Статья:

Сущность государственного управления в РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Зеленский Е.Ю. Сущность государственного управления в РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 27(78). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/78/56878 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сущность государственного управления в РФ

Зеленский Евгений Юрьевич
магистрант Донского государственного технического университета, РФ, г. Шахты

 

The essence of public administration in the Russian Federation

 

Аннотация. В условиях сложившейся сложной социально-экономической ситуации в стране наиболее остро встает вопрос об эффективности государственного управления в Российской Федерации, о скоординированной, четкой и отлаженной работе всех структур власти. В данной статье рассматривается сущность и правовая основа государственного управления Российской Федерации.

Abstract. In the current complex socio-economic situation in the country, the most acute question is about the effectiveness of public administration in the Russian Federation, about the coordinated, clear and well-functioning work of all power structures. This article discusses the nature and legal basis of public administration of the Russian Federation.

 

Ключевые слова: государственное управление, государственный орган, государственный аппарат.

Keywords: public administration, state body, state apparatus.

 

В России лидеры ставят новые цели в области развития, которые могут быть достигнуты не только путем качественной трансформации принципов управления, но и путем улучшения сотрудничества между государством и обществом в реализации инновационного сценария экономического и социального развития и модернизации. Россия сможет использовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав, внедрив формулу развития «демократия - человек - технология» и воплотив ее в повседневную практику общественной жизни.

Последние десятилетия в России были отмечены многочисленными реформами и пересмотром принципов организации государственного управления и получили решающее теоретическое и практическое значение. Политические, экономические и социальные перемены в Российской Федерации, произошедшие в последние годы, сопровождаются коренным реформированием системы государственных органов.

Правовая концепция государственного управления определена Федеральным законом от 18.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и основана на широком подходе: государственное управление - это деятельность органов государственной власти при осуществлении ими своих полномочий в социально-экономической сфере развития Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации [6].

Г. В. Атаманчук предлагает следующие особенности государственного управления:

1. деятельность государственных органов исполнительного и административного характера;

2. обязательная и предусмотренная законом деятельность;

3. организационная деятельность, направленная на практическую реализацию законов;

4. деятельность специально обозначенных государственных органов - государственных управлений [2, c.42].

Под эффективностью органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации понимаются такие действия органов власти при осуществлении ими своих полномочий, которые осуществляются на основе правового закрепления показателей эффективности, адекватно характеризующих процесс управления; на основе реалистичных результатов системы тестирования производительности; на основе информационной открытости, вовлечения общественности в процесс принятия решений в системе государственного управления.

Основным элементом государственного механизма является государственный орган, который является частью государственного аппарата. Механизм государства, который говорит о персонификации государственной власти, включает в себя все государственные органы.

Государственный орган является юридически определенной, организационно и экономически отдельной частью государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определенной экономической и финансовой независимостью, наличием собственной компетенции и наличием власти.

Государственный орган - это организованная группа, которая является самостоятельной частью государственного аппарата, имеет свою компетенцию и общественные функции [1,13].

Таким образом, государственный орган можно охарактеризовать прежде всего, как организацию, как коллектив, как контролируемую группу людей. Однако, для государственного органа характерно, что это политическая организация, т.е. уполномоченная государственной властью выступать от имени государства для выполнения своих обязанностей. Это подразумевает наделение их полномочиями определенного типа, которые по своей сути связаны с государством. Существование государственной власти является важнейшей правовой характеристикой государственного органа.

Для государственного органа характерны следующие признаки:

  1. представляет собой автономную часть государства, которая создается в порядке, установленном законом (путем выборов, назначений и т. п.);
  2. имеет полномочия с конкретным содержанием и областью применения, установленной в надзорных законах; - уполномочен принимать обязательные акты;
  3. имеет право на принуждение в случаях и в объеме, требуемых законом;
  4. выполняет свои полномочия от имени государства;
  5. оснащен собственными функциями, которые часто не соответствуют функциям государства и выполняются в определенных организационно-правовых формах;
  6. состоит из госслужащих особого статуса, которые профессионально осуществляют свои полномочия [3, 92].

Основой для рассматриваемого механизма государственных органов являются национальные законы и документы международного права, нормативные акты президента и правительства Российской Федерации, а также официальные нормативные акты. Внешние организационные факторы для обеспечения этого процесса включают различные типы социальных институтов и учреждений, которые должны выполнять функции совершенствования правовой базы, установления эффективных процедур контроля в указанных областях.

Не менее важно ответственное поведение должностных лиц этих учреждений и институтов. Статус законности, верховенство закона и другие сферы функционирования общественного организма во многом зависят от их деятельности. Отсюда и эта важная роль, которую играют в законодательстве обязанности государственных служащих и их ответственность за принятие решений.

В контексте курса государственно-правового развития современной России дальнейшая консолидация правопорядка, гражданского общества и дальнейшее развитие демократических институтов как основы конституционного строя, закрепленного в этом качестве в Конституции Российской Федерации, необходимо детальное освещение проблем юридической ответственности органов государственного управления.

Конституция Российской Федерации и принятые на ее основе конституции (уставы) субъектов РФ вводят органы главы государства, высшие должностные лица и связанные с ними обязанности в виде досрочного прекращения полномочий, неприкосновенности представительства власти. Формируются институты парламентской ответственности, статус государственных служащих, в рамках которых применяются принудительные меры, которые применяются за несоблюдение обязательств в рамках установленного правового статуса. В российском конституционном законодательстве выделен целый ряд норм, предусматривающих принудительные меры для лиц с конституционным статусом, нарушающих режим, предусмотренный в этом статусе [5,37].

Субъекты, которые осуществляют эффективное государственное управление, включая исполнительные органы, закреплены в конституции. Возможность применения мер конституционной ответственности к таким субъектам включена в ее конституционный статус как необходимый элемент. Характер правонарушений как основания отрицательной конституционной ответственности зависит от содержания конституционного статуса субъекта конституционных отношений.

 

Список литературы:
1. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2014. – С.213.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2014. С. 402.
3. Братановский С.Н. Административное право. – М.: Директ-Медиа, 2015. – С.392.
4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ).
5. Талапина Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект): монография. – М.: Юриспруденция, 2015. С.237.
6. Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 30.06.2014,№26.