Статья:

ФЕНОМЕН РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОЛОДЕЖЬ

Конференция: CCL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Грахова С.В., Пономарева А.Р., Кононова А.В. [и др.] ФЕНОМЕН РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОЛОДЕЖЬ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(250). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(250).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФЕНОМЕН РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОЛОДЕЖЬ

Грахова Светлана Витальевна
cтудент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Пономарева Альбина Романовна
cтудент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Кононова Анастасия Викторовна
cтудент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Иващенко Мария Михайловна
cтудент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Батищева Анастасия Святославовна
научный руководитель, преподаватель, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. Статья исследует механизмы воздействия, используемые экстрасенсами реалити-шоу «Экстрасенсы. Битвы сильнейших». В ходе работы авторы статьи рассмотрят основные техники речевого воздействия экстрасенсов на молодежь и выявят наиболее эффективные приёмы, которые придают речи значимость, выразительность и эмоциональную окраску. В частности, статья сосредоточена на описании методов и способов влияния экстрасенсов на молодое поколение в возрасте от 18 до 35 лет. Результаты исследования покажут, каким образом речевое поведение экстрасенсов может оказывать сильный эффект на аудиторию, влияя на ее эмоциональное состояние, уровень доверия к экстрасенсу. Полученные данные будут полезны в сфере психолингвистики (в воздействии на человека при помощи речи с целью побудить его сознательно принять нашу точку зрения, сознательно принять решение о каком-либо действии, передаче информации и т.д.).

 

Ключевые слова: речевое воздействие, влияние, способы, экстрасенсы, шоу.

 

Экстрасенсы - загадочные и мистические личности, способные воспринимать информацию из невидимого мира и предсказывать события, не доступные обычному человеку. Их речевая деятельность играет ключевую роль в воздействии на аудиторию. Каждый экстрасенс имеет свои способы влияния на зрителей, и в этом ему помогает его речевой портрет. Многие авторы, включая А. В. Асадуллаеву и И. С. Шильникову, в своих работах опираются на определение речевого портрета, сформулированное Л. П. Крысиным: «Речевой портрет - это лингвистическая (языковая) манера, предназначенная для создания образа языковой личности». Этот термин тесно связан с лингвистикой и смежными антропоцентрическими науками, где он получил множество вариаций, например, фонетический портрет, первоначально предложенный М. В. Пановым. Активное развитие антропоцентрического подхода к трактованию языковой личности, объединившее усилия множества смежных наук, таких как социолингвистика, психолингвистика, прагмалингвистика, этнолингвистика и другие, поставило в приоритет человеческий фактор, а именно личностные характеристики человека, влияющие на процессы речепроизводства и речевосприятия. Из выше упомянутых наук, имеено психолигвистика и прагмалингвистика раскрывают языковую личность (экстрасенса). Изучение языковых личностей помогает лингвистам понять, как люди используют язык для выражения своих мыслей с целью влияния на мышление собеседника.

Актуальность. Феномен речевого воздействия экстрасенсов на молодежь остается актуальным и интересным явлением в современном мире. С развитием СМИ и популяризацией экстрасенсов в сети, молодые люди становятся все более уязвимыми к влиянию таких личностей. Экстрасенсы часто обращаются к аудитории с обещаниями благополучия, успеха и советами по жизни, что может оказывать сильное воздействие на молодежную аудиторию, особенно на тех, кто находится в поиске своего пути и ответов на важные вопросы. В целом, статья сможет подчеркнуть, что феномен речевого воздействия экстрасенсов на молодежь имеет сложные психолингвистические аспекты, требующие дальнейшего изучения.

Исследование фактического материала проводится с применением следующих методов: 1. лингвистический анализ речи экстрасенсов, проведенный на основе выпусков реалити-шоу; применяются методы сравнения ответов молодых людей и механизмов и стратегий,  выявленных  при контент-анализе. Как будет более подробно объяснено ниже, были собраны данные об общем количестве ответов и проанализированы в соответствии с заданными вопросами. Также были рассчитаны основные  средства и способы, чтобы глубже проникнуться в структуру психолингвистики.

Ожидаемые результаты:

  1. Исследование покажет, что экстрасенсы чаще всего используют в своей речевой деятельности специфические приемы, например, воспроизведение новых выражений, использования интонации и тональности для передачи информации о предсказаниях или восприятии окружающего мира.
  2. Будет выявлено, что экстрасенсы активно используют такие механизмы речевого воздействия, как убеждение, манипуляция, внушение для создания атмосферы доверия и загадочности.
  3. Исследование позволит выявить, что экстрасенсы часто применяют невербальные средства коммуникации (жесты, мимика, интонация) в сочетании со словесными средствами для усиления воздействия на аудиторию.

Исследование началось с контент-анализа первого и последнего выпусков шоу "Экстрасенсы. Битва сильнейших" с участием Олега Шепса и Владислава Череватого. В результате обнаружено, что Череватый активно использует такой способ речевого воздействия, как приказ для подчеркивания своей авторитетности и выражения уверенности: «Та, давайте уже, оглашайте, говорите имя Олег, и мы разойдемся. Давай, достань кости и тогда по факту покажи, если я веду на могилу и говорю, вот лежит, то значит я веду».  Помимо этого, Владислав активно использует невербальные средства коммуникации, такие как жесты, мимика и интонация, чтобы усилить свое воздействие (повышение голоса, движения лицевых мышц, указание пальцем). Что касается Олега Шепса, его воздействие на аудиторию складывается из уговаривания: «Ты в полной уверенности, что ты поможешь им? Зачем? Им не на кладбище надо! Им на небо надо! Надо на небо! Иди забери всех мертвых оттуда, ты ж не зря приехала.» Например, он может с помощью данного метода заставить человека вести себя согласно его желаниям и принять его точку зрения.

Данные в таблице ниже получены путем анализа высказываний экстрасенсов. Мы изучили высказывания участников шоу, выписанные из выпусков, и провели анализ, сравнение и классификацию по категориям, чтобы представить полное и точное описание способов воздействия речи.

Таблица 1.

Основные способы речевого воздействия Олега Шепса и Владислава Череватого

 

Влад Череватый

Олег Шепс

Типология общения

Виды речевого воздействия

Количество

Рациональная

Убеждение

56

76

Эмоциональная

Внушение

34

57

Рациональная

Побуждение

73

23

Эмоциональная

Уговаривание

54

38

Рациональная

Доказывание

87

35

Эмоциональная

Просьба

76

88

Рациональная

Приказ

33

56

Оценочная

Принуждение

27

59

 

Также был проведен опрос. В этом анкетировании был предложен ряд вопросов, который помог выяснить отношение молодых людей к восприятию данных способов речевого воздействия в общении. В исследовании принимали участие студенты от 18 до 35 лет. Результаты показали, что 60% молодежи смотрят реалити-шоу, причем 53% поддаются влиянию речи экстрасенсов. Убеждение (55%), а также внушение (25%) помогают создавать эмоциональную окраску и вселять в собеседника уверенность, что предсказывания являются правдивыми. На молодежь также влияет побуждение, которое подталкивает ее голосовать за любимого экстрасенса (70%). Молодые люди откликаются на просьбы экстрасенсов, поддержать их на каждом испытании, с помощью мобильного голосования. Способы речевого воздействия, такие как приказ и принуждение негативно влияют на отношение аудитории к ясновидящим.

В заключении стоит отметить, что способы воздействия экстрасенсов, такие как убеждение и внушение, играют ключевую роль в привлечении и удержании внимания аудитории. Эти методы способны создавать особую атмосферу, вызывать эмоциональное вовлечение и улучшать восприятие информации. Экстрасенсы могут использовать эти приемы для убеждения публики в своих способностях и установления контакта с ней. Однако важно помнить о необходимости сохранять критическое мышление и анализировать информацию при оценке таких явлений. В целом, результаты исследования показывают, что изучение этого явления является важным аспектом взаимодействия экстрасенсов с публикой.

 

Список литературы:
1. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов.  М.: ACT: Астрель, 2005, с.351
2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. Е.Н. Зарецкая. М.: Дело, 1998, с.480 
3. Левшин, Е. О. Речь и культура общения. Е. О. Левшин. Молодой ученый, 2016, № 13.2, с. 50-52.
4. Карепанова Л.В. Способы речевого воздействия, эффективные в студенческой среде: научная статья. Л.В. Карепанова 2010
5. Токарева Г.В. Культура речи: Учеб. Пособие. ФГБОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». Иваново, 2013.
6. Шипилова О. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак: Гуманитарный центр; 2009 г.