Статья:

Роль ОБСЕ в решении грузинско-осетинского конфликта 2008

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(75)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Вехова А.А., Данилов И.Л. Роль ОБСЕ в решении грузинско-осетинского конфликта 2008 // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 24(75). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/75/55679 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль ОБСЕ в решении грузинско-осетинского конфликта 2008

Вехова Анна Александровна
студент, Российский Университет Дружбы Народов, РФ, г. Москва
Данилов Иван Леонидович
студент, Российский Университет Дружбы Народов, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье проведен анализ вопроса роли ОБСЕ в решении грузинско-осетинского конфликта 2008 года. Методология исследования – анализ научных публикаций по заданной проблеме, а также наблюдение, синтез и сопоставление исторических фактов.

 

Ключевые слова: ОБСЕ, грузинско-осетинский конфликт, военные конфликты, международные отношения.

 

На сегодняшний день одной из самых важных проблем современных этапов развития в плане международных отношений стал вопрос по развитию конфликтных ситуаций с применением оружия.

На Кавказе уже появился новый и очень опасный очаг международных напряженностей. К примеру, все происшествия в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии или Чечне уже стали обыденностью. Без вооруженных столкновений сложно представить себе эти регионы. Причем такой очаг военной политики очень и очень опасен для практически всех стран мира.

Тем не менее, военные действия на Кавказе стали самым обычным делом. Без поставок оружия и постоянных потасовок жителям «горячих точек» уже сложно представить свое существование во всех сферах жизни, таких, как экономика, история или же психология. Из-за явного представления о вооруженных конфликтах вышеописанные регионы невозможно представить без перестрелок. Причем такие события уже не вызывают практически никаких эмоций, помимо жалости к людям, которые просто не могут обойтись без гибели других. [1]

Сегодня мало кто знает об истинных причинах возникновения подобных конфликтов на Кавказе, ввиду этого такая тема вызывает повышенный интерес в определенных сферах. Ученые многих стран задаются вопросом и пытаются определить причину возникновения таких военных конфликтов.

Причем нередко возникает вопрос: возможно ли урегулировать данный вопрос и что для этого нужно предпринять? Кроме того, появление каких-либо уже установленных методов разрешения подобных конфликтов начинает приобретать актуальность. Это связано с тем, что почве таких военно-политических ситуаций возникает определенная специфика социальных, политических и других отношений. Причем все они имеют свойство оказывать весьма дестабилизирующее влияние на весь регион в целом и подрывают международный мир и его безопасность для населения всей планеты. 

Немаловажным аспектом в решении конкретно конфликта между Грузией и Осетий стало привлечением помощников из других стран. В военных действиях там участвуют Россия. Уже почти сформирована даже Смешанная контрольная комиссия по соблюдению условий прекращения военных наступлений.

В Цхинвали какое-то время находилась Миссия наблюдателей, представленная ОБСЕ. После того, как были подписаны Сочинские договоренности, Южная Осетия стала практически полностью самостоятельным государством. 

Непосредственно военная агрессия в отношении Южной Осетии в августе 2008 года стала рядом главной причиной к такому шагу. Ведь конфликт нашел отражение и в психологическом отношении граждан Осетии к грузинам и их государству. Кроме того, были ущемлены права и свобода коренного осетинского населения. Однако нельзя сказать, что конфликт имел масштаб одного региона. Было произведено военное вмешательство других государств, которое повлияло на последующее развитие ситуации на Кавказе.

Кроме того, война в Осетии считается долей геополитического плана Америки. План этот якобы направлен на полную дестабилизацию ситуации на Кавказе в первую очередь. Притом Россия может оказаться впутанной в настоящую войну. После этого можно столкнуть интересы России и Европы, после чего может последовать «публичное наказание» и уничтожение России как страны и полная ее изоляция от других стран.

При то стопроцентное владение и единоличное распределение всех мировых ресурсов заранее предполагает тот момент, что США в отношении указанных конфликтных регионов начнет вести свою собственную стратегию выяснения вопроса. Это может происходить под различными демократическими вывесками, отсюда довольно понятно такое напряженное отношение Америки к ресурсам и транзитным регионам мира: Кавказ, Каспий, Россия. 

Получается, что после окончания всех военных действий противостояние сторон обретёт в основном политический и дипломатический характер, в значимой мере переходя в область международной политики. 

А что касается миротворческих сил России в Южной Осетии, то в итоге они просто обретут статус агрессора. Ведь, открыв огонь против кого-то, Россия стала прямым участником военных действий. [2]

Наблюдающие ситуацию уже успели увидеть тут якобы превышение полномочий. В итоге российских миротворцев вывели с территории Кавказа, а им на замену были включены независимые миротворческие силы Европы.

На данный момент политики и эксперты не способны называть точные числа убитых и раненых в Южной Осетии по итогу «пятидневной войны». Они считаются политической арифметикой для заинтересованных сторон. Как бы то ни было, на самом деле в полной мере разрушается инфраструктура не «режима Кокойты», а непризнанных людей. Без вмешательства России, экс-автономия в составе Грузии повторяла бы судьбу республики Сербская Краина, которая в 1995-м году сокрушилась Хорватией совместно с проживавшими там сербами. Юг России принял множество осетинских беженцев.

В глазах главных игроков на мировой арене подрывался авторитет России. Решение Москвы о признании осуждалось Канцлером Германии Ангелой Меркель, Госсекретарем США Кондолизой Райс, официальными лицами Франции, Чехии и многими другими государствами, а также каждым руководителем европейских институтов – ПАСЕ, ОБСЕ, Еврокомиссии, Совета Европы.

Политическая сфера России в грузино-югоосетинском конфликте значимым образом воздействует на исход взаимоотношений Грузии и Южной Осетии и в результате приводит к формированию на политической карте мира нескольких новых частично признанных государств. Причинами этому становится смена политического курса с поддержки территориальной целостности Грузии на симпатию к самопровозглашенным постсоветским территориям, а также изменившаяся международная ситуация, которая связывается с признанием независимости Косово, расширением блока НАТО в восточном направлении и антироссийскими настроениями в множестве постсоветских государств Кавказского региона.

Обеспеченность собственных национальных интересов для ОБСЕ – основная задача, из-за этого вне зависимости от собственной идейной принадлежности, сама система организации уже давно настраивается на мировую эксплуатацию. При этом, неважно какими методами данная цель станет достигаться, задача единственная – обеспечивать поступление мировых ресурсов в Америку и поддержку своей внутренней стабильности. Вероятно, падение периодичных региональных военных действий в различных субъектах мира, или полномасштабная война на континентах, непрерывное формирование горячих точек и очагов напряженности – путь к американскому процветанию. Иными словами – Америка точно знают, как и когда действовать по отношению к собственным основным геополитическим оппонентам. [5]

Следовательно, грузино-югоосетинские отношения с 1991 по 2008 года имели самые значимые последствия не только для безопасности кавказского региона, но и как фактор политического торга по самому обширному спектру взаимодействий Грузии с Россией, рядом западных стран и международными организациями.

Исследование истории грузино-югоосетинского вооруженного конфликта, который продолжается больше 20 лет, отображает, что грузинская военная агрессия постоянно приводит Грузию с ее лидерами к военным поражениям, досрочным отставкам и политическому банкротству. Установка дипломатических отношений между несколькими суверенными государствами – Грузией и Южной Осетией – вероятно только после независимого аудита, выплаты финансовых компенсаций Южной Осетии со стороны Грузинского государства, а также отказа Грузии от политики вмешательства в дела Южной Осетии и подписания пактов о ненападении.

Выявлено, что Республика Южная Осетия – признанная некоторыми государствами страна со спорным международным и правовым статусом. При этом по набору групповых классических государственных признаков Южная Осетия подходит под определение страны. РЮО признает Россией и рядом иных государств. На данный момент статус РЮО показывает конфликтную ситуацию между волей ее народа, выраженной на референдумах, и противодействием Грузии. Дипломатический и юридический отказ признать РЮО стоит рассматривать, как косвенное подтверждение и вынужденное признание факта ее реализации. [6]

В общем ситуация вокруг Южной Осетии продолжает оставаться в числе неурегулированных для международного сообщества и считается потенциальным источником напряженности в субъекте Южного Кавказа.

На данный момент международная ситуация довольно трудна, Россия располагается в экономической изоляции и число угроз, вызовов и внешних провокаций со стороны Америки и всего другого демократического мира станет лишь повышаться. В этой связи Россия принимает очень важные меры по модернизации собственной армии, развитие систем безопасности в пределах ОДКБ, СНГ, осуществляется тесная кооперация с Китаем, государствами Азии, латинской Америки. Все данные мероприятия наглядно показывают, что РФ готова к отражению всех внешних нападок со стороны Западного мира и прочно состоит на нескольких ногах в войне за реализацию личных интересов нации.

 

Список литературы:
1. Авидзба А.Ф. Отечественная война (1992—1993 гг.)// Вопросы военно-политической истории Абхазии. Сухум, 2014.
2. Боден Д. Жесткое сопротивление шло от грузин [Электронный ресурс]. http : //www.ekhokavkaza.com/content/article/2225082.html
3. Дипломатический вестник, № 3-4. Февраль, 2016 .
4. Дипломатический вестник, № 1. Январь, 2015 .
5. Документы грузино-абхазского переговорного процесса 1994 -2015 гг. [Электронный ресурс]. http://www.mfaabkhazia.net/tr/node/625# 11
6. Затулин К.Ф. Грузино-абхазский конфликт: прошлое, настоящее, перспективы урегулирования // Независимая газета. 2014. №1.