Статья:

Налоговые системы России и зарубежных стран: результаты сравнительного анализа

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Блинова А.Е. Налоговые системы России и зарубежных стран: результаты сравнительного анализа // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(3).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Налоговые системы России и зарубежных стран: результаты сравнительного анализа

Блинова Александра Евгеньевна
магистрант, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, РФ, г. Саранск
Филиппова Наталья Алексеевна
научный руководитель, д-р экон. наук, профессор кафедры "Финансы и кредит", Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, РФ, г. Саранск

 

Глобализация мировой экономики подразумевает под собой процесс образования единого международного экономического, правового и культурно-информационного пространства. Данный процесс глобализации оказывает заметное влияние на все основные сферы общественной жизни и играет определяющую роль в мировой экономике, тем самым придавая значение формированию новой системы международных экономических и политических отношений.

Разные страны мира по-разному строят свои налоговые системы, перечень взимаемых налогов одной страны также отличается от другой. Рассмотрим для сравнения налоговые системы Германии, Великобритании, Франции и России.

В таблице 1 приведен сравнительный анализ показателей налоговых ставок по наиболее важным и значимым налогам с юридических лиц ряда европейских стран и России, таких как налог на прибыль организаций, подоходный налог, отчисления на социальные нужды.

Таблица 1.

Процентные ставки по наиболее значимым налогам с юридических лиц  ряда европейских стран и РФ [2, C. 8]

Налог

Германия

Великобритания

Франция

Россия

Налог на прибыль

25

25; 33

34-42

20

Налог на доходы физических лиц

0-51

10;22;45

0-54

9;13;15;30;35

НДС

7;16

17,5

19,6; 22; 7; 5,5

0;10;18

Отчисления на

социальные

нужды

13

2;9;5,35;5,25

6,3

34

 

Исследуя систему налогообложения юридических лиц в Германии, стоит заострить внимание на том, что она существенно отличается от североамериканских систем. Это федеративное государство, отличающееся очень высоким уровнем жизни. Во многом – это результат налаженной налоговой системы, поскольку Германия справедливо рассматривает налоги, как главное средство воздействия государства на развитие экономики страны, так как страна не обладает большим ресурсным потенциалом. Экономика сконцентрирована в большей степени на промышленном производстве и сфере услуг, облагаемыми большими налогами.

Можно сказать, что на территории Российской Федерации действует схожая налоговая система, так как все налоговые поступления разделяются между федеральным, региональным и местным бюджетами. Однако, большинство налогов с юридических лиц в России распределяются между двумя бюджетными уровнями, а точнее между федеральным и региональным. Таким образом, нельзя сказать об абсолютной идентичности налоговых схем России и Германии [7, C. 68].

В Германии действуют прогрессивные ставки по налогообложению юридических лиц. Это объясняется социальной политикой страны, направленной на максимальное смягчение неравенства среди слоёв населения. И, бесспорно, это приносит благоприятные результаты. По существу, Германии удалось выстроить хоть и сложную, но эффективную налоговую систему. В результате стране удалось достичь высокого уровня экономического развития, обеспечить социальную защищённость граждан. Кроме того, она активно поддерживает универсальную систему здравоохранения, охрану окружающей среды и предоставляет бесплатное высшее образование [1, C. 112].

К сожалению, в России социальное расслоение общества по доходам усиливается с каждым годом. Налог на доходы физических лиц в России взимается с доходов, полученных резидентами и нерезидентами на территории страны. Ставка данного налога составляет 13 %, при этом, стоит заметить,  государство дает право воспользоваться налогоплательщикам льготами в виде стандартных налоговых вычетов за себя и своих детей.

Таким образом, в Германии принята сложная и разветвленная налоговая система. Её важнейшими особенностями в налогообложении юридических лиц являются следующие моменты: налогообложение юридических лиц является минимально необходимым, также как и расходы на их взимание; налоговые платежи не должны мешать конкурентной борьбе, изменяя шансы предприятий; налоговая система ориентирована на равномерное распределение доходов и соответствует величине государственных услуг, которые обеспечивают социальную защиту граждан; не допускается двойное налогообложение.

На наш взгляд, целесообразно использовать опыт развития и формирования немецких принципов налогообложения в преломлении к российской действительности, с учетом существующих национальных особенностей.

Далее перейдем к рассмотрению особенностей налогообложения юридических лиц в Великобритании. Компании Великобритании платят такие налоги, как налог на прибыль, НДС, пошлины и другие отраслевые налоги.

Налог на прибыль предполагает дифференцированную ставку. Прибыль до 300 тысяч фунтов облагается по ставке 25 процентов, свыше 1,5 миллионов по ставке 33 процента. Corporate Tax – это аналог российского налога на прибыль. Ставки устанавливаются ежегодно на каждый бюджетный год [3, C. 33].

Основанием для уплаты НДС являются торговые операции. Его ставка составляет 17,5 процентов. Продажа медикаментов, продуктовых и детских товаров освобождается от налогообложения. Включение сумм налога в расходы является особенностью налогообложения НДС в Великобритании.

Многие ученые убеждены, что налоговая система Великобритании достигла пика развития. Раньше налоги были более высокими и более многочисленными. В настоящее время количество налогов сокращается, и уменьшаются их ставки. Сегодня совершенствование налоговой системы Королевства определяется необходимостью государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений. Государство занимается постоянными поисками путей, которые могут позволить уменьшить государственные расходы и сократить потребность в налоговых доходах [4, C. 167].

Для британской системы характеры стабильные цены и уровень занятости, поэтому многое из этой налоговой системы в нашей стране будет работать иначе. Для государственной структуры Великобритании характерны сложная законодательная система и правила отчетности, которые очень сильно отличаются от традиций страны с переходной экономикой. Поэтому, если в нашей стране принять систему Великобритании, то мы столкнемся с некоторыми трудностями.

Следует отметить, что налоговая система эффективно используется Правительством Великобритании для реализации своих экономических приоритетов. При этом основные налоговые поступления в бюджет от юридических лиц в финансовом году составляют налог на прибыль, поступления от социального страхования, налог на добавленную стоимость. Система налогообложения в этой стране представляет собой отработанный и слаженный механизм,  позволяющий учитывать различные доходы с учетом налоговых скидок и льгот.  Следовательно,  опыт налогообложения юридических лиц Великобритании мог бы служить отличным примером для построения дифференцированных уровней налогообложения для многих стран,  включая Россию.

Если рассматривать характерные особенности налогообложения юридических лиц во Франции и его отличии от вышерассмотренных зарубежных систем налогообложения, то здесь необходимо отметить следующие моменты: преобладание косвенных налогов, социальная направленность, учет территориальных аспектов, особая роль подоходного налога, широкая система скидок и льгот, а также открытость для международных налоговых соглашений. Во Франции довольно низкий уровень прямого налогообложения и одновременно высокий уровень косвенного. Необходимо отметить, что косвенные налоги дают около 60 % налоговых доходов от общего бюджета (в основном за счет поступлений от НДС, составляющих 45 %).

В перечень прямых налогов Франции входят налог на прибыль юридических лиц (при этом ставка налога на прибыль может доходить до 38 %, в то время как среднеевропейский уровень – 23 %, а в России – 20 %) и подоходный налог. К прямым налогам также относится общий социальный взнос, который выплачивается по фиксированной ставке 2,4 % от всех доходов +1 % на медицинские нужды, а также налог на богатство (или солидарный налог) на состояние. Налогом на богатство облагаются физические лица с состоянием больше 790 тыс. евро.

Во Франции для некоторых лиц существует упрощенный порядок уплаты НДС, то есть налог в данном случае будет рассчитываться по итогам года, без квартальных деклараций, но с ежеквартальным внесением налоговых авансов. Данная льгота предоставляется предприятиям, имеющим за предшествующий календарный год оборот ниже 220 тыс. евро (по определенным видам деятельности – 760 тыс. евро). Если предприятие в отчетном году несло убытки, то их можно вычесть из облагаемой чистой прибыли следующих лет, а в отдельных случаях – из чистой прибыли предыдущих лет. Одна из важных особенностей французского НДС – это возможность его уменьшения на сумму, которая направлена на инвестиции. Предприниматели, на предприятиях которых занято 10 и более человек, должны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного строительства [5, C. 39].

От уплаты НДС во Франции освобождены: образование, медицина, лотереи и казино, деятельность общественного и благотворительного характера, все виды страхования. Для вновь создаваемых предприятий промышленного и торгового профиля установлен льготный период освобождения от налога на прибыль (полностью – в первые два года, на 75 % – на 3-й год, на 50 % – на 4-й год, на 25 % – на 5-й год). Разрешается перенос убытков на 3 года назад и на 5 лет вперед. Максимальные ставки ускоренной амортизации составляют 30 % от балансовой стоимости машин и оборудования.

Льготы включают в себя: субсидии (до 30 % от стоимости капиталовложений), налоговые скидки, льготные займы, ускоренную амортизацию, а также помощь со стороны местных властей. Сегодня Франция остается одной из стран с наиболее высоким уровнем налогообложения в Европейском союзе. В 2016 г. она, обогнав Бельгию, стала лидером по размеру налогов в ЕС. Французы отдают около 57 % годовой зарплаты в виде налоговых и социальных отчислений. Для сравнения, этот же показатель в Бельгии составляет 56,6 %, в Австрии – 54,6 %, в Венгрии – 54,2 %, в Германии – 52,31 %, в Великобритании – 35,2 %. В России общий уровень налоговой нагрузки составляет 47,4 % [3, C. 34].

Обобщая опыт налогообложения во Франции, можно отметить, что, несмотря на строгость налоговых выплат, французская налоговая система характеризуется социальной направленностью и гибкой системой скидок. Несвоевременная уплата наказывается штрафами и пенями, поэтому французы очень внимательно и осторожно относятся к вопросам налогообложения.

Необходимо добавить, что налоговая система Франции отличается от налоговых систем других зарубежных стран некоторыми заметными особенностями. Во-первых, для Франции свойственны высокие социальные налоги - платежи и взносы в фонды социального назначения (более 40 % общей суммы обязательных платежей и налогов по сравнению с 30 % в среднем по странам Европейского Союза).

Во-вторых, структура французской налоговой системы исторически сложилась таким образом, что фискальное значение косвенного налогообложения (налогов на потребление) в общей сумме государственных доходов превышает долю прямых. Не случайно именно Франция - родина налога на добавленную стоимость. В-третьих, согласно требованиям унификации налоговых систем в рамках Европейского Союза в последнее десятилетие наблюдается снижение ставок налогообложения с одновременным расширением налоговой базы за счёт отмены льгот.

Таким образом, анализ зарубежных налоговых систем позволяет сделать следующие выводы:

- налоговые системы большинства государств формируются под  воздействием значительных макроэкономических факторов, в частности,  экономических, политических и социальных условий (это обусловлено  межстрановыми различиями налоговых законодательств);

- опыт зарубежных стран в области налогообложения юридических лиц свидетельствует о том, что большинство из них в качестве качественного признака инструментов налогового регулирования используют: установление прогрессивной шкалы налога на прибыль организаций (Германия, Великобритания), применение налога на сверхприбыль (Германия), льготы по выполнению НИОКР (Франция), применение норм ускоренной амортизации (Германия, Великобритания, Франция), льготы на капитальные вложения (Германия) и др.

Очевидно, некоторые инструменты налогового регулирования используются и в нашей стране. Но в противовес налоговой  системе  России, отягощенной большим количеством налогов и сборов с  юридических лиц, налоговые системы исследуемых стран являются одними из самых  перспективных и выгодных стран для открытия собственного дела.

С каждой страной Россия имеет ряд сходств и различий. Одно из наиболее существенных различий – в Великобритании, Германии, Франции используется прогрессивная налоговая ставка, при которой ставка налога повышается по мере роста получаемых доходов.

Россия же на данный момент остаётся верна пропорциональной схеме, где ставка налога не зависит от дохода. Вопрос о необходимости перехода к прогрессивной ставке уже не раз обсуждался, но пока конкретных действий предпринято не было.

Таким образом, налоговые системы ряда европейских стран и России имеют свои особенности, обусловленные факторами, влияющими на их развитие состоянием экономики, традициями общества, национальной психологией. Налоговая система должна базироваться на такой организационной основе, которая позволила бы ей минимизировать издержки  как для страны в целом, так и для конкретного субъекта налогообложения.

 

Список литературы:
1. Бабенкова Е. О. Сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран // Постулат. - 2017. - № 5-1 (19). - С. 112.
2. Ларионова А. А. Сравнительный анализ налоговых систем России и Германии//Международный бухгалтерский учет. - 2015.- №17(359).- С.2-16.
3. Малышева О. С. Налоговые системы государств с развитой экономикой // Матрица научного познания. - 2017. - № 1-2. - С. 31-35.
4. Ордынская Е. В. Отдельные аспекты зарубежных налоговых реформ // Актуальные вопросы антикризисной политики: теория, история, современность / Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. Отв. ред. И.В. Турицын. - 2016. - С. 164-170.
5. Панина В. И. Самые успешные налоговые системы мира (сравнительный анализ)// Актуальные проблемы права, экономики и управления. - 2016. - № 12. - С. 39-41.
6. Ривняк Т. А. Налоговые системы зарубежных стран в аспекте концепции налоговых популяций // Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества / Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Под редакцией А.А. Ващенко. - 2016. - С. 304-307.
7. Стажарова Д. М. Налоговые системы России и зарубежных стран: опыт сравнительного исследования // Устойчивое развитие науки и образования. - 2016. - № 2. - С. 66-71.