Статья:

Договор транспортировки нефти по магистральному нефтепроводу

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(8)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Махамбетов Е.К. Договор транспортировки нефти по магистральному нефтепроводу // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 8(8). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/8/23318 (дата обращения: 25.09.2018).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Договор транспортировки нефти по магистральному нефтепроводу

Махамбетов Ернат Кабдешевич
бакалавр Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Договор транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам содержит как элементы транспортной экспедиции, так и иные элементы возмездного оказания услуг, выступая смешанным договором. Рассматриваемый договор следует охарактеризовать как непоименованный договор на оказание услуг по транспортировке нефти. Существующая на сегодняшний день система государственного регулирования, а также практика отношений в сфере поставки, транспортировки и хранения нефти, сформировала специфический подход и регулирование данных обязательственных отношений.

Доля магистрального трубопроводного транспорта в транспортной системе современной России довольно значительна. Это объясняется ориентированностью на экспорт нефтедобывающей отрасли. Ввиду того, что главные месторождения нефти по-прежнему находятся в отдаленных от конечных потребителей (в том числе зарубежных) районах, значение трубопроводного транспорта огромно как средство доставки энергоресурсов.

В настоящее время нефтяная отрасль остается базовой для экономики государства, она в значительной мере определяет экономический и политический суверенитет государства, решение социальных проблем населения. Кроме того, магистральный трубопроводный транспорт обеспечивает жизненно важные для государства валютные поступления, выступает инструментом влияния на внешнеэкономическую деятельность страны, взаимоотношения с государствами-транзитерами.

Стоит учитывать, что общие вопросы правового регулирования транспортировки нефти по магистральным трубопроводам в свое время исследовали такие ученые, как А.П. Вершинин, М.И. Клеандров, А.Г. Лисицын-Светланов, В.Ф. Яковлев в своих трудах по энергетическому праву.

В то время, как современное правовое регулирование транспортировки нефти преимущественно рассматривается в научных исследованиях по энергетическому и предпринимательскому праву. Так, правовому регулированию договора об оказании услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам посвящены научные статьи таких авторов, как А.Н. Абрамов, Д.А. Агафонова, А.Н. Большаков, В.Ю. Замятин, К.В. Корепанов и Л.И. Шевченко.

Современное правовое регулирование транспортировки нефти и газа трубопроводным транспортом рассмотрено преимущественно в диссертационных исследованиях. диссертации Д.Д. Логофета (2005), С.Л. Ситникова (2007), О.Г. Закиевой (2006) и М.В. Саудоханова (2007); правовому регулированию договора об оказании услуг по транспортировке газа по трубопроводам – работы В.В. Башунова (2005), К.Б. Кузнецова (2012).

Отношения по транспортировке нефти посредством системы магистральных нефтепроводов включают два вектора:

· между лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в данной сфере, между данными лицами и лицами, приобретающими различные виды энергоресурсов и которыми оказываются соответствующие услуги – частноправовые отношения;

· между лицами, которые занимаются предпринимательской деятельностью в энергетической сфере, а также компетентными государственными органами - публично-правовые отношения.

Субъектами договора транспортировки нефти выступают либо грузоотправитель, либо грузополучатель и транспортирующая организация. Договор транспортировки нефти посредством системы магистральных нефтепроводов заключается между собственником нефти и транспортирующей компанией, либо договор заключает получатель или потребитель нефти с транспортирующей организацией [2, с. 10].

Сложившаяся сегодня правовая база, которая посвящена регулированию отношений по транспортировке нефти посредством системы нефтепроводов, включает некоторое количество актов. В целом регулирование в данной сфере несовершенно и требует многих преобразований, доработок и упорядочивания. Недостаточность нормативно-правового регулирования сферы транспортировки нефти, доминирующее положение монополий, которые обладают возможностью в одностороннем порядке воздействовать на общие условия организации транспортировки нефти, создали проблему сверхмерного властного регулирования частноправовых отношений, что не всегда является оправданным. Совершенствование нормативно-правовый базы в данном направлении должно осуществляться в рамках современных концепций по развитию норм гражданского законодательства и энергетического законодательства в России.

Вследствие отсутствия скоординированной системы актов, большинство вопросов урегулировано ведомственными актами. Таким образом, необходимо принять Федеральный закон, который бы обеспечивал системное единство правового регулирования в данной области. Такой нормативно-правовой акт должен обеспечивать фундамент правового регулирования данной отрасли, на котором будет строиться подзаконное нормативно-правовое регулирование [4, с. 40].

Среди наиболее крупных действующих систем магистральных нефтепроводов необходимо выделить:

a) «Дружба» – крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е гг. для транспортировки нефти.

b) Балтийская трубопроводная система – система магистральных нефтепроводов, которая связывает месторождения нефти Тимано-Печерского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск.

c) Кроме уже имеющихся магистральных трубопроводов в настоящее время активно ведется строительство новых трубопроводов, в том числе в рамках межгосударственных договоров. Так, среди наиболее крупных реализованных проектов в последнее время имеет смысл отметить следующее: Нефтепроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан», Магистральный газопровод «Северный поток» («Nord Stream»), Проект магистрального газопровода «Южный поток» должен связать Россию со странами Центральной и Южной Европы.

Перечисленные выше магистральные трубопроводные системы как уже функционирующие, так и проектируемые являются инфраструктурами для транспортировки российских углеводородных ресурсов внутри страны и экспорта нефти за границу.

Согласно договору транспортировки нефти по магистральному нефтепроводу организация трубопроводного транспорта обязана принять некое количество нефти утвержденного качества от отправителя на одном узле магистрального нефтепровода и выдать полномочному на получение нефти лицу нефть данного качества в принятом от отправителя количестве на другом узле магистрального нефтепровода в указанный в договоре срок. При этом отправитель нефти обязуется своевременно сдать соответствующее количество нефти установленного качества организации трубопроводного транспорта в пункте отправления, а также обеспечить принятие нефти в пункте назначения и уплатить установленную за транспортировку нефти плату.

Указанный договор выступает непоименованным договором. В соответствии с пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе заключить договор, который не предусмотрен законом и иными правовыми актами (непоименованный договор) [5].

В отношении договора поставки нефти и нефтепродуктов предметом является сам товар, который понимается также в качестве объекта, его точное наименование, количество. В отношении договора поставки нефти и нефтепродуктов, существенными условиями являются: точное наименование товара; его индивидуализация по качеству и техническим характеристикам; цена; объемы; сроки и условия поставки; срок оплаты каждой партии; транспортные расходы, которые определены и согласованы в приложениях к договору; действия по ежемесячной оплате поставок нефти и нефтепродуктов. Все это должно быть предметом договора поставки нефти и нефтепродуктов.

Отличительной чертой договора поставки нефтепродуктов является его объект – природный ресурс, который относится к опасным грузам. В силу отличных друг от друга физических и химических свойств, нефтепродукты могут быть в жидком, вязком, твердом состоянии и потому условия доставки этого продукта различаются. Некоторые нефтепродукты доставляются исключительно в цистернах.

В отношении договора поставки существует особенности определения качества и количества нефти, продуктов ее переработки. Качество нефти и нефтепродуктов, ее переработки практически невозможно определить визуальными способами и потому необходимо проводить специальную экспертизу. Кроме этого, при определении количественной стороны следует учитывать естественные потери при транспортировке. Добываемая сырая нефть также различается по качественным характеристикам, что в обязательном порядке должно учитываться при заключении рассматриваемого договора поставки [6]. Дополнительным требованием является составление паспорта качества нефти и нефтепродуктов, которые определяют свойственные этому товару характеристики.

Стоит подчеркнуть, что в федеральном законодательстве отсутствует определение нефти и нефтепродуктов. Теоретики определяют нефть как природную многокомпонентную смесь взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом углеводородов, кислородных, сернистых и металлосодержащих соединений. Под нефтепродуктами необходимо понимать производные химические соединения, получаемые из нефти. Законодательство устанавливает специальные требования к деятельности, которая связана с нефтепродуктами, в том числе по договорным обязательствам, составляющим предмет договора поставки.

Предусмотрены требования к особенностям транспортировки, поскольку нефтепродукты, в зависимости от физико-химических свойств, могут находиться в любом состоянии и потому условия их доставки являются совершено различными и не только посредством определенных видов транспорта, но также по системе магистральных трубопроводов.

Договор транспортировки нефти по магистральному трубопроводу является новым явлением в российском праве [1, с. 15]. Отношения по транспортировке нефти и нефтепродуктов стали самостоятельным видом деятельности в результате приватизации нефтяной отрасли. Договор транспортировки нефти тесно сопоставим с договором поставки нефти. При попадании в систему трубопроводов нефть смешивается с нефтью других грузоотправителей и становится в некотором смысле абстрактным товаром, теряя свою индивидуализацию. В итоге получателю выдается нефть схожая по количеству и качеству. Поэтому предмет договора поставки нефти и нефтепродуктов, применительно к поставке посредством системы магистральных трубопроводов, должен соотноситься с предметом договором транспортировки нефти [9]. Также необходимо учитывать временные и сезонные факторы, тем более, что стороны при заключении договора не определяют их конкретное наименование, а лишь обозначают их как нефтепродукты.

Предмет договора поставки нефти и нефтепродуктов носит специфический характер, характеризуясь особенностями определения его качества и количества, продуктов ее переработки. Все это не представляется возможным проверить обычными способами, которые осуществляются при приемке товара. В каждом конкретном случае необходима экспертиза. В этих целях происходит обсуждение вопроса формирования банка качества нефти, поскольку такая мера облегчает разрешение подобного рода нюансов.

Отсутствие специального правового акта уровня федерального закона, который регулировал бы особенности оборота нефти и нефтепродуктов, отрицательно сказывается на развитии и дальнейшем совершенствовании отношений по поставке нефти и нефтепродуктов, негативно отражается на уровне инвестиционной привлекательности рынка РФ, прозрачности соответствующих процедур и других важнейших обстоятельствах. Принятие указанного правового акта является одной из главных задач развития законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере.

Необходимо ввести в главу 30 Гражданского кодекса РФ параграф «Поставка нефти и нефтепродуктов», где предмет договора поставки нефти и нефтепродуктов определить следующей формулировкой. По договору поставки нефти и нефтепродуктов одна сторона (поставщик), осуществляющая предпринимательскую деятельность в соответствующей сфере обязывается осуществить передачу другой стороне (покупателю) в обусловленный договором срок или сроки закупаемую или добываемую ей нефть либо производимые или закупаемые ею нефтепродукты в целях использования в предпринимательской деятельности или в иной не связанной с личным, семейным или иным использованием деятельности. При этом другая сторона (покупатель) обязуется оплатить полученную им нефть или нефтепродукты.

В указанной главе следует ввести общие положения по обязанностям сторон, по качеству, количеству, ассортимента поставок нефти и нефтепродуктов, государственных стандартов и технических условий, технических регламентов, требований к обязательной сертификации продуктов необходимости обязательного составление паспорта качества нефти и нефтепродуктов и других важных элементов.

 

Список литературы:
1. Абрамов А.Н. Правовая природа договора поставки нефти и нефтепродуктов // Вестник магистратуры. 2012. № 5. С. 93.
2. Агафонова Д.А. Особенности договора транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов // Современное регулирование деятельности организаций нефтегазового комплекса, – М.: 2016. – С. 10–16.
3. Баринов Н.А., Бевзюк Е.А., Беляев М.А., Бирюкова Т.А., Барышев С.А., Вахрушева Ю.Н., Долотина Р.Р., Елизарова Н.В., Закиров Р.Ю., Захарова Н.А., Иванишин П.З., Морозов С.Ю., Михалева Т.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (постатейный) // СПС Консультант Плюс. 2014.
4. Большаков А.Н. Динамика законодательного регулирования отношений по транспортировке нефтепродуктов / Экономика и право: анализ тенденций и перспектив развития. Нижний Новгород. 2016. – С. 35–42.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017). «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, Ст. 3301. 
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017). «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, сСт. 410.
7. Замятин В.Ю. Экспорт нефти и нефтепродуктов из России: правовое регулирование // Вестник ФБУ «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ», № 2, 2012. – С. 52–61.
8. Корепанов К.В. Правовая природа права доступа к магистральным нефтепроводам экспортных направлений и его уступка // Правовой энергетический форум, № 3. 2014. – С. 42–48.
9. Нефть. Общие технические условия. ГОСТ Р 51858-2002 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 08.01.2002 № 2-ст) (ред. от 26.11.2009). – М., ИПК Издательство стандартов, 2002.
10. Шевченко Л.И. Развитие законодательства, регулирующего отношения по транспортировке нефти в системе магистральных нефтепроводов, и его влияние на теоретические представления об их правовой сущности // Юридический мир, № 5. 2013. – С. 14–19.