунок. 1 Анализ существующего положения. Улица Тверская, 21, г. Москва, Россия

 

Рисунок. 2. Определение допустимых и недопустимых типов вывесок. Улица Тверская, 21, г. Москва, Россия

 

Рисунок. 3. Определение мест размещения вывесок. Улица Тверская, 21, г. Москва, Россия

 

В 2015 году управление архитектуры и градостроительства города Одесса (Украина) разработало проект решения исполнительного комитета горсовета "Об утверждении графической части к Порядку размещения вывесок на территории города Одессы" (Рис. 4, Рис. 5).

Как предполагалось разработчиками Дизайн-кода Одессы, качественно выполненные вывески должны подчеркивать особенности каждого фасада, на котором они находятся. При изготовлении вывески нужно учитывать стиль здания и его цветовую гамму. Большинство домов в историческом центре Одессы были построены в конце 19-го века, соответственно новые пристройки и фасадная реклама должны быть выполнены в том же стиле что и фасад такого здания.

 

Рисунок. 4 Фактическое состояние фасада здания, просп. Александровский, 3 (дом Мерца), Украина

 

Рисунок. 5 Предложения по оформлению фасада здания в соответствии с Дизайн-кодом

 

В апреле 2019 года ООО КБ «Стрелка» разработан Дизайн-код для города Иваново (Рис. 6).

В документе представлены правила и рекомендации по размещению в городе Иваново вывесок и оформлению их внешнего вида. 

Кроме того, Дизайн-код города регламентирует размещение рекламных вывесок: например, какого размера и на каких частях здания они могут быть, из каких материалов их изготавливать и каких цветов придерживаться, как оформлять витрины. Главная его задача – сделать городское пространство эстетичным и очищенным от визуального шума.

 

Рисунок. 6 Фрагмент из презентации «до и после» Дизайн-кода города Иванова

 

Кроме рассмотренных выше примеров отечественного опыта по разработке и внедрению единых правил, регламентирующих порядок содержания фасадов зданий и порядок размещения вывесок, подобные документы уже существуют и в других уголках нашей страны: город Челябинск (с 2018 года), город Саратов (с 2017 года), город Ижевск (с 2018 года), город Нижний Новгород (с 2017 года), город Калининград (с 2019 года) и другие.

Касаемо опыта зарубежных стран (Рис. 7, Рис. 8 и Рис. 9, Рис. 10) следует сказать, что подобные руководства по формированию комфортной, стилистически единой среды применяются уже много веков. Так, например, по мнению архитектурного журнала «Проект Балтия», посвятившего Дизайн-коду целый номер, подобные правила в Лондоне действуют с 1666 года, когда британская столица начала отстраиваться после знаменитого пожара. Впрочем, современные нормативы, помимо единообразия и эстетики внешнего облика города, преследуют еще и важнейшую задачу доступности и удобства пользования городом и его инфраструктурой.

 

  

Рисунок. 7, Рис. 8 Пример организации входов в Нью-Йорке, США

 

  

Рисунок. 9, Рис. 10 Пример организации входов в Париже, Франция

 

Вывод

Несмотря на то, что городские дизайн-регламенты описывают решение одной и той же проблемы, они могут быть структурированы по-разному и применяются на территориях разного размера.

Рассмотренные выше приемы и методы по разработке и внедрению единых правил и рекомендаций по оформлению фасадов зданий, в частности организации входов коммерческих помещений и оформлению их внешнего вида, размещению вывесок позволили выявить следующие решения, для включения их в разрабатываемое проектное предложение по организации входов в нежилые встроенные помещения на территории города Воронеж:

- элементы входных групп (двери, ступени, козырьки) должны соответствовать общей стилистике здания;

- информационные конструкции не должны перекрывать архитектурные элементы фасадов зданий;

- размеры информационных конструкций должны зависеть от пропорций зданий;

- цветовые решения информационных конструкций должны соответствовать фасаду здания;

- используемые шрифты должны быть удобными для восприятия.

Применение разработанных решений позволит повысить качество городской среды, вернуть городу визуальную чистоту и сохранить архитектурную ценность исторических зданий.

 

Список литературы:
1. Архитектурно-художественная концепция внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы, выполненная в пилотном режиме (в части размещения информационных конструкций) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://img.artlebedev.ru/moscow/design-code/documents/mka-design-code-00-general-guides.pdf
2. Дизайн-код Иванова. Информационный портал города Иванова [Электронный ресурс] Режим доступа: https://xn--80adbv1agb.xn--p1ai/o-gorode/proekty/dizayn-kod-goroda-ivanova/
3. Дизайн-код Одессы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://design-code.archodessa.com/
4. Дизайн-коды российских городов. Челябинский урбанист [Электронный ресурс] Режим доступа: https://chelurban.ru/knowledge/design-codes-russia/
5. Зарубежный дизайн-код: как работают правила на европейских улицах. Архсовет Москвы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://archsovet.msk.ru/article/city-design/zarubezhnyy-dizayn-kod
6. Дизайн-регламент «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uga.voronezh-city.ru/images/img/uga/design.pdf. 
7. Дизайн-регламент Воронежа, tsentsiper x zavtra 2014, 118 л.
8. Зачем нужен дизайн-код. Корпорация МСП [Электронный ресурс] Режим доступа: https://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp/zachem_nuzhen_dizayn_kod/
9. Утвержденные Архитектурно-художественные концепции … Mos.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mos.ru/mka/function/poriadok-razmeshcheniia-informatcionnykh-konstruktcii-vyvesok/pilotnyi-proekt/