Статья:

О ПРАВЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ВЫБОР ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Конференция: LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Корпоративное право; энергетическое право

Выходные данные
Ауталипова З.Т. О ПРАВЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ВЫБОР ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(81). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О ПРАВЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ВЫБОР ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ауталипова Зульфия Тулеутемировна
магистрант, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева - ЕНУ, Республика Казахстан, г. Астана

 

ON THE CONSUMER’S RIGHT TO CHOOSE AN ENERGY SUPPLY ORGANIZATION

 

Zulfiya Autalipova

Master's student, Eurasian National University named after L.N. Gumilyov – ENU, Republic of Kazakhstan, Astana

 

Аннотация. В Казахстане на конкурентном рынке осуществляют деятельность более ста энергоснабжающих организаций. Потребителю законодательством предоставлено право выбора поставщика электрической энергии. В статье рассматриваются причины, препятствующие бытовому потребителю реально поменять энергоснабжающую организацию.

Abstract. In Kazakhstan, more than one hundred energy supply organizations operate in a competitive market. The consumer is granted by law the right to choose an electrical energy supplier. The article discusses the reasons that prevent a household consumer from actually changing their energy supply organization.

 

Ключевые слова: энергоснабжающая организация; потребитель; договор энергоснабжения; дифференциация тарифов; государственное регулирование.

Keywords: energy supplying organization; consumer; energy supply agreement; tariff differentiation; state regulation.

 

В различных странах на розничном рынке продажи потребителям электрической энергии применяется одна из двух моделей– конкурентная или неконкурентная. При использовании неконкурентной модели потребители лишены возможности выбора поставщика электрической энергии. В условиях конкурентной модели продажу электрической энергии осуществляют несколько поставщиков и потребитель вправе выбирать одного из них [1, с.34].

В связи с принятием в 2004 году Закона Республики Казахстан «Об электроэнергетике» на рынке реализации электрической энергии была введена в действие конкурентная модель В подпункте 1) пункта 1 статьи 3 данного закона предусмотрено, что государственное регулирование в области электроэнергетики осуществляется путем создания конкурентных условий на рынке, гарантирующих потребителям право выбора поставщиков электрической энергии [3, с.1].

В современных условиях необходимости минимизации расходов на оплату электрической энергии потребители заинтересованы в выборе энергоснабжающей организации, продающей электроэнергию по наименьшей цене.. Целью данной статьи является анализ действующего законодательства в сфере электроэнергетики и установление причин, создающих реальные препятствия для потребителя, намеревающегося сменить поставщика электрической энергии.

Изменение государственных подходов к регулированию розничного рынка электрической энергии свидетельствует о поиске наиболее оптимальной модели его функционирования. В принятой в 2014 году Концепции развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года утверждалось, что основным достоинством конкурентной модели является борьба за потребителя.

 Это должно привести к консолидации энергоснабжающих организаций, к снижению сбытовой надбавки, развитию инноваций и повышению качества обслуживания потребителей розничного рынка электроэнергии [6, с.77].

Энергоснабжающие организации осуществляют свою деятельность на конкурентном рынке при наличии лицензии на осуществление деятельности по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 28 Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» [4, с.4]. На начало 2023 года в Казахстане более 500 компаний имеют лицензию на осуществление деятельности по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения. При этом фактическую деятельность осуществляют порядка 140 организаций, в том числе на 35 энергоснабжающие организации распространяется государственное регулирование [8, с.6].

Таким образом, сектор электроснабжения характеризуется большим количеством энергоснабжающих организаций. Однако несмотря на присутствие достаточного количества энергоснабжающих организаций на рынке, тем не менее между ними отмечается неравная конкуренции и отсутствие возможности у бытовых потребителей в их выборе. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, в Концепции защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан на 2022-2026 годы констатирован тот факт, что на розничном рынке не удалось в достаточной степени организовать оптимальную структуру товарного рынка для развития конкуренции между энергоснабжающими организациями: фактическая доля энергоснабжающих организаций, вертикально интегрированных с электросетевыми и энергопроизводящими организациями, варьируются в диапазоне от 55-70% (в столице, Туркестанской, Костанайской, Восточно-Казахстанской областях) до 90-100% в остальных регионах [14, с.3].

Во-вторых, отдельные энергоснабжающие организации выполняют функции гарантирующих поставщиков электроэнергии. Гарантирующий поставщик электрической энергии – это энергоснабжающая организация, осуществляющая энергоснабжение потребителей в случаях прекращения энергоснабжения потребителей всеми другими энергоснабжающими организациями не по вине потребителя. В соответствии с пунктом 12 Правил организации и функционирования розничного рынка электрической энергии, а также предоставления услуг на данном рынке гарантирующий поставщик электрической энергии определяется из числа энергоснабжающих организаций, в составе потребителей которого находится большинство бытовых потребителей по сравнению с другими энергоснабжающими организациями в соответствии с зоной ответственности [10, с.5]. В связи с этим, в каждом регионе из числа энергоснабжающих организаций был определен один гарантирующий поставщик, у которого на обслуживании находится большинство бытовых потребителей.

На сайте Агентства Республики Казахстан по защите и развитию конкуренции указано, что «исторически услуги электроснабжения всегда оказывала одна монопольная компания…В силу этого потребитель сейчас привязан к одному поставщику услуг. В то время как сейчас законодательно услуга электроснабжения находится в конкурентной среде…в Казахстане работают порядка 180 альтернативных  энергоснабжающих организаций, в каждом регионе их не менее 5» [12, с.1].

Например, по городу Астана по состоянию на 9 февраля 2023 года в списке значится 59 действующих энергоснабжающих организаций, из которых только 8 компаний заключают договоры энергоснабжения с физическими лицами [13, с.1]. Среди них одна организация является гарантирующим поставщиком электрической энергии – товарищество с ограниченной ответственностью «Астанаэнергосбыт».

Следующая причина, по которой бытовые потребители ограничены в выборе энергоснабжающих организаций, несмотря на их значительное количество на рынке -  это действующий в Казахстане порядок государственного регулирования цен на электрическую энергию.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 124-5 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан государственное регулирование цен распространяется на товары (работы, услуги) субъектов общественно значимых рынков в области розничной реализации электрической энергии энергоснабжающими организациями [9, с.103]. При этом такое государственное регулирование цен сохранилось в отношении субъектов рынка, которые ранее состояли в реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, то есть доля которых рынке составляла 35 и более процентов [5, с.1]. Как правило, в данном реестре состояли энергоснабжающие организации со статусом гарантирующего поставщика электрической энергии, поскольку они обслуживали в своем регионе значительную часть потребителей, в том числе и население. В целом на законодательном уровне остался прежним подход, заключающийся в государственном регулировании цен на розничную реализацию электрической энергии в отношении наиболее крупных поставщиков.

Цены на электрическую энергию энергоснабжающих организаций формируются исходя из отпускных цен энергоисточников, тарифов на передачу электрической энергии и снабженческой надбавки самой энергоснабжающей организации. При этом для вышеуказанных отдельных энергоснабжающих организаций уполномоченным органом утверждаются среднеотпускные тарифы, которые дифференцируются по следующим группам потребителей: физические лица (население); юридические лица и индивидуальные предприниматели; бюджетные организации.

Остальные энергоснабжающие организации, не подпадающие под государственное регулирование цен, самостоятельно устанавливают конечную цену на реализуемую электрическую энергию. Разница в ценах между энергоснабжающими организациями-гарантирующими поставщиками и энергоснабщающими организациями, не подпадающими под ценовое регулирование, является значительной. В связи с этим наблюдается уход потребителей в те энергоснабжающие организации, у которых конечная цена на электрическую энергию является ниже, поскольку потребители, как правило, руководствуются целью экономии. При таких условиях, казалось бы, имеет место конкуренция между энергоснабжающими организациями и существует реальная борьба за каждого потребителя. Но в силу действующего процесса ценообразования конкуренция перестала быть равной, поскольку энергоснабжающие организации оказались в разных статусах с неравными возможностями. Такая сложившаяся ситуация на рынке электроэнергии нарушает предусмотренный в статье 6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан принцип равенства субъектов предпринимательства.

Именно вышеупомянутая дифференциация тарифов на услуги электроснабжения способствует тенденции ухода крупных потребителей (юридических лиц и бюджетных организаций) к альтернативным энергоснабжающим организациям, что негативно сказывается на населении, так как уменьшение объемов гарантирующих поставщиков приводит к ежегодному росту среднеотпускного тарифа (при уменьшении объемов затраты и убытки ложатся на оставшихся потребителей). Об этом отрицательном последствии введения дифференцированных тарифов отмечается в Концепции защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан на 2022-2026 годы [14, с.7].

Вместе с тем, следует отметить, что Агентством Республики Казахстан по защите и развитию конкуренции проводится работа по поэтапному сокращению и устранению к 2025 году дифференцированных тарифов между группами потребителей на услуги электроснабжения с целью создания равных условий конкуренции между всеми действующими энергоснабжающими организациями и обеспечения возможности самостоятельного выбора потребителями поставщика электрической энергии.

Для поэтапной отмены дифференциации тарифов по группам потребителей для энергоснабжающих организаций планируется следующий комплекс мер:

1) механизм адресной социальной помощи уязвимым слоям населения по оплате счетов за электрическую энергию;

2) проведение цифровизации отрасли в сфере энергоснабжающих организаций для обеспечения прозрачности формирования отпускной цены, а именно весь этап формирования от закупа электрической энергии от источников, транспортировки по линиям электропередач и снабженческой надбавки;

3) создание единой платформы для выбора потребителями энергоснабжающей организации и свободного перехода от одного поставщика к другому.

На сегодня в рамках пилотного проекта Агентством Республики Казахстан по защите и развитию конкуренции начата работа по отмене дифференцированного тарифа по группам потребителей в городе Алматы, Западно-Казахстанской и Костанайской областях [12, с.1].

В целях решения имеющихся проблем в сфере электроэнергетики 21 ноября 2022 года была утверждена новая Концепция развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан на 2022-2026 годы, в которой отмечается формальность создания конкурентного рынка для энергоснабжающих организаций [7, с.1].

Во вновь утвержденной в текущем году Концепции развития электроэнергетической отрасли Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы отмечается, что развитие конкуренции на розничном рынке между энергоснабжающими организациями концептуально ограничивает: текущая структура монопольной аффилированности на рынке; механизмы ценового регулирования в виде перекрестного субсидирования; несформированная активность розничных потребителей, в особенности в вопросе смены поставщиков [8, с.13]..

Следует отметить, что порядок смены энергоснабжающей организации не был детально урегулирован до 2020 года, несмотря на предусмотренное в Законе Республики Казахстан «Об электроэнергетике» право выбора поставщика. Как следствие, отсутствие четко регламентированной процедуры смены энергоснабжающей организации влекло злоупотребления со стороны поставщиков, затягивающих переход потребителя от одной энергоснабжающей организацию в другую. И только 6 февраля 2020 года были внесены необходимые изменения в Правила розничного рынка, которые были дополнены новым пунктом 22-1, предусматривающим, что для смены энергоснабжающей организации потребитель направляет в новую энергоснабжающую организацию заявление о смене энергоснабжающей организации [11, с.6]. Затем новая и прежняя энергоснабжающие организации производят перепись показаний приборов коммерческого учета и составляют акт приема-передачи, на основании которого производится расчет и заключается договор с новой организацией.

Подводя итог, следует отметить, что в Казахстане в условиях конкуренции смена энергоснабжающей организации стала фактически доступна в основном для небытовых потребителей – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе бюджетных организаций, поскольку по ряду вышеуказанных причин многие энергоснабжающие организации не заинтересованы в обслуживании бытовых потребителей. В случае не урегулирования на законодательном уровне проблемы с дифференцированными тарифами, разрыв между тарифами физических и юридических лиц будет расти, что в итоге негативно повлияет на весь рынок электрической энергии.

В пункте 4 статьи 490 Гражданского кодекса Республики Казахстан предусмотрено право бытового потребителя в одностороннем порядке отказаться от договора энергоснабжения [2, с.32]. Договор энергоснабжения является публичным договором и отказ энергоснабжающей организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается в соответствии с пунктом 3 статьи 387 Гражданского кодекса Республики Казахстан. 

Потребитель, являясь «слабой стороной», нуждается в дополнительной защите его прав и законных интересов не только путем их провозглашения на законодательном уровне, но и созданием реальных возможностей для реализации этих прав. Предоставив потребителю право выбора энергоснабжающей организации, необходимо создать условия и обеспечить потребителю возможность выбора поставщика электрической энергии. Иначе потребитель, особенно население, окажется в такой ситуации, когда право у него есть, а выбора – нет [15, с.1].

 

Список литературы:
1. Аналитическое исследование «Продвижение инициативы управления электроэнергетикой (Electricity Governance Initiative) в Казахстане». Учреждение «Демократическая экспертиза. Аналитическая служба Петра Своика» [Электронный ресурс] URL:  https://www.soros.kz/wp-content/uploads/2018/02/research_about_electricity_governance_initiative.pdf (дата обращения: 04.09..2023)
2. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I [Электронный ресурс] URL:  https://adilet.zan.kz/rus/docs/K990000409_ (дата обращения: 04.09..2023)
3. Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588-II «Об электроэнергетике» [Электронный ресурс] URL:  https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z040000588_ (дата обращения: 04.09..2023)
4. Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях» [Электронный ресурс] URL:  https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000202  (дата обращения: 04.09..2023)
5. Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года № 112-IV «О конкуренции», утративший силу с 1 января 2016 года [Электронный ресурс] URL:   https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z080000112_ (дата обращения: 04.09..2023)
6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года № 724 «Об утверждении Концепции развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года» [Электронный ресурс]  URL:  https://adilet.zan.kz/rus/archive/docs/P1400000724/28.06.2014 (дата обращения: 04.09..2023) 
7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 ноября 2022 года № 931 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года № 724 «Об утверждении Концепции развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года» [Электронный ресурс] URL:  https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000931 (дата обращения: 04.09..2023)
8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 263 «Об утверждении Концепции развития электроэнергетической отрасли Республики Казахстан на 2023-2029 годы» [Электронный ресурс] URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000263 (дата обращения: 04.09.2023)
9. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V  [Электронный ресурс] URL:  https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375 (дата обращения: 04.09..2023)
10. Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 111 «Об утверждении Правил организации и функционирования розничного рынка электрической энергии, а также предоставления услуг на данном рынке» [Электронный ресурс] URL:  https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500010533 (дата обращения: 04.09..2023)
11. Приказ Министра энергетики Республики Казахстан № 43 от 6 февраля 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министра энергетики Республики Казахстан» [Электронный ресурс] URL:   https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000020011 (дата обращения: 04.09.2023)
12. Пилотный проект поэтапного сокращения дифференциации тарифов на электроэнергию презентован в Алматы [Электронный ресурс] -URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/zk/press/news/details/372411?lang=ru/ (дата обращения: 04.09..2023)
13. Список энергоснабжающих организаций, заключивших договора на оказание услуг по передаче электроэнергии по состоянию на 9 февраля 2023 года и список энергоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность по заключению договоров электроснабжения с физическими лицами [Электронный ресурс] URL: https://www.astrec.kz/ru/page/docua/ (дата обращения: 18.02.2023)
14. Указ Президента Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 938 «Об утверждении Концепции защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан на 2022-2026 годы» [Электронный ресурс] URL:  https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2200000938  (дата обращения: 04.09..2023)
15. Ульянкина Е. Право есть, а выбора – нет  [Электронный ресурс]. -2021. URL: https://kazpravda.kz/n/pravo-est-a-vybora-net/ (дата обращения: 18.02.2023)