Статья:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ В ПРЕДЕЛАХ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шаймарданов Ф.Ф. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ В ПРЕДЕЛАХ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 19(286). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/286/149396 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ В ПРЕДЕЛАХ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Шаймарданов Фаиз Филусович
магистрант, Набережночелнинский филиал Казанского Федерального Университета, РФ, г. Набережные Челны
Туманов Дмитрий Юрьевич
научный руководитель, проф., Набережночелнинский филиал Казанского Федерального Университета, РФ, г. Набережные Челны

 

Одним из важнейших элементов социально-экономического процветания любого государства служит конкурентная политика. Она выражается в создании развитой конкурентной институциональной и организационной среды, обеспечивающей сочетание конкурентоспособных, эффективных предприятий с защитой интересов конечных потребителей.

Неразвитость или ее деградация способствует созданию искусственных барьеров перед субъектами предпринимательской деятельности, что побуждает к созданию и последующему использованию мер по антимонопольному регулированию, однако необходимо помнить и о необходимости стимулировать развитие конкурентной среды.

Проведение грамотной общественно-политической работы в данном направлении невозможно без наличия эффективного государственного антимонопольного контроля, цель которого заключается в обеспечение устойчивого развития национальной экономики.

Функция контроля позволяет конкуренции ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет потребителю возможность выбора, такого мнения придерживается М.А. Егорова. [1]

Основой для защиты конкуренции и реализации мероприятий по осуществлению антимонопольного контроля заложены в Федеральном Законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции). [2]

Согласно ч. 2 ст. 1 данного Федерального Закона, в приоритете ставиться обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Федеральный закон сочетает в себе функции предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, восстановление нарушенных в результате данных действий прав и законных интересов добросовестных участников рыночной экономики (хозяйствующих субъектов, потребителей и т.д.).

Отличительной особенностью отношений, которые регулируются в Законе № 135-ФЗ, является опора на административный порядок защиты прав хозяйствующих субъектов и иных участников рынка.

Органом в чьи полномочия входит реализация исполнительной власти за соблюдением антимонопольного законодательства выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), обладающая в свою очередь территориальными антимонопольными органами.

На основании Закона № 135-ФЗ, а именно ст. 22, можно выделять  функции, которые возложены на данный орган, связанные с государственным контролем за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр и т.д.

Определяя основные функции антимонопольного органа, связанные непосредственно с осуществлением деятельности по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодатель не дает четкого определения данному понятию.

Отсутствие дефиниции рассматриваемой категории привело к наличию определенной дискуссии по данному вопросу.

В связи с этим Закон о защите конкуренции связывают с контролем за соблюдением антимонопольного законодательства и последующим проведением проверок, отмечая, что понятия «контроль за соблюдением антимонопольного законодательства» и «антимонопольный контроль» являются синонимами. [3]

К.Л. Вознесенский считает, что сводить контроль исключительно к проверкам было бы неправильно, однако само их существование свидетельствует об основополагающем значении проверок в системе контрольных мероприятий. [4]

П.В. Самолысов выдвигает следующее определение для антимонопольного контроля, как проверку антимонопольным органом соблюдения российскими и иностранными хозяйствующими субъектами, финансовыми организациями, органами публичного управления антимонопольного законодательства. [5]

Однако данное определение можно выделить так как, деятельность антимонопольного органа по оценке соответствия деятельности хозяйствующих субъектов осуществляемая как по собственной инициативе в рамках предоставленных полномочий, так и по обращению хозяйствующих субъектов и иных лиц, права которых нарушены либо в отношении которых существует угроза нарушения их прав.

В связи с осуществлением государственного антимонопольного контроля обеспечивается соблюдение и защита исходных прав и принципов рыночной экономики, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в частности: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности; запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В данной трактовке государственный антимонопольный контроль характеризуется как один из административно-правовых способов защиты гражданских прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Также необходимо помнить, что данный Орган имеет ряд других функций, связанных с контролем за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов), рекламы, по контролю в сфере государственного оборонного заказа, в сфере государственных закупок и иные контрольные функции. [11]

Данные функции непосредственно не относятся к государственному контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, но тесно с ним связаны. Так, функция по контролю за деятельностью субъектов естественной монополии и регулированию тарифов связана с предупреждением злоупотребления доминирующим положением естественными монополиями и регулируемыми компаниями, функция по контролю за рекламой с предупреждением недобросовестной конкуренции, функция по контролю в сфере государственных закупок с антимонопольным контролем над торгами.

Для исполнения своих обязанностей, антимонопольный орган обладает широким перечнем полномочий. По ст. 23 Федерального Закона № 135-ФЗ к полномочиям антимонопольного органа отнесены полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а так-же государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме.

Реализация антимонопольным органом установленной законом компетенции происходит в рамках определенных административных производств.

В теории административного права под административным производством понимается вид деятельности административно-публичных органов по разрешению посредством использования определенного способа административно-правового воздействия специфической категории индивидуальных административных дел с соблюдением специальной юридической (административной) процедуры [12].

Анализируя Закон о защите конкуренции можно сделать вывод, что все подведомственные антимонопольному органу индивидуальные административные дела подлежат разрешению в рамках следующих видов административных производств: административно-контрольное (надзорное) производство, производство по жалобам, производство по делам об административных правонарушениях.

 

Список литературы: 
1. Егорова М.А. Конкурентное право. Учебник - М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2018. - 632 с.
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. No 31 (1 ч.). Ст. 3434.
3. Артемьев И.Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции». - М.: Статут, 2016. -720 с.
4. Вознесенский К.Л. Административно-правовое регулирование осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в Российской Федерации. – М.: Директ-Москва, 2014. - 162 с.
5. Самолысов П.В. Антимонопольный контроль в Российской Федерации: генезис, сущность и содержание // Вестник арбитражной практики. 2016. No 6. С. 57-64.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3259.
7. Кононов П.И. Актуальные проблемы административного процесса: монография / П.И. Кононов, Е.Н. Смирнов. - М: РУСАЙНС, 2024. - 279 с.