Законодательные меры противодействия мошенничеству
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(75)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(75)
Законодательные меры противодействия мошенничеству
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются актуальные проблемы преступлений, связанных с хищением чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием и меры для их противодействия. Привлечение лица к уголовной ответственности по ст.159 УК РФ является исключительной мерой противодействия указанным преступлениям.
Ключевые слова: мошенничество, обман, злоупотребление доверием, санкция, ответственность, нормативно-правовой акт.
Анализ количества преступлений показывает, что в настоящее время одним из самых распространенных видов преступлений являются преступления против собственности, которые совершаются в различных сферах.
Наиболее изощренные формы - совершение мошенничеств, направленных на хищение денежных средств с использованием электронных платежных средств; мошенничества в сфере коммерческой деятельности с использованием оффшорных юрисдикций; мошенничества в сфере страхования транспортных средств; мошенничества в сфере финансовых операций; мошенничества в сфере жилищно-коммунального хозяйства; мошенничества в сфере недвижимости и др.
Система мер предупреждения мошенничества и (или) профилактики на современном этапе предполагает традиционные: общесоциальный (общий), специально-криминалистический (специальный) и индивидуальный уровни предупреждения преступности. Однако мы попытаемся выделить и конкретизировать отдельные направления профилактики мошенничества.
Общесоциальные меры профилактики предполагают прежде всего совершенствование уголовной политики, организацию и осуществление социально-правового контроля, а также общие сложившиеся в теоретических положениях смежных с криминалистикой наук, и выработанные практической деятельностью правоохранительных органов, предупредительные меры по конкретным видам преступлений. Рассмотрим подробнее вопросы профилактики мошенничеств на общесоциальном уровне:
1. Выработка антикризисных мер политического, экономического, общесоциального характера в стране, с целью устранения социального неравенства, преодоления коррупции и обеспечения общественной безопасности, защиты каждого человека согласно Конституции РФ. Конечно, подобные меры рассчитаны на долгосрочную перспективу и зависят не только от органов государственной власти, но и общества в целом. Но к этому необходимо стремиться.
2. В последнее время уголовная политика направлена на выделение дифференцированных видов мошенничества в самостоятельные составы преступлений. Однако, учитывая, общую логику построения уголовного законодательства, представляется нецелесообразным выделять квалифицированные составы мошенничества в отдельные статьи УК РФ, поскольку мошенничество исключительно разносторонний феномен, а криминализация всех его форм приведет к лишним следственным и судебным ошибкам, связанных с квалификацией.
Факты по множеству направленных уголовных дел в суды дифференцированных видов мошенничества впоследствии были переквалифицированы на основные составы мошенничества (ст. 159 УК РФ). Сюда же следует отнести совершенствование уголовного закона в части имеющихся санкций за мошенничество. На наш взгляд, их необходимо ужесточить. Если мошенник привлекается к уголовной ответственности впервые, в большинстве случаев он получает условный срок, что впоследствии ему не мешает совершить очередное подобное преступление, поскольку чувствует свою безнаказанность.
3. Социально-правовой контроль как самый эффективный инструмент предупреждения преступности требует легализации. Необходимо принятие Федерального закона о негосударственных субъектах предупреждения и системе мер государственной поддержки такой деятельности.
4. Разработка мер борьбы с преступностью и мер профилактики мошенничества с учетом опыта зарубежных стран.
5. Устранение противоречий в законодательной системе Российской Федерации, которыми пользуются опытные мошенники. Именно устранение «лазеек» во многих законах, позволит уменьшить шансы мошенников на проведение незаконных сделок и разработки мошеннических схем.
6. Внедрение новых информационных технологий и инновационных разработок в деятельность правоохранительных органов позволит более эффективно бороться с мошенниками, предупреждая их действия и незамедлительно выявляя новые факты его совершения.
Меры специально-криминологического (специального) характера предполагают основные формы профилактического воздействия, заключающиеся в организационно-технических мероприятиях:
1. Организация полноценного взаимодействия правоохранительных органов и негосударственных субъектов предупреждения, граждан, общественных объединений и организаций в целях реализации политики по борьбе с преступностью данного вида.
2. Обеспечение условий и реализация программ правовой грамотности населения Российской Федерации. Привлечение социальных служб, сотрудников правоохранительных органов, образовательных учреждений, средств массовой информации в рамках реализации подобных программ.
3. Выработка практических рекомендаций и правил поведения в рамках реализации программ правой грамотности населения для применения на практики в типичных случаях мошеннических действий, чтобы не оказаться жертвой мошенничества.
4. Систематизация единого банка данных, объединяющего массив информации, предоставляемой правоохранительными органами, налоговыми органами, таможенной службой, банковскими учреждениями и др. органами, с целью выявления субъектов и объектов, представляющих оперативный интерес, а также организовать работу по взаимному обмену информацией между оперативными аппаратами и руководством юридических лиц и их служб безопасности.
Профилактические меры индивидуального характера предполагают усиленную и целенаправленную работу правоохранительных органов по профилактике, предотвращению и пресечению преступлений. Эти меры должны включать:
1. Раннее вмешательство и воздействие на лицо, склонное к совершению мошенничества, и окружающий его причинный комплекс (ранее привлекаемые к уголовной ответственности за подобные преступления; рецидивисты; имеющие склонность к совершению иных антиобщественных действий, в том числе состоящие на учете в связи с совершением административных правонарушений; факты или лица, указывающие на возможность совершения мошенничества конкретным человеком; подозрительные личности, которые ранее не проживали на подведомственной территории);
2. Меры по предотвращению и пресечению на определенных стадиях развития преступной деятельности, то есть немедленное реагирование - неотложное и экстренное. Например, выявление лиц с завышенными материальными потребностями при невозможности их удовлетворения в реально существующих условиях, соответствующее криминальное окружение, связи лица, совокупность обстоятельств, определяющих необходимый уровень виктимности фирмы в целом, ее конкретных работников и граждан, условия, определяющие формирование личности с убеждением, что «не украдешь - не проживешь» и т.д.
3. Повышение квалификации, непрерывное обучение оперативных работников, особенно по линии «экономики», органов предварительного расследования, получение ими необходимых знаний и навыков, профессионального расследования уголовных дел данной категории и справедливого наказания виновному.
В целом можно отметить, что профилактика мошенничеств на современном этапе - сложный и многоаспектный труд представителей правоохранительных органов и государства в целом.