Статья:

Современные тенденции в проектировании прибрежных территорий

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(76)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Лаврова Е.С. Современные тенденции в проектировании прибрежных территорий // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 25(76). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/76/56234 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные тенденции в проектировании прибрежных территорий

Лаврова Екатерина Сергеевна
магистрант, ВГТУ, РФ, Воронеж

 

CONTEMPORARY EMBANKMENTS IN THE CITY STRUCTURE

 

Yekaterina Lavrova

Master's student of Design’s Department, VSTU, Russia, Voronezh

 

АННОТАЦИЯ

Постановка задачи. В данной статье рассмотрена история формирования и современный опыт проектирования прибрежных территорий в черте города. На основе данного анализа выявлены современные тенденции в проектировании прибрежных территорий.

Результаты и выводы. Проведен анализ современного мирового опыта благоустройства прибрежных городских территорий. Выявлены  и представлены основные современные тенденции в проектировании прибрежных территорий. Данные тенденции могут лечь в основу проектирования новых прибрежных территорий.

ABSTRACT

Statement of the problem. This article discusses the history of formation and modern experience of the embankments design in the city. On the basis of this analysis, the current trends in the design of coastal areas were identified.

Results and conclusions. The analysis of the modern world experience of improvement of coastal urban areas was made. The main current trends in the design of coastal areas are identified and presented. These trends may form the basis for the design of new city’s embankments.

 

Ключевые слова: прибрежные территории, экология, городская набережная, благоустройство, организация общественных пространств, рекреационная зона, современная городская набережная, благоустройство набережной.

Keywords: coastal areas, ecology, embankment, landscaping, public spaces, recreational areas, a modern urban promenade, the waterfront.

 

Введение История набережных продолжается с момента основания самых древних городов, ведь люди с древних времен селились по берегам морей и рек. Выход к морю являлся стратегически важным фактором, сам водный путь становился главной транспортной артерией, а рыба и другие обитатели водных пространств становились источником пропитания. С ростом численности городов росла и степень влияния человека на водоем. В эпоху индустриализации вода и прибрежные территории начали активно использоваться промышленными предприятиями, что привело к значительным экологическим изменениям, с которыми человек уже в 21 веке до сих пор не может справиться. В ХХ веке градостроительные концепции практически не уделяли внимание пространствам вдоль водоемов, архитекторы не рассматривали водоем, как предмет рекреационного значения [1]. Сегодня роль водных пространств в черте города для промышленности не так велика, а на первый план выходит рекреационная функция водоема и его социальная значимость. Существует общественный запрос на создание особого типа прибрежных территорий в черте города, в которых сочетались бы следующие тенденции: 

Набережная – общественное пространство Освоение прибрежных территорий с рекреационной целью началась в США в 1962 году. Тогда местный предприниматель приобрел складские помещения в порту Сан-Франциско и устроил там смотровую площадку с видом на залив, а так же переоборудовал складские помещения в ресторан и торговые помещения. Это место стало популярным среди горожан и спровоцировало появление подобных проектов в Сан-Франциско и других городах США.

Переосмысление использования водных пространств происходит и во многих европейских городах. Например, Темза в Лондоне долгое время была частью крупных промышленных объектов. Вдоль реки располагались доки, лодочные мастерские и причалы. Ни о каком отдыхе на реке и речи не шло, она доставляла радость горожанам лишь зимой, когда полностью покрывалась льдом. Тогда на льду устраивали ярмарки и гуляния.  Один из самых ярких сегодняшних проектов предусматривает создание на прибрежной территории Темзы новой уникальной городской среды в районе давно бездействующей электростанции. После восстановления около 40% площадей займёт офис компании Apple (открытие планируется к 2021 году), а планы по восстановлению инфраструктуры вокруг города предполагают постройку жилья и дополнительное озеленение.

Парижские набережные тоже долгое время представляли собой причалы, склады и доки. Благодаря техническому прогрессу уже в 19 веке стало возможным перенести транспортировку грузов с водного транспорта на железнодорожный и значительно разгрузить реку. В 60-е годы 20 века, когда в Америке появляется одно из первых общественных мест на воде, во Франции на берегу Сены строится скоростная автомагистраль. Это стало значительной преградой для освоения прибрежной территории человеком. Лишь в 2000х ситуация изменилась, правительство города приняло решение о прекращении автомобильного движения на центральных участках набережной и отдало эту ценную территорию горожанам. Сегодня набережная Сены представляет собой линейный парк, на котором есть и пляж с 350 лежаками, и детская и спортивная площадки, организованные на каменных подпорных стенках набережной, и домики-контейнеры для уединенного отдыха, а также несколько кафе, передвижные ларьки с мороженым и зеленые понтонные острова. Данный проект получил одобрение горожан и сейчас мэрия готовит новые проекты по ревитализации набережных Сены. Новый план по переустройству набережных Сены подаётся под лозунгом «Вернём парижанам радость гулять по набережным Сены».

В Москве есть прекрасный пример превращения советского наследия в современный объект. До начала работ Крымская набережная выглядела так же, как и во многих городах — автотрасса вдоль реки. 

Согласно проекту, подготовленному архитектурным бюро Wowhaus, новая набережная в Москве превратилась в настоящий линейный парк. Условно его можно разделить на четыре зоны: пространство под Крымским мостом, зона художников, в которой главным объектом является павильон «Вернисаж», Фонтанная площадь и "Зеленые холмы". Основным архитектурным элементом Крымской набережной дизайнеры сделали волну. Здесь установили волнообразные скамейки и шезлонги, пешеходные и велосипедные дорожки в виде волн, которые образуют искусственный рельеф.

Под Крымским мостом установили сцену и два амфитеатра. Теперь здесь можно укрыться от непогоды или отдохнуть в тени в жаркий летний день. В павильонах, которые появились на Крымской набережной, работают кафе, магазины и пункт проката велосипедов.

Экология

Защита окружающей среды – важное условие для благоприятного развития городской набережной. Прибрежные территории представляют собой часть общей экосистемы мира. С одной стороны, необходимо сохранять естественную экосистему, с другой – ее текущий потенциал должен быть усилен. Сегодня в мировой практике существует особый спрос на технологии, способные благоприятно влиять на экологическую ситуацию в городе. При этом прибрежная территория может стать своеобразным фильтром для очищения воды, воздуха и фактором снижения уровня углекислого газа [2].

Например, проект набережной озера Кабан в Казани отражает важную экологическую тенденцию. Большая часть проекта отведена вопросу очищения воды. В проекте представлены мембранные и голофитные фильтры, а также плавучие зелёные острова, способные очищать загрязненную воду. Особое внимание в проекте отведено системе «губок» – расположение на территории резервуаров разных размеров, где скапливается и медленно очищается ливневая вода, возвращаясь затем в реку почти питьевой. Данным способ  возможно повторное использование сточных вод для полива растений.

Защита окружающей среды и снижение затрат на электроэнергию  достигается путем снижения потребления энергии и повторного использования ресурсов. Достичь эффекта ресурсосбережения в условиях городского пространства можно путем использования альтернативных источников энергии, например, применения энергосберегающих осветительных приборов.

Так же вопрос экологичности важен и при выборе материалов. Предпочтение отдается натуральным и нетоксичным материалам, таким как камень, дерево, металл. Например, детские площадки из дерева с минимальной обработкой и МАФы из необработанного металла – в наше время широко используются по всему миру.

Доступ к воде

Бетонные городские или даже парадные, одетые в гранит набережные – сегодня отходят на второй план. Один из главных принципов проектирования современных набережных – дать воду людям [3]. Контакт с водой крайне важен для горожанина, у него должна быть возможность рассматривать воду с близкого расстояния, потрогать её руками, прокатиться по ней на лодке или даже искупаться. Ведь набережная без воды – это абсурдно. Большинство архитекторов по всему миру проектирует набережные, исходя из того факта, что вода на набережной – главное действующее лицо, без которого этого места не существовало бы.

Многофункциональность

Для того, чтобы привлечь на набережную различные типы пользователей, необходимо предлагать разнообразные варианты ее использования. Проектируемая территория набережной должна располагать множеством культурных, социальных и коммерческих объектов, а также разнообразием сценариев жизни. Данная сбалансированная форма смешанного использования должна быть реализована в масштабе всей проектируемой территории. Если раньше по набережной можно было разве что прогуляться, то сегодня многофункциональность такого пространства – один из главных приоритетов в процессе проектирования. Среди специалистов бытует мнение, что хорошее пространство способно существовать в рамках концепции 10+.  Она означает, что в каждом общественном пространстве должно быть около 10 мест, которые могут выполнять 10 разных функций [4].

Например, в Нью-Йорке был проведен эксперимент. Брайант парк на Манхеттене после реконструкции был обустроен обычными стульями. Теперь в зависимости от времени и дня недели эти стулья используются совершенно разным способом. Утром их чаще используют пожилые люди, которые пришли поиграть в парк с внуками или почитать газету. Днем они крайне популярны у офисных сотрудников, которые пришли в парк пообедать. Вечером стулья перемещаются в местному кафе, где люди ужинают и наслаждаются природой, а в выходные дни их используют для проведения  концертов и лекций.

Пешеходная среда и устойчивый транспорт

Согласно исследованиям, улучшение пешеходной доступности, в том числе и прибрежных территорий благоприятно влияет на экономические, социальные и другие показатели города [5]. Сегодня в большинстве стран мира существует тенденция к использованию устойчивых способов передвижения по городу, такие как ходьба, езда на велосипеде и общественный транспорт. Это необходимо для снижения негативного воздействия на экологию и уменьшению шума на улицах города. Набережная в Копенгагене считается хорошим примером. Она демонстрирует более дружелюбное отношение к пешеходам и велосипедистам. Транзитный трафик вдоль набережной ограничен путем сужения проезжей части, а где-то вовсе запрещен. В городе в целом хорошо развита система велоинфраструктура. Существует система велодорожек, велопарковок, создана безбарьерная среда, а через каналы перекинуты велосипедные мосты.

Многие крупные города, такие как Мадрид, Сеул, Париж, Нью-Йорк, Москва отказываются от автомобильных дорог вдоль водоема. В этом вопросе опыт Сеула – крайне показателен. Столица Южной Кореи прошла особый путь. Местный ручей Чхонгечхон в 1960-х было решено спрятать в бетонную трубу, город тогда нуждался в новых дорогах и над ручьем построили двухъярусную скоростную магистраль. Казалось, это решение будет благоприятно влиять на развитие близлежащего района, улучшит его транспортную доступность и будет благоприятно влиять на его экономические показатели. Но всё пошло по другому сценарию. Только к 2000-м годам властям стал очевиден экологический урон, наносимый центру города таким решением, а также стал очевиден экономический и социальный упадок района, а не его рост. В 2003 году мэр города принял проект по возвращению ручья городу. Сегодня вдоль ручья раскинулся ландшафтный парк, который стал местом проведения городских фестивалей и праздников. Важно отметить, что снос скоростной магистрали повлиял положительно на развитие всего района. На верхней улице появились новые магазины и рестораны, люди приезжают на новую набережную из других районов и даже городов, а цена на жилье в этом районе наконец-то начала расти.

Доступность для всех групп пользователей

Доступность среды – важный аспект в проектировании общественного пространства. Доступность прежде всего для людей с ограниченными возможностями, людей пожилого возраста, а также велосипедистов и людей с детскими колясками. Сегодня доступность среды достигается различными способами, например устройством пандусов, лифтов или траволаторов. На высоких склонах возможно террасирование территории для плавного спуска по склону. Одно из правил – исключать любые ступени, где это возможно. В приоритете для пользователей это наклонные поверхности и пандусы. Исследования подтверждают, что людям удобнее ходить по наклонной поверхности, чем по ступеням. Если пандус спроектирован грамотно, то большинство людей предпочтут его лестнице[6].

Современное озеленение

Хорошо знакомые цветники и клумбы из бархатцев и петуний в современном ландшафтном дизайне не встретишь. Например, озеленение Крымской набережной выполнено в стиле «new perennials», т.е. «новые многолетники». Этот стиль подразумевает под собой имитацию диких лугов, в которых есть злаковые, кустарники и луковичные растения. Одно из важных правил ландшафтных дизайнеров сегодня, это стремление к использованию особых растений – «zero makes», т.е. таких растений, которые требуют минимум ухода.

Заключение

Современная набережная – это место, где люди различного статуса и возраста могут жить, работать, отдыхать, играть, гулять и учиться. Для того, чтобы город стал узнаваемым и привлекательным необходимо заново открыть прибрежные территории для города и при проектировании прибрежных территорий опираться на современные тенденции. Грамотное освоение прибрежных территорий – это катализатор для устойчивого развития города.  Современный опыт проектирования показывает, что грамотное проектирование прибрежных территорий оказывает положительное влияние на развитие города в целом, а выявленные особенности проектирования современных набережных могут лечь в основу проектирования новых набережных.

 

Список литературы:
1. Денисов М.Ф. Набережные. – Москва. Стройиздат, 1982. – 147 с. 
2. Маршалл Р. Водные фронты в постиндустриальных городах / Р. Маршалл. - Лондон: Spon Press, 2001. - 224 с.
3. Нефедов, В.А Береговая архитектура и дизайн среды у воды [электронный ресурс]. Режим доступа: http://green-city.su/beregovaya-arxitektura-i-dizajn-sredy-uvody
4. Р. Ольденбург. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места „тусовок“ как фундамент сообщества. - Новое литературное обозрение, 2014. – 546 с.
5. Новое пешеходное движение [электронный ресурс]. Режим доступа: https://smartgrowthamerica.org/resources/foot-traffic-ahead-2014
6. Стив Музон. Движение пешеходов [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.originalgreen.org/blog/pedestrian-propulsion.html