Статья:

Финансовый мониторинг как вид финансового контроля

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Малхасян Т.Р. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 34(85). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/85/59726 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Финансовый мониторинг как вид финансового контроля

Малхасян Татьяна Рузвелтовна
студент, Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Москва

 

Важнейшим фактором успеха для стабильного функционирования развитой экономики страны осуществляющего качественный финансовый контроль  государства с применением финансового мониторинга.

Качественный финансовый контроль является наиболее важнейшим условием экономической стабильности страны.

Опираясь на данные факты можно сказать, что цель государственного финансового контроля заключается в обеспечение законности бюджетной деятельности, а также эффективности. Во время процедуры финансового контроля проверяется как законность, так и целесообразность финансовой деятельности.

Как и в других странах в России имеются актуальные нерешенные проблемы, которые характеризуются не результативным, противозаконным  и нецелевым использованием государственных средств. Основополагающей задачей государства является обеспечение сохранности своих финансовых интересов. Эффективность государственного финансового контроля является одним из важнейших условий экономической устойчивости и социальной стабильности государства.

Осуществляться государственный финансовый контроль должен в первую очередь за:

- происхождением средств, их поступлением в бюджет и расходованием;

- использованием государственной собственности;

- использованием средств бюджета;

- результативностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций.

К главному различию финансового контроля от финансового мониторинга относят его цель – гарантия законности бюджетной деятельности в РФ, а также её результативность в бюджетной сфере бюджетной системы РФ.

В процедуре финансового контроля обследуется целесообразность (производительность) и законность финансовой деятельности.

В качестве субъектов финансового контроля являются государственные органы (например, Счетная палата РФ, ФНС, ФТС) и муниципальные органы (например, территориальные подразделения Счетной палаты РФ), а также уполномоченные на то субъекты хозяйствования. В качестве объектов финансового контроля выступают организации, государственные и муниципальные органы, деятельность которых контролируемая.

Финансовый мониторинг – это необходимое звено финансового контроля в Российской Федерации, без которого практически недостижимо эффективной и согласованной работы.

Если обратиться к нормативно-правовым актам, то можно заметить ,что понятие финансового мониторинга возникло наряду с изданием Указа Президента РФ от 1 ноября 2001 г. «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Вместе с тем данный нормативно-правовой акт, а также последующие нормативно-правовые акты включали легального определения финансового мониторинга.

Если обратиться к нормативно-правовым актам, то можно заметить , что они не включают легального определения финансового мониторинга.

Иерархия органов финансового мониторинга трехуровневая. На первом уровне находится Федеральная служба финансового мониторинга в качестве  уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающего аналитику информации. На втором уровне находятся контролирующие органы, осуществляющие надзорную функцию финансового мониторинга. На последнем уровне находятся организации, которые производят операции с денежными средствами, например, ломбарды, и т.д.

Финансовый контроль невозможно представить без одной из главных его составляющих – финансового мониторинга в широком смысле.

Подводя итоги, необходимо сказать, что финансовый мониторинг представляет собой инструмент управления, который позволяет выявлять внутренние связи финансовой системы и находить средства для устранения обнаруживаемых в ней элементов дезорганизации с помощью надлежащим образом обоснованных решений. Возрастание роли финансового контроля выражается в его продуктивной организации и четкой структурированности, а также формировании новых видов, методов, форм и систем финансового контроля, имеющих теоритическое подтверждение и фактическое применение.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ (в ред. от 03.07.2018) // Собрание Законодательства Российской Федерации, 2018, № 53, ст. 8491.
2. Карасёва М.В. Финансовое право России: учебное пособие для вузов / М.В. Карасева. – М.: Юрайт, 2011. 369 с
3. Финансовый мониторинг: В.И. Глотов, А.У. Альбеков, Е.Н. Алифанова и др. ; под ред. В.И. Глотова, А.У. Альбекова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). – Ростов-на-Дону : Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019. – 174 с.
4. Ковалева, Э.Р. Государственный финансовый контроль / Э.Р. Ковалева ; Институт экономики, управления и права (г. Казань). – Казань : Познание, 2014. – 300 с.