Эвтаназия – право человека на смерть
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(81)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(81)
Эвтаназия – право человека на смерть
У каждого человека есть право на жизнь. Но собственного или даже юридического права на окончание этой жизни человек, к сожалению, не имеет. Уже многие десятилетия обсуждения о проблемах эвтаназии не прекращаются. С каждым годом все больше новостей и фактов применения эвтаназии и легализации ее в Европейских государствах мы видим в средствах массовой информации.
Первое в медицинском понимании упоминание понятия «эвтаназия» относится к 16 веку. Френсис Бекон употребил этот термин для определения «легкой смерти». В современной медицине эвтаназия трактуется как «умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе с целью прекращения их страданий»; «сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения страданий» [1]. В этом случае, причинение смерти воспринимается как благо, которое возможно для устранения страданий. В юридической литературе эвтаназия рассматривается как «умышленное действие или бездействие медицинского работника, осуществляемое в соответствии с явно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося в угрожающем жизни состоянии, в результате которых наступает его смерть» [2].
В Российской Федерации эвтаназия законодательно запрещена Федеральным законом № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии или осуществляет эвтаназию, также несет уголовную ответственность. Легализация эвтаназии недопустима и несовместима с врачебным призванием. Также эвтаназия является угрозой развития медицины. Но даже несмотря на это, в некоторых странах всё-таки эвтаназия легализована, например, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария, Канада. Там практически в каждой больнице есть услуга «умерщвления» - как часть паллиативной помощи. Может некоторые больницы, и хотели бы отказаться от применения практики эвтаназии, но сделать они этого не могут, из–за политического характера данного деяния. В этих странах даже в аптеках стали продаваться наборы для совершения эвтаназии, которые выписывает лечащий врач с указанием точной для человека дозировки вещества. В 1998 году в Швейцарии создалась целая некоммерческая организация под названием Dignitas, которая помогает человеку «в прекращении страданий», происходит данная процедура в частном доме или в квартире человека. Также специалисты Dignitas говорят с людьми о смерти «без каких-либо запретов и патернализма», сотрудничают с клиниками и врачами и помогают человеку в «самоопределении конца его жизни», а также работают над предотвращением суицидов и самоубийств.
Главным критерием отказа от применения эвтаназии считается надежда на то, что удастся победить болезнь. Человек до конца жизни надеется, что болезнь отступит сама по себе и что он будет всегда здоров, но на самом деле это мнение ошибочно. Игумен Никон (Воробьев, 1963) в своих трудах писал, что рак - это милость Божья к человеку. Обреченный на смерть человек отказывается от греховных удовольствий, ум его занят только одним: «он знает, что смерть его уже близка, уже необратима и заботится лишь о том, чтобы подготовиться к ней – исправлением себя и примирением со всеми, а главное – искренним покаянием перед Богом» [3]. Если посмотреть на позицию Русской православной церкви, то она ясна и однозначна. Для православного христианина не может быть «бессмысленных» страданий. Боль и страдание – это последствия грехов человека, которые изменили его природу и сущность. Они неизбежны в жизни человека, по мнению православной церкви. Однако Бог победил власть греха Своими страданиями. Но, мы знаем, что не всякое страдание искупимо. Главный принцип христианской православной биоэтики - принцип священности человеческой жизни, а эвтаназия полностью противоречит этому и является посягательством на христианские устои.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема эвтаназии в наше время имеет очень сложный и многогранный характер. На мой взгляд, самоубийство при содействии создает новое, вымышленное право - «право на смерть». Это очень сильно подрывает право на жизнь, которое играет главную роль во всем обществе. Сейчас общественность не готова ответить на вопрос о легализации добровольного ухода из жизни. В случае разрешения проведения процедуры эвтаназии в России, вероятность, что общественность примет эту процедуру крайне мала, потому что будет велика опасность с разного рода употреблениями. Поэтому логично предположить, что появись перспектива «легализованной эвтаназии», все это превратилось бы в некий инструмент, который «использовался бы по – разному», в разных интересах» и зачастую независимо от воли лица, к которому данная процедура будет применена.