Статья:

Комбинаторная жестовая ситуация в художественном произведении

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(75)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Брянцева И.В. Комбинаторная жестовая ситуация в художественном произведении // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 24(75). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/75/55900 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Комбинаторная жестовая ситуация в художественном произведении

Брянцева Ирина Вячеславовна
магистрант РГГУ, РФ, г. Москва

 

Термин «жест» этимологически берёт истоки от латинского «gestus», имеющего многозначное определение. Одно из его первых значений – «держать себя». Это выражение говорит, во-первых, о его внешнем проявлении, постановке тела в пространстве; во-вторых, жест как внутреннее волевое начало – «держать себя в руках». Другая трактовка определяет жест как «способ как кто себя держит или движется», подразумевая манеру поведения человека в различных ситуациях. Слово «gestus» также может ещё обозначать как телодвижение, так и конкретную позу человека [1, с. 12-13].

Существует огромное количество жестов, которые в свою очередь разделяют по типам и классам. В научных работах, посвящённых исследованию феномена, свои классификации жестов предлагают такие ученые, как Г.Е. Крейдлин, Ю.В. Иванова, С.С. Нашатырева, С.Т.Вайман и др.

Однако при анализе художественного произведения вызывают интерес не только одиночные жестовые единицы. Бывают также сюжетные ситуации, в которых сложно отделить жестовые элементы друг от друга, не теряя при этом возможность общего понимания текстового фрагмента. В данном случае актуальнее проводить их анализ комплексно, не разделяя между собой. Такие сочетания принято называть комбинаторными жестовыми ситуациями

Цель нашей работы – рассмотреть особенности такого явления, как комбинаторная жестовая ситуация на примере отрывка из романа Е.Г Водолазкина «Авиатор». Приведём исследуемый нами отрывок из произведения:

«Когда я приблизился к дому, начинало темнеть. В светящемся электрическим светом окне я увидел папу. Он сидел в своей любимой позе, положив ногу на ногу, замкнув руки на затылке. Большими пальцами массировал шею. Мама наливала из самовара кипяток. Под огромным желтым абажуром всё это казалось ненастоящим. Казалось старой фотографией – оттого, может быть, что происходило беззвучно. Но отцовские пальцы на шее вполне явственно двигались, а кипяток из самовара тек, и от него поднимался пар. Не хватало лишь сказанного слова.

Мама подняла голову. Произнесла:

– Ну, вот ты и пришел, дружок.

Папа поймал мою руку и легко ее пожал» [2, с.32].

В представленном выше отрывке, особенно в изображении отца в нём, мы можем наблюдать синтез динамичных и статичных кинесических элементов. Статика в тексте отражена в первую очередь наличием статичной формы поведения – позы, зафиксировавшей в себе два долгое время не изменяющихся жестовых элемента: «положить ногу на ногу» и «локти подняты, руки замкнуты на затылке». Жест «положить ногу на ногу», исполненный человеком, находящимся в положении сидя, обычно трактуется как защита от ситуации или собеседника, создание иллюзорного барьера от окружающего мира, либо отсутствие интереса к происходящему.  В свою очередь жест «локти подняты, руки замкнуты на затылке» выражает смесь ощущений радости, отстранённости от происходящего и защищённости,  человек рассматривает все проблемы и сложные ситуации как завершённые, уже принял по ним окончательное решение или просто не собирается больше в этот день к ним возвращаться. В комплексе данные жесты определяются автором как любимая поза жестикулирующего, а значит это самое удобное и комфортное положение тела конкретно для данной персоны. Статичность момента также подчёркивается субъективным сравнением происходящего в доме со старой фотографией, картинкой, навсегда зафиксировавшей конкретный жизненный миг и оставшейся с тех пор неизменной. Однако при более внимательном взгляде становится видно, что  статичность ситуации не является полной, она разбавлена динамичными элементами, что чётко показано в следующей части текста: «отцовские пальцы на шее вполне явственно двигались, а кипяток из самовара тек, и от него поднимался пар». Из приведённой цитаты нас наиболее интересует жест «массировать пальцами шею», подразумевающий под собой выполнение плавных массажных движений с целью разминания уставших за день мышц шеи, что добавляет к толкованию исследованной выше позы смысловые оттенки комфорта и расслабления.  Впрочем, динамика ситуации не ограничивается только визуальным планом изображения, она вводится также и звуковым планом или, как говорится в тексте, «сказанным словом», сопровождающимся предваряющим его жестовым элементом. «Поднять голову» в данном случае означает проявить заинтересованность, отреагировать на изменение окружающей обстановки, проверить достоверность собственных догадок о происходящем, а, убедившись в их верности, отреагировать соответствующем образом – в данном случае констатировать факт возвращения сына домой. Закономерным здесь выглядит и наличие нижеследующего жеста, ведь коммуникационный реагирующий жест «пожать руку» традиционно используется в процессе общения для обозначения приветствия.

Таким образом, выбранный нами фрагмент из романа Е.Г Водолазкина «Авиатор» является великолепным примером неразрывной комбинаторной жестовой ситуации в тексте художественного произведения, особенностью которой является синтез статичных кинесических элементов, подчёркнутых сравнением с фотографией, и динамичных жестовых элементов.

 

Список литературы:
1. Арустамян А.В. Жест в культуре и искусстве: Междисциплинарный анализ : дис.. канд. искусствоведения. – СПб., 1999.
2. Водолазкин Е.Г. Авиатор. – М.: АСТ, 2016.