ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ В ПРЕДЕЛАХ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ В ПРЕДЕЛАХ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Одним из важнейших элементов социально-экономического процветания любого государства служит конкурентная политика. Она выражается в создании развитой конкурентной институциональной и организационной среды, обеспечивающей сочетание конкурентоспособных, эффективных предприятий с защитой интересов конечных потребителей.
Неразвитость или ее деградация способствует созданию искусственных барьеров перед субъектами предпринимательской деятельности, что побуждает к созданию и последующему использованию мер по антимонопольному регулированию, однако необходимо помнить и о необходимости стимулировать развитие конкурентной среды.
Проведение грамотной общественно-политической работы в данном направлении невозможно без наличия эффективного государственного антимонопольного контроля, цель которого заключается в обеспечение устойчивого развития национальной экономики.
Функция контроля позволяет конкуренции ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет потребителю возможность выбора, такого мнения придерживается М.А. Егорова. [1]
Основой для защиты конкуренции и реализации мероприятий по осуществлению антимонопольного контроля заложены в Федеральном Законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции). [2]
Согласно ч. 2 ст. 1 данного Федерального Закона, в приоритете ставиться обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Федеральный закон сочетает в себе функции предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, восстановление нарушенных в результате данных действий прав и законных интересов добросовестных участников рыночной экономики (хозяйствующих субъектов, потребителей и т.д.).
Отличительной особенностью отношений, которые регулируются в Законе № 135-ФЗ, является опора на административный порядок защиты прав хозяйствующих субъектов и иных участников рынка.
Органом в чьи полномочия входит реализация исполнительной власти за соблюдением антимонопольного законодательства выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), обладающая в свою очередь территориальными антимонопольными органами.
На основании Закона № 135-ФЗ, а именно ст. 22, можно выделять функции, которые возложены на данный орган, связанные с государственным контролем за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр и т.д.
Определяя основные функции антимонопольного органа, связанные непосредственно с осуществлением деятельности по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодатель не дает четкого определения данному понятию.
Отсутствие дефиниции рассматриваемой категории привело к наличию определенной дискуссии по данному вопросу.
В связи с этим Закон о защите конкуренции связывают с контролем за соблюдением антимонопольного законодательства и последующим проведением проверок, отмечая, что понятия «контроль за соблюдением антимонопольного законодательства» и «антимонопольный контроль» являются синонимами. [3]
К.Л. Вознесенский считает, что сводить контроль исключительно к проверкам было бы неправильно, однако само их существование свидетельствует об основополагающем значении проверок в системе контрольных мероприятий. [4]
П.В. Самолысов выдвигает следующее определение для антимонопольного контроля, как проверку антимонопольным органом соблюдения российскими и иностранными хозяйствующими субъектами, финансовыми организациями, органами публичного управления антимонопольного законодательства. [5]
Однако данное определение можно выделить так как, деятельность антимонопольного органа по оценке соответствия деятельности хозяйствующих субъектов осуществляемая как по собственной инициативе в рамках предоставленных полномочий, так и по обращению хозяйствующих субъектов и иных лиц, права которых нарушены либо в отношении которых существует угроза нарушения их прав.
В связи с осуществлением государственного антимонопольного контроля обеспечивается соблюдение и защита исходных прав и принципов рыночной экономики, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в частности: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности; запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В данной трактовке государственный антимонопольный контроль характеризуется как один из административно-правовых способов защиты гражданских прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Также необходимо помнить, что данный Орган имеет ряд других функций, связанных с контролем за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов), рекламы, по контролю в сфере государственного оборонного заказа, в сфере государственных закупок и иные контрольные функции. [11]
Данные функции непосредственно не относятся к государственному контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, но тесно с ним связаны. Так, функция по контролю за деятельностью субъектов естественной монополии и регулированию тарифов связана с предупреждением злоупотребления доминирующим положением естественными монополиями и регулируемыми компаниями, функция по контролю за рекламой с предупреждением недобросовестной конкуренции, функция по контролю в сфере государственных закупок с антимонопольным контролем над торгами.
Для исполнения своих обязанностей, антимонопольный орган обладает широким перечнем полномочий. По ст. 23 Федерального Закона № 135-ФЗ к полномочиям антимонопольного органа отнесены полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а так-же государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме.
Реализация антимонопольным органом установленной законом компетенции происходит в рамках определенных административных производств.
В теории административного права под административным производством понимается вид деятельности административно-публичных органов по разрешению посредством использования определенного способа административно-правового воздействия специфической категории индивидуальных административных дел с соблюдением специальной юридической (административной) процедуры [12].
Анализируя Закон о защите конкуренции можно сделать вывод, что все подведомственные антимонопольному органу индивидуальные административные дела подлежат разрешению в рамках следующих видов административных производств: административно-контрольное (надзорное) производство, производство по жалобам, производство по делам об административных правонарушениях.