Общая характеристика оперативно-розыскных мер направленных на противодействие распространению терроризма в Российской Федерации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(84)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(84)
Общая характеристика оперативно-розыскных мер направленных на противодействие распространению терроризма в Российской Федерации
Аннотация. В статье анализируются основные приемы оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов Российской Федерации направленные на раскрытие, предотвращение и своевременное предупреждение совершения преступлений террористического характера.
Ключевые слова: террористический акт, противодействие терроризму, оперативно-розыскные деятельность.
Актуальность данной работы проявляется в том, что за последние несколько десятков лет феномен терроризма значительно изменился в сторону усложнения своевременного вскрытия и предотвращения. В ходе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений террористической и экстремистской направленности широко используются средства оперативно-розыскной деятельности.
Полный и исчерпывающий перечень ОРМ содержится в ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [1], однако для предотвращения этих преступлений чаще всего в практике оперативных служб ФСБ и ОВД России используются такие ОРМ, как наведение справок, опрос, сбор образцов для сравнительного исследования, обследование помещений, зданий, сооружений и транспортных средств, оперативное внедрение, наблюдение, контроль почтовых, отправлений, телеграфных и иных сообщений [2, с. 35].
В случаях возникновения сложных, а иногда и тупиковых следственных ситуаций, которые нельзя разрешить производством отдельных ОРМ, целесообразно проведение их комплекса, который получил название оперативной комбинации – оперативно-розыскной операции специальных служб с широким использованием перевербованных «чужих» агентов, специальных оперативно-технических средств, мнимо криминальных структур, дезинформации и инсценировок.
В комплекс оперативно-розыскных мероприятий в зависимости от планируемой оперативной операции могут входить в различных тактических комбинациях (сочетаниях) и наблюдение (визуальное или электронное, а также и комбинированное), и оперативное внедрение, и контролируемая поставка, и оперативный эксперимент, и прослушивание телефонных переговоров, и снятие информации с технических каналов связи другие негласные мероприятия.
Длительность проведения оперативной комбинации зависит от характера и сложности поставленных задач, обстановки и условий ее производства и особенностей планируемого результата. В теории ОРД нет единства о понятии и содержании результата оперативной комбинации. Тем не менее, в соответствии со ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкцией от 27 сентября 2013 г. «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю или в суд» это понятие прежде всего должно охватывать фактические данные, полученные оперативным подразделением. Однако если фактические данные (гласная и негласная информация) действительно являются основным результатом отдельных ОРМ, то в отношении результатов оперативной комбинации подобное определение представляется недостаточным. Во многих случаях конечным результатом оперативной комбинации могут быть и иные итоги этой комплексной операции: ликвидация лидера террористического формирования; предотвращение захвата заложников или воздушного судна, выявление тайников с оружием и т. д. [5, с. 27 – 28].
Оперативно-розыскная работа связна в значительной степени с информационной деятельностью, когда речь идет о получении информации. Это может быть информация полученная процессуальным путем. Например, получение разрешения суда на прослушивание телефонных переговоров заподозренного в совершении преступлений террористического или экстремистского характера. Это может быть информация, полученная не процессуальным путем (в результате проведения ОРМ, получения сведений из информационных центров системы МВД России, использования криминалистических учетов, АИПС и др.) [6, с 58 – 60].
Особо внимания заслуживает информация, получаемая из сети интернет. Эта информация может использоваться не только как справочная, официальная, получаемая в режиме свободного доступа с официальных сайтов, но и как ориентирующая для установления связей террориста, экстремиста с другими участниками преступной деятельности в социальных сетях. Иногда аккаунт пользователя социальной сети содержит в себе информацию, являющуюся террористической или экстремистской.
На сегодняшний день по различным требованиям Генеральной прокуратуры РФ было заблокировано около семидесяти информационных ресурсов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности, массовым беспорядкам.
Розыскные мероприятия, ставящие целю получение исходной информации для розыска: рассылка запросов в различные инстанции; розыскной опрос граждан (беседы с осведомленными лицами); наведение справок; проверки по учетам; изъятие следов запаха вероятного преступника; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; изучение архивов уголовных дел; исследование предметов и документов и пр.
В случае, если произошел теракт с применением взрывного устройства разумным будет применение следующей схемы расследования: осмотр места происшествия; после (или одновременно с осмотром) по возможности организуется преследование и задержание преступников «по горячим следам», осуществляются поисковые и заградительные мероприятия; при нахождении террористов производится их арест; после непосредственного задержания осуществляется личный обыск и осмотр изъятых при обыске предметов; задержанные террористы допрашиваются в качестве подозреваемых; производятся обыски по месту постоянного или временного жительства задержанных; назначаются экспертизы: дактилоскопическая, иные трасологические, взрывотехническая, судебно-медицинская экспертиза пострадавших и пр.; производится допрос свидетелей [8].
Получив из дежурной части сообщение о событии, имевшим признаки теракта, и приняв решение о выезде на место происшествия, руководитель специализированной следственно-оперативной группы, прежде всего, должен проверить некоторые факты: уточнить адрес и характер места, где произошел теракт; участвуют ли в ликвидации последствий медицинские, аварийно-спасательные и коммунальные службы, подразделения МЧС для оказания помощи и эвакуации раненых, погибших, разбора завалов, отключения бытовых и производственных коммуникаций (газа, воды, электричества, отопления и т.п.); приняты ли меры для ликвидации пожара, или иные действия по устранению последствий взрыва; производится ли эвакуация людей, вещественных ценностей и важной документации из опасной зоны; работают ли на месте происшествия специалисты инженернотехнического подразделения отрядов полиции особого назначения для поиска и обезвреживания не взорвавшихся взрывных устройств; отправлены ли к месту происшествия для проверки поступившей информации и осуществления его охраны необходимое количество сотрудников полиции; гарантированно ли присутствие (либо согласие) представителей физических и юридических лиц, чьи помещения будут осматриваться; применены ли типовые планы и осуществляется ли преследование лиц, подозреваемых в совершении теракта, «по горячим следам» [7, с. 197].
Финальный перечень того, что должен выполнить руководитель специализированной следственно-оперативной группы на первой стадии подготовительного этапа – установить технико-криминалистические средства, которые необходимы для осмотра места происшествия. Кроме следственного чемодана, фото- и видеоаппаратуры, средств коммуникации при осмотре места происшествия [4, с. 33].
Итак, установление условий и обстоятельств преступлений террористической направленности устанавливается использованием криминалистических методов изучения доказательств, обеспечивающих на основе закономерных процессов отражения и проявления взаимодействующих объектов, предметов и субъектов, возможность определить характер и направленность криминальных действий исходя из личностной активности субъекта преступной деятельности [3, с. 220].
Таким образом можно прийти к выводу, что в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий необходимо не только найти доказательства виновности тех или иных лиц и задержать их, но также выработать комплекс мер, который впоследствии поможет при расследовании других преступлений террористической направленности. Более того – тщательное изучение опыта поможет выявить те обстоятельства, которые способствовали совершению теракта и причины, по которым правоохранительные органы не смогли помешать его совершению.