Внешнеполитический аспект протестной волны в Иране (на примере протестов в конце 2017-начале 2018 годов)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)
Внешнеполитический аспект протестной волны в Иране (на примере протестов в конце 2017-начале 2018 годов)
Политическая история Исламской Республики Иран (далее ИРИ) после 1979 года представляет собой постоянный политический протест. Отметим, что иранская модель выражения несогласия граждан с действиями руководства страны во многом отличается от классического протеста (западного типа): если риторика протеста развитых демократических государств сконцентрирована на внутриполитической тематике, то в ИРИ одним из ведущих аспектов протестной волны является внешнеполитический вектор Тегерана.
Как уже отметалось выше, протестные настроения в ИРИ развиваются динамично, однако для данной работы целесообразно рассмотреть внешнеполитическую сторону недавних и ярких политических событий: в конце 2017-начале 2018 года в ИРИ прокатилась протестная волна, получившая название “Яичный протест”. Отметим, что антиправительственные выступления имели широкий спектр политических требований, которые нашли свое выражение в лозунгах протестующих. Особенно важно, в силу сложившейся геополитической ситуации на Ближнем Востоке, рассмотрение внешнеполитической направленности протеста. Анализ лозунгов поможет нам выявить внешнеполитический аспект протестной волны.
Анализ лозунгов и иных форм выражения в рамках протеста и в целом политического процесса описывается в работах Лассвелла и Блюменстока [1]. Отметим, что Г. Лассвелл и Д. Блюменсток рассматривают лозунг или слоган в качестве символа. Под символом логично понимать ту единицу политической коммуникации, с помощью которой политик или политическая партия может транслировать свою идеологию и ценности в массы, которая сокращает риски быть неуслышанными или неправильно понятыми избирателем. Этим объясняется популярность лозунгов и слоганов как инструментов в политическом протесте. Г. Лассвелл и Д. Блюменсток разделяют все символы-лозунги на три основные группы. Первая из них -это лозунги-требования. Политические слоганы, относящиеся к этой группе, можно охарактеризовать как желательные для реализации или указывающие на обязательное воплощение в жизнь каких-либо событий. Отметим, что в зависимости от характера требований в лозунге можно выделить модели лозунгов, носящих революционный оттенок. В первую очередь, это можно определить по наличию или отсутствию в слогане кардинальных перемен: чем требования радикальнее, тем более революционен лозунг. Второй группой символов-лозунгов, которую выделили Г. Лассвелл и Д. Блюменсток, являются символы-факты. Факты в данном контексте целесообразно рассматривать как предметы объективной действительности без каких-либо явных выражений предпочтений тех или иных политических акторов. Третьей группой лозунгов являются символы-идентификации. Нет особого смысла раскрывать данное понятие, так как из названия понятно, что данные слоганы и лозунги усиливают чувство идентификации с той или иной социальной или этнической группой, обостряют противопоставление “они-мы”.
Первые акции недовольства начались 28 декабря 2017 года и вызваны были подорожанием в два раза яиц, чем и объясняется специфическое название протестной волны. В дальнейшем локализация протеста начала разрастаться, а лозунги митингующих стали носить политический характер. Отметим, что социально-экономические причины для народного недовольства были: рост экономики ИРИ составляет пример 4-4,5% в год, а инфляция в 2017 году достигла 10%, что неблагоприятным образом сказалось на уровне жизни иранцев [2]. Однако с нашей точки зрения, разгневанные массы неспроста “обзавелись” политическими лозунгами. Например, протесты поддержала Компартия Ирана, демонстранты скандировали промонархические лозунги в поддержку свергнутой в 1979 году династии Пехлеви.
Итак, если брать общий объем самых часто повторяющихся толпой лозунгов, то можно сделать вывод, что 3 из 10 из них носят внешнеполитический характер [3]. Самые популярные из них: “Не Газа, не Ливан, моя жизнь - Иран”, “Смерть России” и “Уходите из Сирии, подумайте о нас”. Однако подчеркнем, что эти лозунги, кроме второго, в качестве внешнеполитических можно рассматривать только сквозь призму социально-экономических реалий Ирана: ИРИ увеличивает военный бюджет, несмотря на высокий уровень безработицы и инфляции, что вызывает недовольство в иранском обществе. Относительно лозунга о РФ можно констатировать, что он связан отчасти с внутриполитической проблематикой. РФ воспринимается в определённых кругах ИРИ как крупный партнер и единственная опора на международной арене клериканского режима, что вызывает негативное отношение к РФ у оппозиционно настроенных иранцев.
С нашей точки зрения, при анализе процесса формирования и реализации протеста стоит учитывать и позицию региональных и мировых игроков. Например, активную дипломатическую поддержку протестующим оказывали США, а сам сценарий развития событий напоминает отработанную схему “цветных революций”. Помимо США в смене режима в ИРИ заинтересованы многие региональные игроки, в частности Саудовская Аравия и Турция.
Подчеркнем также, что по стране проходят митинги не только против, но и в поддержку действующей власти, не уступающие по численности протестующим. Провластная волна акций также не была лишена внешнеполитической тематики и была отмечена ставшими уже традиционным для иранской политической культуры сжиганием флага США. Это доказывает, что внешнеполитический аспект политического протеста в ИРИ является следствием внутриполитической нестабильности страны ввиду социально-экономических проблем.
Таким образом, отмечая весьма существенную роль внешнеполитического репертуара в протестной волне в ИРИ, подчеркнем, что его причины носят внутренний характер. Говорить о каких-либо формах фобий в данном контексте, несмотря на яркость лозунгов, безосновательно.